Об итогах публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Тамбовского УФАС России во II квартале 2018 года

30 июля 2018, 14:48

26 июля 2018 года Тамбовское УФАС России провело публичные обсуждения результатов правоприменительной практики во II квартале 2018 года.

 

В мероприятии приняли участие представители региональных общественных объединений, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области, представители органов власти области, местного самоуправления и бизнес-сообществ, всего около двухсот человек.

 

После открытия публичных обсуждений заместитель руководителя Тамбовского УФАС России Колодина Наталия Николаевна сообщила об итогах деятельности Управления за 2 квартал 2018 года и прошедшее полугодие в целом.

 

«Основным значимым мероприятием отчётного периода является встреча 17 июля 2018 года заместителя главы Федеральной антимонопольной службы  России Даниила Фесюка с первым заместителем главы администрации Тамбовской области Александром Гановым. В рамках визита было подписано соглашение о взаимодействии между ФАС России и администрацией Тамбовской области. Регион в настоящее время уже разрабатывает «дорожную карту» развития конкуренции, в которую из общего списка войдет 33 рынка. При этом область уже выполнила на 100 % 10 из предусмотренных ключевых показателей» - подчеркнула Наталия Колодина.

 

В соответствии с программой мероприятия с докладом «Контроль бюджетных закупок в 1 полугодии 2018 года по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выступила ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России   Козлова Наталья Евгеньевна

 

В первом полугодии 2018 года в Тамбовское УФАС России поступило 150 жалоб (в 1 полугодии 2017 года – 221) от участников закупок.  Из общего количества поступивших жалоб возвращено  17 жалоб, 22 жалобы отозвано заявителями.

 

Большое количество жалоб  на действия  государственных заказчиков Тамбовской области и муниципальных заказчиков  (их доля в 1 полугодии 2018 года составила 79% от общего количества поданных жалоб) объясняется тем обстоятельством, что в Тамбовской области объявляется много закупок, в том числе крупных, в рамках реализации федеральных и региональных программ дорожного строительства, строительства, капитального ремонта зданий и сооружений в Тамбовской области.

 

Наталья Козлова указала, что по-прежнему наиболее частой проблемой, встречающейся при рассмотрении Тамбовским УФАС России жалоб, являются действия заказчиков по установлению  необоснованно завышенных требований к материалам, используемым при выполнении работ, и излишне сложному их написанию, что вызывает трудности с их пониманием и заполнением заявок на участие в аукционе. Результатом, как правило, является дальнейшее отклонение подавляющего числа участников закупок, совершивших ошибки при составлении заявок, а значит, сокращение количества участников и снижение эффективности закупок.

 

Наталья Козлова предупредила об административной ответственности и привела данные статистики. Всего за 1 полугодие 2018 года Тамбовское УФАС России рассмотрело 145 дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе. По результатам рассмотрения  дел выдано 129 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1 млн. 586 тыс.руб.

 

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Елена Михайловна рассказала об особенностях возбуждения и рассмотрения дел по выявлению фактов недобросовестной конкуренции при проведении чемпионата мира по футболу FIFA – 2018.  

Так, по окончании Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 были подведены правовые итоги, касающиеся порядка применения Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данный закон был призван решить одну из ключевых организационных задач, стоящих перед организаторами – обеспечение добросовестной конкуренции при проведении турнира.

Елена Михайловна отметила актуальность данной темы, а также привела примеры  данного вида нарушений на территории  Тамбовской области.

К примеру, 28  мая 2018 года Тамбовское УФАС России возбудило дело в отношении ОАО «Завод пивоваренный  «Моршанский» по признакам недобросовестной конкуренции     на рынке  розничной реализации пива. Поводом для возбуждения дела послужило обращение Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) о нарушении ее  имущественных прав при использовании Символики Чемпионата мира по футболу 2018.

 

В процессе рассмотрения дела установлено, что завод  без разрешения правообладателя  (FIFA) произвел и реализовал   в торговые сети города Тамбова и Тамбовской области пиво марок «Жигулевское» и «Моршанское»,  используя  на этикетке бутылки   обозначения «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», сходные  до степени смешения  с товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана  на территории России.     

 

Подобные  действия в соответствии со специальной нормой   Закона о подготовке и проведении в России Чемпионата мира по футболу признаются актом недобросовестной конкуренции.

 

Еще одно дело Тамбовское УФАС России возбудило   по части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции в отношении владельца пивного бара «Горький Паб». Поводом для расследования  также  послужило обращение Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA).

 

Зафиксировано, что во время проведения Чемпионата Мира по футболу-2018 на рекламном баннере, размещенном на ограждении открытой веранды     пивного бара «Горький Паб»,    незаконно используются  обозначения  «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018»,   сходные  до степени смешения  с товарными знаками, принадлежащими FIFA

 

Незаконное использование в рекламе питейного заведения «Горький Паб»  Символики спортивных соревнований без разрешения правообладателя направлено на формирование у посетителей заведения представления о коммерческой причастности к FIFA и Чемпионату мира по футболу  FIFA 2018  в России,  способно создать представление о связи Общества с FIFA   и одобрении FIFA на размещение указанных обозначений.

 

 «….Таким образом, лицо, не заключившее маркетинговый контракт с организатором спортивного мероприятия, создающее ложное впечатление о своей причастности к чемпионату, совершает акт недобросовестной конкуренции не по отношению к организатору, а по отношению к добросовестным маркетинговым партнерам, поскольку такое лицо не несет расходов на оплату маркетинговых прав, тем самым он получает необоснованные материальные преимущества в виде сэкономленных средств» - подытожила Елена Михайловна.

 

 

Главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Семикина Кристина Сергеевна выступила с докладом: «Результаты антимонопольного контроля органов власти во 2 квартале 2018 года».

 

Во втором квартале 2018 года было выдано 16 предупреждений в отношении органов местного самоуправления по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрации г. Уварово в апреле 2018 года было выдано предупреждение по результатам рассмотрения обращения прокуратуры Тамбовской области, которая сообщила о признаках нарушения антимонопольного законодательства органами власти Тамбовской области при возмещении расходов хозяйствующим субъектам по перевозке отдельных категорий граждан.

 

При рассмотрении обращения установлено, что администрацией города Уварово принято постановление от 29.12.2017 № 1509 «Об утверждении Порядка предоставления  из бюджета г. Уварово субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам  на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот на проезд».

 

По данным администрации г. Уварово при сверке льготных талонов за период  с 1 декады января 2018 года по  2 декаду февраля 2018 года по перевозчику ООО «Нико» было выявлено не принятых к возмещению талонов в количестве 3313 шт. на сумму 49633 руб.

Однако, рассматриваемый Порядок, утвержденный постановлением от 29.12.2017 № 1509,   не содержит четких и однозначных оснований, по которым хозяйствующему субъекту-перевозчику может быть отказано в принятии к возмещению льготных проездных билетов,  что создает необоснованные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности, а также может привести к созданию  дискриминационных условий отдельным перевозчикам на рынке пассажирских перевозок.

 

В связи с наличием признаков  нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции администрации г. Уварово было выдано предупреждение о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановления администрации города Уварово Тамбовской области

 

Все предупреждения исполнены в предписываемый срок, как подчеркнула Кристина Семикина.

 

Особое внимание докладчик уделила итогам судебного разбирательства по факту незаконности переуступки прав и обязанностей по договору. 26 июня 2018 года апелляционный суд оставил без изменения Решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу №А64-8530/2017, а апелляционные жалобы администрации города Тамбова, ООО «Капитал» и ООО «Жилищно-строительная компания «Юг»-без удовлетворения.

 

 

Доклад ведущего специалиста - эксперта Мясниковой Алены Николаевны был посвящен результатам контроля ведомства в сфере рекламы финансовых услуг, рекламы стимулирующих мероприятий, а также алкогольной продукции.

 

Были приведены примеры наиболее частых нарушений по каждому из заявленных направлений и приведено сравнение основных показателей 2017 и 2018 года.

 

В рекламной акции ювелирного магазина «Изумрудный рай» с предложением выиграть «свадебное путешествие в Доминикану» усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства. Установлено, что при входе в ТЦ Браво-Сити, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 27/211, размещается реклама  следующего содержания: «Изумрудный рай. Ювелирная сеть. НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ обручальных колец с бриллиантом за 7 990 руб. Выиграйте свадебное путешествие в Доминикану. Подробности об организаторе мероприятия, о правилах и сроках по телефону 88007007532». В вышеуказанной рекламе, стимулирующей потребителей приобретать продукцию магазина «Изумрудный рай», не указаны сроки проведения данного мероприятия, что недопустимо в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о рекламе.

 

Реклама сети магазинов «Красное & Белое» признана ненадлежащей. Было установлено, что в рекламных журналах магазина рекламировалась алкогольная продукция, при этом предупреждающая надпись о вреде чрезмерного потребления алкоголя в рекламе отсутствовала, что недопустимо в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе. Кроме того, в одном из выпусков рекламировались крепкие алкогольные напитки торговых марок "Традиции Молдавии", "Русский Крым", "Черноморский", "Армянский", "Апшерон" с использованием анимационных образов маленьких людей различных профессий, что запрещено в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

 

Также приводились примеры рекламы финансовых услуг с нарушением статьи 28 Закона о рекламе. К примеру, во 2 квартале 2018 года было рассмотрено дело в отношении ООО «БИЗНЕСМОНТАЖСТРОЙ».

В рекламе ипотечного кредитования по продаже квартир в г. Тамбове, размещавшейся на рекламной конструкции, расположенной вблизи здания по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 167 В, предлагались «доступные квартиры от застройщика от 800 тыс. руб. Ипотека без первоначального взноса от 7,5 % годовых!». При этом, в рекламе отсутствовали сведения о лице, оказывающем услуги ипотечного кредитования, а также об остальных условиях, определяющих полную стоимость ипотечного кредитования для заемщика и влияющих на нее. Отсутствие этой обязательной информации нарушает часть 1 статьи 28, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

 

 

Главный специалист - эксперт отдела контроля деятельности естественных монополий и рекламного контроля Дедова Елена Николаевна в своем докладе осветила такие направления работы Тамбовского УФАС России, как контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере электроэнегетики.

 

Елена Николаевна обратила внимание сетевых организаций на необходимость неукоснительного соблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

 

Как показывает практика Тамбовского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми сетевыми организациями, являются несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению (вместо установленных 6 месяцев – более длительный срок); нарушение положений Правил о плате за технологическое присоединение (не установление льготных условий технологического присоединения, а именно платы в размере 550 руб.).

 

 

Результаты рассмотрения жалоб в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в отчетном периоде осветил специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкин Алексей Александрович.

 

Динамика количества жалоб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2 квартал 2017 года) стабильная, свидетельствует о том, что во 2 кв. 2017 года больше жалоб было на торги, проводимые в основном в соответствии с требованиями 223-ФЗ (Закон о закупках), 127-ФЗ «О банкротстве», Земельным кодексом, а во 2 квартале 2018 года треб-ми ФЗ-223-ФЗ (Закон о закупках) и Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (ред. от 04.03.2015) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

 

Во 2 квартале 2018 года в Тамбовское УФАС России в порядке статьи 18.1 ФЗ-135 «О защите конкуренции» поступило 10 жалоб, 3 из которых признаны обоснованными, 2- необоснованными, 4-возвращены, рассмотрение одной жалобы было прекращено из-за отсутствия соответствующих полномочий у антимонопольного органа.

 

Заявители, чьи доводы признаны обоснованными, обращались в Тамбовское УФАС России с жалобами на действия Заказчика (Организатора торгов) и комиссии Заказчика (Организатора торгов) по следующим обстоятельствам: об отказе от проведения конкурса; задаток, уплаченный в качестве обеспечения заявки, поданной на участие в торгах, не возвращен в установленный срок; заявка, поданная на участие в торгах, отклонена; заказчиком в документации запроса котировок указаны недостоверные сведения о количестве и характеристиках закупаемых услуг.

 

Необоснованными, в основном, были признаны жалобы на торги, проводимые в соответствии с требованиями Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», указал Алексей Абанкин.

 

Также были приведены примеры обоснованных жалоб на действия Организатора торгов по  факту нарушения требований Постановления Правительства РФ «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

 

Затем выступила заместитель руководителя Тамбовского УФАС России Колодина Наталия Николаевна с докладом на тему: ««Изменения законодательства о контрактной системе и законодательства о закупках».                                                                                               

 

В конце июня – начале июля 2018 года вступили в силу множественные изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что обязательно следует учитывать при публикации извещений о закупках, начиная с 1 июля 2018 года.

 

Например, с 29 июня текущего года действуют изменения Закона о контрактной системе, определяющие, что все унитарные предприятия могут не проводить закупки за счет собственных средств по Закону N 44-ФЗ. При этом, чтобы перейти на Закон N 223-ФЗ уже в этом году, нужно до 1 октября разместить в ЕИС положение о закупке и план закупки или изменить действующие документы. Кто не успеет, необходимо до конца года вести закупки по-прежнему.

 

Новое положение о закупках унитарных предприятий должно соответствовать изменениям Закона о закупках 223-ФЗ, вступившим в силу 1 июля.

Аналогично, при переходе на 223-ФЗ следует изменить план закупок и план-график по Закону N 44-ФЗ, исключив из них позиции, перенесенные в план по Закону N 223-ФЗ.

 

Также указано на самые важные изменения в Законе:

1) установление размера обеспечения заявки в зависимости от НМЦК, а именно – нельзя требовать обеспечение заявки с ценой конкурса или аукциона до 1 млн. руб., до 20 млн. руб. включительно – в размере от 0,5 до 1 % НМЦК, свыше 20 млн. руб. – в диапазоне от 0,5 до 5 % НМЦК;

2) установление дополнительного требования к участникам закупки об отсутствии  законодательных ограничений для участия в закупке согласно новому пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) сведения в реестр контрактов вносятся теперь в течение пяти рабочих дней;

4) изменения статьи 94 (часть 9), определяющие, что отчёт об этапах исполнения контракта потребуется теперь только для контрактов, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей.

 

Заключительная часть мероприятия была посвящена ответам на вопросы участников публичных обсуждений, большая часть из которых касалась особенностей применения Закона о контрактной системе.

 

 

Подробнее: Мясникова Алена Николаевна (т. 8- 4752-72-93-54). 

 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх