ФАС подготовила, а на прошлой неделе Правительство РФ утвердило методику по созданию и организации системы внутреннего контроля в органах власти.
Методика утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р для федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства также рекомендовано руководствоваться этими методическими рекомендациями.
Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа.
Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в органе антимонопольного комплаенса.
При организации антимонопольного комплаенса рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
а) заинтересованность руководства органа власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
Акт об антимонопольном комплаенсе
Для организации антимонопольного коплаенса должен быть принят акт, в котором содержатся:
- сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
- порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;
- порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
- меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
- ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти.
Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо)
и коллегиальный орган
Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса должен осуществляться руководителем органа, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет меры ответственности за несоблюдение акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти должно быть определено уполномоченное подразделение (назначено должностное лицо:
подотчетное непосредственно руководству органа ;
имеющее достаточные полномочия и ресурсы для выполнения своих задач.
К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) должны относиться следующие функции:
а) подготовка акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
и) информирование руководителя органа о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
Оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган:
а) рассмотрение и оценка мероприятий в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе власти.
Выявление и оценка рисков нарушения
антимонопольного законодательства
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе должны проводиться:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов ;
в) анализ проектов нормативных правовых актов;
г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа ;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
Мероприятия по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса
. В целях оценки эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа в целом.
Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно проводить (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса .
Доклад об антимонопольном комплаенсе
Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте.
Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен направляться в Федеральную антимонопольную службу.
Семь регионов сделали уверенный шаг к выполнению Нацплана по развитию конкуренции и поручений Президента страны по итогам апрельского Государственного совета.
- Московская область;
- Ульяновская область;
- Республика Башкортостан;
- Еврейская автономная область;
- Тульская область;
- Тамбовская область;
- Кировская область.
Эти регионы составили свои перечни ключевых показателей развития конкуренции и уже получили их одобрение со стороны ФАС России.