Доклад заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Тамбовского УФАС России Мазаевой С.В. на тему: «Внедрение антимонопольного комплаенса в органах власти и хозяйствующих субъектах»
04 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Тамбовского УФАС России Мазаевой С.В. на тему: «Внедрение антимонопольного комплаенса в органах власти и хозяйствующих субъектах», 25 апреля 2019 года

 

Приоритетным направлением деятельности всех уровней власти является активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации, что прямо предусмотрено Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом № 618 поручено:

Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

- принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок до 1 марта 2019 г.

 

Органам местного самоуправления рекомендовано:

- активизировать работу по развитию конкуренции в муниципальных образованиях.

 

Цели антимонопольного комплаенса:

    • обеспечение соответствия деятельности органов власти требованиям антимонопольного законодательства;
    • профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органов власти.

 

 Задачи антимонопольного комплаенса:

 

    • выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
    • управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
    • контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;
    • оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса.

 

Принципы антимонопольного комплаенса:

 

    • заинтересованность руководства органа власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
    • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
    • обеспечение информационной открытости функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса;
    • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе власти;
    • совершенствование антимонопольного комплаенса.

 

Правовой акт о комплаенсе должен содержать:

 

  • сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в органе власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;

 

  • порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении органом власти своей деятельности;

 

  • порядок ознакомления служащих органа власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;

 

  • меры, направленные на осуществление органом власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

 

  • ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в органе и власти.

 

 Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

 

Руководитель органа власти осуществляет общий контроль за организацией и функционированием в органе власти антимонопольного комплаенса:

  • вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы органа власти, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
  • применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими органа власти акта об антимонопольном комплаенсе;
  • рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса

 

Принципы определения уполномоченного подразделения (назначении должностного лица):

а) подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководству органа власти;

б) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

 

Функции уполномоченного подразделения (должностного лица):

а) подготовка и представление руководителю органа власти акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов органа власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;

в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений органа власти, разработка предложений по их исключению;

г) консультирование служащих органа власти по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;

д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа власти по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;

ж) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;

з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;

и) информирование руководителя федерального органа исполнительной власти о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

к) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

 

Функции коллегиального органа:

а) рассмотрение и оценка мероприятий органа власти в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;

б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

 

Функции коллегиального органа могут быть возложены на общественный совет при органе власти.

 

 

 

Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства:

 

Проводиться регулярно. Не реже 1 раза в год.

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов органа власти;

в) анализ проектов нормативных правовых актов органа власти;

г) мониторинг и анализ практики применения  органом власти антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков.

 

На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

 

Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Антимонопольные риски органов власти это вероятность нарушения прежде всего статей 15, 16 и 17 Закона о защите конкуренции.

             Такими нарушениями могут быть - создание преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка путем передачи имущества, земельных участков и иных гражданских прав вне конкурсных процедур, либо создании необоснованных препятствий отдельному хозяйствующему субъекту.

    Примеры:

1) установление  Рассказовским районным Советом народных депутатов различных ставок для расчета арендной платы за земельные участки, используемые под размещение схожих объектов на территории одного муниципального района, а также в выделении в отдельную категорию вида разрешенного использования «под башнями сотовой связи» и установлении завышенного коэффициента в размере «399,6» без экономического обоснования,  что противоречит действующему законодательству и создает неравные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одном рынке;

 2) создание Тамбовской городской Думой преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Газпром  межрегионгаз Тамбов» путем дачи согласия на отчуждение муниципального имущества - объектов газового хозяйства, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП «Тамбовтеплосервис», в счет погашения задолженности ООО «Газпром  межрегионгаз Тамбов», что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке услуг газоснабжения;

3) утверждение в 2017 году администрацией Сосновского района  документации об аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества, в которой отсутствует часть обязательных требований, определенных подпунктами 16, 17, 18, 19 пункта 114 Правил проведения торгов,  утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении аукциона, а впоследствии могли быть созданы преимущественные условия победителю аукциона, в случае изменений условий договора на выгодных для него условиях;

4) установление Моршанским городским Советом народных депутатов в решении возможности предоставления единолично органом местного самоуправления в залог муниципального имущества без проведения конкурентных процедур, а также без соблюдения установленного главой 5 Закона о защите конкуренции порядка предоставления муниципальной преференции;

5) создание Моршанским городским Советом народных депутатов преимущественных условий получения муниципального имущества отдельным хозяйствующим субъектом - ТОГУП «Водное и Газовое хозяйство» путем дачи согласия на отчуждение муниципального имущества - объектов газового хозяйства, закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП Тепловых сетей города Тамбова, в счет погашения задолженности МУП Тепловых сетей города Тамбова, что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке услуг газоснабжения.

Антиконкурентные соглашения, запрещенные статьей 16 Закона о Защите конкуренции, также являются антимонопольными  рисками органов власти.

 

Пример: Тамбовское УФАС России признало МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» нарушившими пункт 4 части 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции при заключении антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение указанными лицами 13.06.2017 двенадцати контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без проведения торгов, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

Заключение МКУ «Долговой центр» 12-ти контрактов с единственным поставщиком ООО «ТрансЭкоСервис» и непроведение конкурентных процедур по отбору поставщика незаконно создает преимущественные условия деятельности этому хозяйствующему субъекту и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение этих контрактов.

По сути указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 12 контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, а подписание МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» указанных договоров в обход публичного отбора предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции.

Отсутствие публичных процедур приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных ими бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Достаточным основанием для вывода о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции является создание условий и (или) возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В настоящее время решение антимонопольного органа обжалуется в Арбитражном суде Тамбовской области.

 

Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства

 «Дорожная карта» снижения рисков разрабатываться (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).

  • наименование мероприятий
  • описание действий, направленных на исполнение мероприятий
  • должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия
  • срок исполнения мероприятия
  • показатели выполнения мероприятий

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса устанавливаются как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа власти в целом.

Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.

Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями (пункт 2 распоряжения Правительства РФ).

 

 

В настоящее время законом прямо не закреплены нормы, стимулирующие внедрение системы комплаенса  хозяйствующими субъектами

При этом существуют  организации, самостоятельно разработавшие и внедрившие локальные акты по внутреннему предупреждению нарушений антимонопольного законодательства:

  • ПАО «МТС»
  • ПАО «Сибур холдинг»
  • ПАО «Уралкалий»
  • ООО «Балтика» и др.

 

В целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения хозяйствующий субъект вправе организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).

Информация о принятии (применении) внутреннего акта размещается на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанная информация размещается на русском языке.

Наверх