«О результатах работы Тамбовского УФАС России по антимонопольному контролю хозяйствующих субъектов»
24 января 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Антимонопольный контроль деятельности хозяйствующих субъектов Тамбовское УФАС осуществляет по нескольким направлениям, основными из которых являются выявление и пресечение недобросовестной конкуренции, выявление фактов злоупотребления доминирующим положением, выявление и пресечение антиконкурентных соглашений.

Недобросовестная конкуренция.

В 4 квартале 2017 года завершилось рассмотрение 1 дела по факту недобросовестной конкуренции, возбужденного в результате неисполнения предупреждения.

ООО «ЖилТехСервис» отказывалось передавать техническую и иную документацию на многоквартирный дом новой, избранной собственниками многоквартирного дома, управляющей организаций - ООО «Жилой Тамбов».

Тамбовское УФАС России выдало ООО «ЖилТехСервис» предупреждение о необходимости передать техническую и иную документацию на многоквартирный дом № 59А, корп. 7Б по ул. Рылеева г. Тамбова в ООО «Жилой Тамбов», а также направить в адрес ресурсоснабжающих и иных организаций письма о расторжении (прекращении) договоров в отношении указанного дома.

Общество проигнорировало данное предупреждение, что послужило основанием для возбуждения дела по статье 14.8 Закона о защите конкуренции, в результате рассмотрения которого ООО «ЖилТехСервис» признано нарушившим Закон о защите конкуренции, Обществу выдано предписание о прекращении недобросовестной конкуренции в срок до 15 февраля 2018 года путем передачи технической и иной документацию на многоквартирный дом № 59А, корп. 7Б по ул. Рылеева г. Тамбова в ООО «Жилой Тамбов».

ООО «ЖилТехСервис» и его генеральному директору направлены уведомления о составлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

Напомню, что за недобросовестную конкуренцию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа: на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Контроль за осуществлением торговой деятельности

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (далее - Закона о торговле) государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле, осуществляется антимонопольным ведомством и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23.08.2017 № 73/1-1193-2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области участвовало в проведении проверок торговых сетей г. Тамбова совместно с прокуратурами Советского, Октябрьского, Ленинского и Тамбовского района г. Тамбова.

Напомню, 15 июля 2016 года вступили в силу поправки в Закон о торговле. Изменены правила продвижения товаров и услуг, предоставления информации о контрагенте, размер вознаграждения торговых сетей – теперь он ограничен величиной 5% от цены купленного товара (в эти бонусы были включены рекламные, маркетинговые и логистические услуги по продвижению товара), сроки расчета с поставщиками за поставленные продовольственные товары.

Ритейлеры должны были привести договоры с поставщиками в соответствие с новыми требованиями закона до 1 января 2017 года. Основной целью проводимых проверок было выяснить – соответствуют ли действующие договоры с поставщиками продовольственных товаров новым требованиям Закона о торговле.

На сегодняшний день проанализированы договоры поставки продовольственных товаров, заключенные АО «Тандер», АО «Корпорация «ГРИНН», ООО «Бегемот» и ООО «Андора» с поставщиками, зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территории Тамбовской области в период с 01.01.2017 по настоящее время.

В результате анализа договоров поставки продовольственных товаров, представленных АО «Тандер», АО «Корпорация «ГРИНН», признаки нарушения Закона о торговле не выявлены.

В результате проверок в договорах торговой сети «Бегемот» были выявлены нарушения ч. 4 ст. 9 Закона о торговле (выплата покупателю вознаграждения, непредусмотренного Законом о торговле); ч. 12 ст. 9 Закона о торговле (незаконное включение в договор поставки продовольственных товаров условия об оказании услуг по «продвижения товаров»).

Один из договоров поставки продовольственных товаров содержал дополнительное соглашение, противоречащее ч. 6 ст. 9 Закона о торговле.

Частью 6 статьи 9 Закона о торговле установлено, что выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

В дополнительном соглашении к одному из договоров поставки стороны договорились о следующем: «Поставщик выплачивает бонус Покупателю за своевременную оплату поставляемого товара в размере 5 % от сумм средств, поступивших на счет Поставщика за реализованную продукцию».

Такой вид вознаграждения как «за обеспечение бесперебойности заказов и своевременную оплату» не предусмотрен Законом о торговле, а потому вышеуказанное дополнительное соглашение, являющееся неотъемлемой частью договора   противоречил п. 6 ст. 7 Закона о торговле.

Один из представленных ООО «Бегемот» договоров не соответствовал ч. 12 ст. 9 Закона о торговле, в соответствии с которой включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.

Между одним из поставщиков и ООО «Бегемот» было заключено дополнительное соглашение о вознаграждении к договору поставки, согласно которому за размещение продукции производителя «Лебедяньмолоко» в категории Молочная гастрономия на 10% полочного пространства от общей площади витрины в данной категории Поставщик выплачивает премию в размере 5% от оборота по поставляемому товару без НДС за вычетом возврата и без СЗА (социально значимый ассортимент).

В соответствии с п. 4 указанного дополнительного соглашения, соглашение составлено в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и являлось неотъемлемой частью Договора поставки.

Таким образом, предметом указанного дополнительного соглашения являлось оказание услуг, связанных с продвижением товаров, что недопустимо в соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона о торговле.

Как было указано выше, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушения норм Закона о торговле.                                                     

Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров видов вознаграждения, не предусмотренных федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей (ч. 2 ст. 14.41).

В соответствии с ч. 5 ст. 14.42 КоАП РФ включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до пяти миллионов рублей.

При проведении проверок признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях торговых сетей не установлены.       

 

Антиконкурентные соглашения.

В отчетном периоде было возбуждено два дела по факту сговора на торгах.

  1. 20 октября 2017 года Тамбовское УФАС России возбудило дело в отношении ООО Научно-производственная фирма «Бинар», ООО «ПАЛАДИН», ИП Сынкова С.Н. и Деревуз М.М. по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «ПФ Каскад».

Установлено, что ООО Научно-производственная  фирма «Бинар», ООО «ПАЛАДИН», ИП Сынков С.Н. и Деревуз М.М. реализовывали единую стратегию поведения при участии в трех торгах на поставку занавес, штор и жалюзи для оснащения МБОУ «Оборонинская СОШ» Мордовского района Тамбовской области, направленную на введение добросовестных участников аукциона в заблуждение и выведения их из конкурентной борьбы с целью получения контракта ООО Научно-производственная  фирма «Бинар» по максимально возможной цене.

Так, ООО «ПАЛАДИН», ИП Сынков С.Н. и Деревуз М.М. «упали в цене» более чем на 72% начальной (максимальной) цены контрактов. По итогам рассмотрения вторых частей поступивших заявок, заявки указанных лиц признаны не соответствующими требованиям Закона о закупках. В итоге победителем в двух аукционах становится ООО Научно-производственная  фирма «Бинар». При этом заявки и ценовые предложения  подавались данными лицами  с одного ip-адреса.

Указанное поведение ООО Научно-производственная  фирма «Бинар», ООО «ПАЛАДИН», ИП Сынков С.Н. и Деревуз М.М. свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения, направленного на повышение цены на торгах, что запрещено антимонопольным законодательством.

  1. 2 ноября 2017 года Тамбовское УФАС России возбудило дело  в отношении ООО «Тамбовгеология», ООО «ТамбовТехМонтаж»  и ООО «Контурстрой» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что  в период с 2016 по 2017 годы ООО «Тамбовгеология», ООО «ТамбовТехМонтаж»  и ООО «Контурстрой» принимали участие в электронных аукционах на выполнение работ по строительству инженерных коммуникаций. При участии в данных торгах общества не конкурировали между собой, в результате снижение цены контрактов составляло 0,5%, в то время как при участии в конкурентных торгах – от 13% до 37%.

Действия ООО «Тамбовгеология», ООО «ТамбовТехМонтаж» и ООО «Контурстрой» свидетельствуют о признаках картельного сговора на торгах, направленного на заключение контрактов по максимально возможной цене.

 

На сегодняшний день дела находятся в стадии рассмотрения.

Наверх