Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясниковой Алены Николаевны на тему: «Обзор нарушений рекламного законодательства за 2019 год. Административная ответственность за нарушение норм Закона о рекламе. Институт предупреждения»
26 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясниковой Алены Николаевны на тему: «Обзор нарушений рекламного законодательства за 2019 год. Административная ответственность за нарушение норм Закона о рекламе. Институт предупреждения»

 

В 2019 году возбуждено 45 дело (в 2018 году - 61) по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. По результатам рассмотрения дел вынесено 38 решения (в 2018 году - 52) о признании рекламы ненадлежащей, 7 дел (в 2018 году – 9) было прекращено. Преимущественные нарушения статей 5, 18, 28 Закона о рекламе, как и в 2018 году.

Тамбовским УФАС России в 2019 году возбуждено 45 административных дел (в 2018 - 53) по факту нарушения требований Закона о рекламе.

Вынесено 44 постановления  о привлечении к административной ответственности (в 2018-50). Из них выдано 31 (в 2018 году - 35) предупреждений и наложено 13 (в 2018 - 15) административных штрафов на сумму более 600 тысяч рублей. Прекращено 1 производство по делу об административном правонарушении.

В 2019 году, также как и в отчетном периоде прошлого года преимущественные нарушения касались части 1 статьи 14.3 КоАП РФ (вынесено 41 постановления (в 2018 - 44). За размещение рекламы на  одной опоре с дорожными знаками (часть 1 статьи 14.38 КоАП РФ) привлечено к административной ответственности 1 лицо. Кроме того, за непредставление информации в антимонопольный орган (часть 6 статьи 19.8 КоАП РФ) привлечено к административной ответственности 2 лица.

 

Среди рассмотренных дел можно выделить следующие.

 

Рассмотрено дело в отношении акции магазина «Магнит»

 

Дело было возбуждено по заявлению жителя города Тамбова.

8 апреля 2019 года заявитель совершил покупку в одном из магазинов «Магнит» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 190, ему был предоставлен рекламный купон со специальным штрихкодом и текстом следующего содержания: «Акция. Скидки и сюрпризы в наш юбилей! ВАШ КУПОН на скидку 63 % на покупку таблеток «FINISH ALL in1 для посудомоечных машин 65 шт» в период с 11.04 по 13.04. Не  более 10 штук в одном чеке. Скидка предоставляется единоразово в магазинах «Магнит Семейный» -63%».

13 апреля 2019 года заявитель обратился в магазин «Магнит» для приобретения указанного товара со скидкой 63%, как было заявлено в рекламе, однако, заявителю было отказано по причине отсутствия данного вида продукции в магазине.

В акции, размещенной в рекламном купоне, содержалась не соответствующая действительности информация о возможности приобретения товара в определенном месте или в течение определенного срока, поскольку 13 апреля 2019 года «таблетки FINISH ALL in1 для посудомоечных машин», как указано в рекламе, не продавались.

Представитель АО «Тандер» на рассмотрении указал, что заявитель имел право обратиться в другой магазин «Магнит Семейный» и получить акционный товар со скидкой, однако, заявитель своим правом не воспользовался. Установлено, что магазин «Магнит Семейный» в городе Тамбове один и располагается по адресу совершения покупки заявителем (г. Тамбов, ул. Советская, д. 190), ближайший филиал магазина «Магнит Семейный» находится в городе Мичуринске Тамбовской области, который находится на существенном расстоянии от города Тамбова.

Таким образом, заявитель был фактически лишен своего права на приобретение таблеток для посудомоечных машин со скидкой, ввиду отсутствия их в наличии в единственном магазине «Магнит Семейный» в городе Тамбове и отсутствия предложений альтернативы.

С учетом изложенного, реклама нарушала требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

АО «Тандер» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 тыс.рублей.

Реклама сети фирменных АЗС «ТНТ» признана ненадлежащей

 

Тамбовским УФАС России установлено, что на рекламной конструкции при выезде из города Тамбова на автомобильной дороге М-4 «Дон» - Тамбов-Волгоград-Астрахань размещалась реклама следующего содержания: «Сеть фирменных АЗС. ТНТ. Лучший выбор!».

В рассматриваемой рекламе содержалось утверждение о преимущественно лучшем выборе данной фирмы без указаний, на основании каких данных сделан вывод о преимуществе данной АЗС перед другими компаниями.      

На рассмотрение дела не представлены доказательства, подтверждающие, что указанная автозаправочная станция соответствует заявленному в рекламе показателю.

19 декабря 2019 год реклама автозаправочной станции «ТНТ» признана ненадлежащей,  нарушающей требования Закона о рекламе. Предписание не выдавалось в связи с добровольным устранением нарушения.

В настоящее время виновное лицо привлекается к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Пресечено распространение рекламы займов под материнский капитал с указанием недостоверных сведений о лице, предоставляющем займы

 

Установлено, что с 02.10.2018 по 26.04.2019 при входе в офис финансовой компании «ЦЕНТР КАПИТАЛ» по адресу: г. Тамбов, ул. Студенецкая, 34 размещалась реклама выдачи займов под материнский капитал с предложением «Комиссия от 40000 рублей. Рассмотрение за 3 часа! Перечисление в течение 1 рабочего дня. Минимальные требования к заемщику. г. Тамбов, ул. Студенецкая, д. 34. 8-800-333-0-555 звонок по России бесплатный. КПК «Центр Капитал», юридический адрес: 398059, г. Липец, ул. Неделина, стр. 63 и т.д.». При этом, согласно выписке из ЕГРЮЛ КПК «Центр Капитал» (г. Липецк, ул. М.И. Неделина, стр. 63, пом.4) ликвидировано 07.09.2018.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что деятельность по указанному адресу осуществляет ООО «ЦЕНТР КАПИТАЛ» с тем же юридическим адресом (г. Липецк, ул. М.И. Неделина, стр. 63, пом.4), но другой организационно-правовой формой.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в рекламе существенной информации о лице, предоставляющем рекламируемые услуги, что вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуг юридическим лицом КПК «Центр Капитал» по рассматриваемому адресу.

Поскольку КПК «Центр Капитал» ликвидировано 07.09.2018, фактически услуги по предоставлению займов по рассматриваемому адресу оказывало ООО «ЦЕНТР КАПИТАЛ» без соответствующего разрешения на выдачу займов, следовательно, вышеуказанная реклама нарушала требования пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 части 7, части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

ООО «ЦЕНТР КАПИТАЛ»  привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 тыс.рублей.

 

Какие меры ждут нарушителей рекламного законодательства?

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрена статьей 38 Закона о рекламе.

Согласно части 4 статьи 38 Закона о рекламе, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьи 14.3, ч. 4 статьи 14.3.1, 14.38, 19.31 КоАП РФ устанавливает штрафные санкции за нарушение законодательства о рекламе.

Самый распространенный вид правонарушений предусмотрен частью 1 указанной статьи.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" введена статья 4.1.1 КоАП, которая специально для малого и среднего бизнеса включила  правило о замене штрафа предупреждением. Оно действует, если нарушение

1.совершено впервые

2.отсутствует имущественный ущерб и нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства.

С момента введения этой нормы прошло почти 3 года и теперь можно подвести итоги того, как она применяется на практике.

Можно утверждать, что антимонопольный орган превратился в орган предупредительного контроля.

Например, в двух из трех случаев штраф заменяется предупреждением. Надо заметить, что это действенная мера, поскольку за всё время ее действия, не было ни одного случая, чтобы лицо, получившее предупреждение повторно совершило правонарушение. Этому способствует и то, что лицо, предупрежденное административным органом начинает серьезнее и внимательнее относится к требованиям законодательства, чтобы повторно не ошибиться.

Штрафные санкции за нарушение законодательства о рекламе применяются теперь только к лицам, нарушение которых могло причинить вред жизни и здоровью людей, а также крупным сетевым организациям, таким как «ФИКС Прайс», магазин «Пятерочка», «Магнит», сеть магазинов «Красное и белое»  крупным банковским организациям – например, банк «Ренессанс кредит».

 

К крупным предприятиям относятся:

1) среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год превышает 250 человек;

2) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, превышает 2 млрд рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх