Доклад руководителя Тамбовского УФАС России: «Антимонопольный комплаенс в органах власти»
11 октября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

ФАС  подготовила, а на прошлой неделе  Правительство РФ утвердило методику по созданию и организации системы внутреннего контроля в органах власти.
 

Методика утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р для федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства также рекомендовано руководствоваться этими методическими рекомендациями.

 

 Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса

 

Цели антимонопольного комплаенса:

а) обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа.

 

 Задачи антимонопольного комплаенса:

а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

в) контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

г) оценка эффективности функционирования в органе антимонопольного комплаенса.

 

 При организации антимонопольного комплаенса рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

а) заинтересованность руководства органа власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) обеспечение информационной открытости антимонопольного комплаенса;

г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;

д) совершенствование антимонопольного комплаенса.

 

 Акт об антимонопольном комплаенсе

 

 Для организации антимонопольного коплаенса должен быть принят акт, в котором содержатся:

- сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;

- порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;

- порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;

- меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

- ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в  органе власти.

Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте.

 

                 Уполномоченное подразделение (должностное лицо)

и коллегиальный орган

 

 Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем  органа, который:

а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

б) применяет  меры ответственности за несоблюдение акта об антимонопольном комплаенсе;

в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

 

 В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в  органе исполнительной власти должно быть определено уполномоченное подразделение (назначено должностное лицо:

подотчетное непосредственно руководству  органа ;

имеющее достаточные  полномочия и ресурсы для выполнения своих задач.

 

К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) должны относиться следующие функции:

а) подготовка акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс),  документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование служащих по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

и) информирование руководителя органа о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

 

 

 Оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган:

а) рассмотрение и оценка мероприятий в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

 

 Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе  власти.

 

 Выявление и оценка рисков нарушения

антимонопольного законодательства

 

В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе должны проводиться:

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов ;

в) анализ проектов нормативных правовых актов;

г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

 При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:

а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности  органа ;

б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;

г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.

 На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

 

                           Мероприятия по снижению рисков нарушения

антимонопольного законодательства

 

 В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

 Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса

 

. В целях оценки эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа  в целом.

 Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса .

 

 Доклад об антимонопольном комплаенсе

 

 Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

б) об исполнении мероприятий по снижению рисков;

в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

         Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).

 Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте.

 Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться  в Федеральную антимонопольную службу.

 

 

 

 

 

Семь регионов сделали уверенный шаг к выполнению Нацплана по развитию конкуренции и поручений Президента страны по итогам апрельского Государственного совета.

- Московская область;
- Ульяновская область;
- Республика Башкортостан;
- Еврейская автономная область;
- Тульская область;
- Тамбовская область;
- Кировская область.

Эти регионы составили свои перечни ключевых показателей развития конкуренции и уже получили их одобрение со стороны ФАС России.

 

Наверх