Доклад главного специалиста - эксперта Дедовой Е.Н. на тему: "Контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики. Контроль за соблюдением проведения торгов"
12 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики.

 

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее Правила).

Данные Правила определяют процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, к электрическим сетям: порядок подачи заявки на технологическое присоединение, порядок заключения договора на технологическое присоединение, сроки технологического присоединения, плата за технологическое присоединение и др.

Так, в соответствии с Правилами, любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами. Для осуществления технологического присоединения необходимо заключить договор. Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию. Так, например, в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) место жительства заявителя;

в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 95)

г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению различный для разных категорий потребителей.

В частности, для заявителей - физических лиц, которые осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности – 6 месяцев;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение;

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения.

Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

За нарушение Правил технологического присоединения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. 

 

Как показывает практика Тамбовского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми сетевыми организациями, являются:

1.      Несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов (энергопринимающих устройств) заявителей (вместо установленных 6 месяцев – более длительный срок).

Тамбовским УФАС России рассматривалось дело, возбуждённое в отношении ОАО «РЖД». Было установлено, что общество в нарушение требований действующего законодательство нарушило срок присоединения энергопринимающих устройств физического лица: вместо установленных правилами 6 месяцев, сетевая организация подключала заявителя в 8 месяцев.

2.  Нарушение положений Правил о плате за технологическое присоединение - не установление льготных условий технологического присоединения, а именно платы в размере 550 руб.

В Тамбовское УФАС России поступило заявление ИП о нарушении ПАО «МРСК Центра» Правил технологического присоединения выразившееся в неверном указание в договоре об осуществлении технологического присоединения, платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств в размере 421 797,76 руб. вместо 550 руб.

Сетевая организация обосновывает указанную в договоре плату за технологическое присоединение, что расстояние от ближайших объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, имеющих указанный в заявке класс напряжения (0,4 кВ), до границы участка заявителя по прямой линии составляет более 3-х км. Тогда как расстояние от объектов электросетевого хозяйства сетевой организации классом напряжения 10 кВ до  границы участка заявителя составляет 265 км.

3.      Установление в технических условиях излишних требований, которые не предусмотрены Правилами технологического присоединения.

В Тамбовское УФАС России поступило заявление гражданки о нарушении ПАО «МРСК Центра» Правил технологического присоединения к электрическим сетям выразившееся в навязывании заявителю обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Заявитель обратился в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» с заявлением о технологическом присоединении жилого дома к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра» выдало технические условия, в которых включило в качестве обязательств по выполнению мероприятий по технологическому присоединению для заявителя разработку проектной документации и согласование его с сетевой организацией.

Заявитель дважды обращалась в сетевую организацию об исключении указанных обязательств из технических условий, считая незаконным возложение на нее обязанностей. Однако филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» отказывал в исключении из технических условий указанных обязательств, мотивируя тем, что все соответствует действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения  запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

При этом Правилами технологического присоединения не предусмотрено для заявителей в целях технологического присоединения жилого дома разрабатывать проектную документацию. В связи с этим, требование в представлении проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с сетевой организацией, тем более выглядит незаконно.

Таким образом, должностным лицом филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» был нарушен пункт 19 Правил технологического присоединения.

За нарушение Правил технологического присоединения статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В 1 квартале 2018 года за нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 рассмотрено 1 дело об административном правонарушении в отношении должностного лица филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго».

На должностное лицо филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» наложен штраф в размере 10 000 руб.

В настоящее время должностным лицом обжалуется постановление Тамбовского УФАС России о привлечении к административной ответственности в районном суде г. Тамбова. 

 

 Помимо контроля в сфере электроэнергетики Тамбовское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства при проведении торгов.

В 1 квартале 2018 года в Тамбовское УФАС России в порядке статьи 18.1 ФЗ-135 «О защите конкуренции» поступило 15 жалоб, 3 из которых признаны обоснованными, 2 необоснованными, 9 возвращены, 1 жалоба отозвана заявителем.

Обоснованными признаны жалобы на торги (закупки) проводимые в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (ред. от 04.03.2015) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Заявители, чьи доводы признаны обоснованными, обращались в Тамбовское УФАС России с жалобами на действия Заказчика (Организатора торгов) и комиссии Заказчика (Организатора торгов) в связи с :

- неведением аудиозаписи при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками, поданными на участие в конкурсе; 

- необоснованным проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

- необоснованным отклонением заявки поданной на участие в торгах.

Необоснованные жалобы были признаны на торги, проводимые в соответствии Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

К примеру, по жалобе № АТ3-1/18: МУП «Цнинский хозяйственный центр» обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России. В качестве доводов жалобы МУП «Цнинский хозяйственный центр» указало, что Организатор торгов незаконно принял решение об отказе от проведения конкурса. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указал, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 при вскрытии конвертов с заявками Организатор конкурса не осуществлял аудиозапись.

Пунктом 39 Правил по отбору управляющей организации установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Организатора торгов представил протокол от 29.12.2017 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, пер. Дорожный, дом № 24, корпус № 3, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией – ООО «ЖЭК «Новый Тамбов» (ИНН 6829117386, ОГРН 1166820050143).

Комиссия Тамбовского УФАС России  пришла к выводу о правомерных действиях Организатора торгов по отказу от проведения торгов, поскольку собственники помещений самостоятельно выбрали способ управления домом.

 Вместе с тем, довод жалобы о неведении секретарем конкурсной комиссии аудиозаписи при проведении процедуры вскрытия конвертов с заявками, поданными на участие в торгах, признан обоснованным.

Пунктом 66 Правил по отбору управляющей организации установлено, что Организатор конкурса обязан осуществлять аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками поданными на участие в конкурсе.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Организатора торгов пояснила, что действительно в нарушение требований пункта 66 Правил по отбору управляющей организации при вскрытии конвертов с заявками, поданными на участие в конкурсе, аудиозапись процедуры вскрытия не проводилась.

Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя.

Однако, с учетом отмены торгов данное нарушение не могло повлиять на их результаты, а потому основания для выдачи предписания отсутствовали.

По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы в действиях секретаря комиссии Организатора процедуры торгов установлены признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

К примеру, по жалобе № АТ3-12/18: Глава КФХ  обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России на действия комитета по управлению имуществом Тамбовской области (далее – Организатор торгов),  в качестве довода указав, что им дважды 05.10.2017 и 01.02.2018 были поданы заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 68:10:1300005:18, площадью 1 439 205 м2 в безвозмездное пользование, однако, в нарушение требований ЗК РФ, указанный земельный участок необоснованно выставлен в аренду на аукционе.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Тамбовского УФАС России было установлено, что Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, инициировав проведение аукциона, нарушил запрет пп. 17 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ согласно которому, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении такого земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

Таким образом, Заявитель являясь главой КФХ имел право получить земельный участок в безвозмездное пользование, обратившись с соответствующим заявлением в Комитет по управлению имуществом Тамбовской области. Что им и было сделано.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что у комитета по управлению имуществом Тамбовской области не было законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

Однако, Организатор торгов в нарушение пп. 17 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ незаконно принял решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, несмотря на имеющееся заявление о предоставление этого участка в безвозмездное пользование.

 В целях восстановления законных прав Заявителя Организатору торгов было выдано предписание с требованием аннулировать аукцион и все его результаты.

Организатором торгов предписание исполнено в установленный срок.

Вместе с тем, в действиях Организатора торгов были установлены признаки антимонопольного законодательства, материалы дела переданы для рассмотрения вопроса о нарушении ст. 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции».

К примеру, обоснованной была признана жалоба индивидуального предпринимателя  на действия ТОГБСУСОН «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда» по делу № АТ3-15/18: индивидуальный предприниматель (далее – Заявитель, заявка № 4) обратилась в Тамбовское УФАС России с жалобой  на действия  ТОГБСУ СОН «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда» при проведении закупки № 31806207576. В качестве основного довода Заявитель указал, что в нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о закупках Заказчиком неправомерно предъявлены требования к закупаемым товарам, которые не указаны в документации о закупке и повлекшие при рассмотрении первых частей заявок отказ в допуске к участию в аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что причиной отклонения заявки №4 послужило то, что участник торгов в своей заявке на участие в аукционе не указал конкретную страну происхождения ткани.

Участник торгов в своей заявке № 4 в пункте 2 «Комплект штор (актовый зал – сценический задник)», в столбце «Характеристики ткани (страна происхождения товара)» указал информацию полностью соответствующую указанному требованию заказчика, а именно: «Производитель ткани: Германия, Испания, Бельгия, Турция».

Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что какая-либо инструкция по заполнению заявок, указывающая на необходимость участнику в данном случае выбрать одно из значений, отсутствует.

А вместе с тем, по общему правилу, запятая означает перечисление значений характеристик и в отличие от союза "или" не символизирует невозможность применения одновременно всех указанных характеристик товара.

Таким образом, Заявитель в своей заявке правомерно указал все сраны перечисленные через запятую.

На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу о нарушении аукционной комиссией при рассмотрении заявки индивидуального предпринимателя п. 4.8.5 Положения о закупках ТОГБСУ СОН «Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда», а также требования ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, поскольку оснований для отклонения заявки № 4 не установлено.

В действиях аукционной комиссии по рассмотрению заявок установлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Заказчику выдано предписание об отмене протоколов составленных в ходе проведения аукциона и о повторном рассмотрении заявок поданных на участие в торгах с учетом требований Закона о закупках и решением Тамбовского УФАС России.

Динамика количества жалоб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1 квартал 2017 года) свидетельствует о том, что в 1 кв. 2017 года больше жалоб было на торги проводимые в основном в соответ-ии с треб-ми ФЗ-223-ФЗ (Закон о закупках), Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в то время как в 1 кв. 2018 года жалобы были поданы в равной степени на торги проводимые в соответствии Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Постановлением Правительства N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

 

 

 

 

Наверх