В ходе публичных слушаний освещался вопрос об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта и необходимости направления в УФАС документов для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.
Также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта, заказчик производит взыскание обеспечения исполнения контракта, в частности предъявляет соответствующее требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии в адрес организации-гаранта.
Согласно части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 Nº 44-Ф3 в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1-6.2-1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013
Nº 44-Ф3.
Таким образом, при цене контракта с начальной (максимальной) ценой контракта более 15 миллионов рублей заказчик имеет право установить обеспечение в размере 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 Nº 44-Ф3 если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем 15 миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на 25 и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, при снижении цены контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта обеспечение устанавливается уже в размере 45 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
По итогам торгов контракт может быть заключен с победителем закупки, предложившем цену контракта сниженную на 60 и более процентов.
Таким образом, мы получим контракт, в котором размер обеспечения контракта установлен более цены контракта. Контракт составляет 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта или менее, а обеспечение составляет 45 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 3 типовой формы независимой гарантии, предоставляемой в исполнения контракта, утвержденной Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 Nº 1005 установлено:
«3. Бенефициар в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обязательств, обеспеченных настоящей независимой гарантией, вправе до окончания ее срока действия предъявить требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование) в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему исполненных принципалом обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных бенефициаром, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта и сумму независимой гарантии.».
Таким образом, выдавая независимые гарантии, организации-гаранты исходят из того, что заказчик имеет право направить требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии только в размере цены контракта, в том числе по контрактам, обязательства по которым не исполнены в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, законодательство вводит в заблуждение заказчиков, при этом поставщики (подрядчики, исполнители) несут дополнительные расходы при получении независимых гарантий, а организации-гаранты, выдающие независимые гарантии, получают необоснованную прибыль, выдавая независимые гарантии по контрактам, в которых размер обеспечения контракта превышает цену контракта.
В том числе такое условие независимой гарантии приводит к невозможности произвести взыскание обеспечения по контрактам, согласно которым цена, достигается на аукционе на право заключения контракта и является суммой, которую поставщик (подрядчик, исполнитель) платит заказчику за право поставить товар (выполнить работу, оказать услугу), так как по таким контракта стоимости товара (работ, услуг) составляет 0 (ноль) рублей.
На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть возможность о направлении соответствующего обращения по дополнению постановления Правительства
РФ от 08.11.2013 Nº 1005 нормой:
«В случае, если размере обеспечения исполнения контракта (сумма независимой
гарантии) превышает цену контракта, то:
3.Бенефициар в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
принципалом обязательств, обеспеченных настоящей независимой гарантией, вправе до окончания ее срока действия предъявить требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии (далее - требование) в размере суммы независимой гарантии, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему исполненных принципалом обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных бенефициаром.».

15 марта 2024, 14:01

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
сообщает, , что Ваше обращение, поступившее в ходе публичных слушаний, с предложением о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства Nº 1005 от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" направлено в ФАС России для дальнейшего рассмотрения.

Наверх