ДОКЛАД заместителя начальника управления по регулированию тарифов Тамбовской области Тепляковой Н.П. на тему: «Об осуществлении государственного контроля (надзора) управления по регулированию тарифов Тамбовской области и об эффективности такого контроля (надзора) за 2019 год»
26 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД заместителя начальника управления по регулированию тарифов Тамбовской области Тепляковой Н.П. на тему: «Об осуществлении государственного контроля (надзора) управления по регулированию тарифов Тамбовской области и об эффективности такого контроля (надзора) за 2019 год»

 

                               Здравствуйте, уважаемые коллеги!

         Управление по регулированию тарифов Тамбовской области  является исполнительным органом государственной власти Тамбовской области в сфере ценообразования и государственного регулирования тарифов.

         Одной из основных задач Управления является осуществление государственного контроля в области регулирования и применения цен, тарифов, надбавок, предельных индексов и контроль по соблюдению юридическими и физическими лицами обязательных требований к осуществлению регулируемой деятельности в соответствии с действующим законодательством.

         Управление  действует на основании Положения об управлении по регулированию тарифов Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 06.11.2012 № 110, в котором определены   основные задачи и контрольные функции Управления, его структура.

 

Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность опубликованы на официальном сайте Управления по адресу http://www.kt.tambov.gov.ru в разделе «Об управлении» подраздел «Контрольная деятельность» вкладка «Перечень обязательных требований». Нормативная правовая база для осуществления контрольных мероприятий является достаточной для выполнения возложенных на Управление функций по контролю.

 

Штатная численность работников Управления, осуществляющих функции по контролю, в 2019 году составила 8 единиц. Штат укомплектован на 100%. Все работники, осуществляющие функции по контролю имеют высшее образование, 3 работника в 2019г. прошли повышение квалификации.

Средняя нагрузка на 1 работника по фактически выполненному в отчетном периоде объему функций по контролю составила 163,75 контрольных мероприятий, в том числе 1,75 выездной проверки.

  Приказом Управления от 30.10.2018 № 03/219  на 2019 год было запланировано проведение 15 выездных проверок хозяйствующих субъектов,

проведено 14 проверок, общее время проведения проверок в рабочих днях составило 130 дней, что на 62,5% больше по сравнению с предыдущим годом (80 дней). Увеличение общего времени проведения проверок связано с увеличением на 4 проверки количества проверяемых хозяйствующих субъектов.

          Проверка ОО «Рекон» не проведена в связи с их отсутствием по юридическому адресу, материал направлен в прокуратуру, в отношении руководителя возбуждено административное производство.

 

           В сфере контроля за регулируемыми государством ценами (тарифами) введен риск-ориентированный подход и ресурсоснабжающие организации, осуществляющие регулируемую деятельность, распределены по категориям риска, исходя из  которого формируется план проверок:

         высокий риск – 5 организаций;

         значительный риск – 35 организаций;

         средний риск – 60 организаций;

         умеренный риск – 39 организации, в том числе 6 организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

                  

Приказом Управления от 04.02.2019 № 03/06 была утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2019 год.

 

Основные нарушения, выявленные при проведении проверок.

В 2019 году было проведено 5 плановых проверок по вопросу соблюдения в процессе осуществления регулируемой деятельности обязательных требований порядка ценообразования в сфере обращения лекарственных средств и 1 проверку в сфере пассажирских перевозок. Нарушений не установлено.

 

В ходе проведения выездной проверки ПАО «МРСК» филиала ПАО «МРСК» «Центра»-«Тамбовэнерго» по вопросу соблюдения в процессе осуществления регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики выявлены экономически необоснованные расходы в виде арендной платы, выпадающие доходы от льготного присоединения, неисполнение инвестпрограммы. НВВ скорректирована на 2,3 млн.руб.

 

По итогам проведенных контрольных мероприятий ООО «Модульные котельные-Н» по вопросу соблюдения в процессе осуществления регулируемой деятельности обязательных требований в сферах теплоснабжения и очистки сточных вод выявлены экономически необоснованные расходы и уменьшена НВВ на 2,9 млн.руб.

Аналогичные нарушения выявлены в  ООО «Никифоровское ЖКХ», ООО «Вектор» и ООО «Исток».

 

Кроме того, ООО «Вектор» и ООО «Исток» не вели раздельный учет по отдельным видам деятельности, нарушали стандарты раскрытия информации. Данным предприятиям выданы соответствующие предписания, которые выполнены в полном объеме.

 

В ходе проведения контрольных мероприятий ООО «Теплоресурс» по вопросу соблюдения в процессе осуществления регулируемой деятельности обязательных требований в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения осуществления деятельности на отдельных территориях без установленных Управлением тарифов.

По данному факту в отношении должностного лица  возбуждено административное производство и направлено в суд для рассмотрения.

 

Суды при рассмотрении дел об осуществлении деятельности без установления тарифов придерживаются фактов вины правонарушителя. Учитывая, что отдельное муниципальное имущество не зарегистрировано в Едином государственном реестре по вине органов местного самоуправления, а без права владения нельзя установить тарифы, суды отказывают в привлечении к административной ответственности должностных лиц РСО.

 

В ходе проведения контрольных мероприятий ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» по вопросу соблюдения в процессе осуществления регулируемой деятельности обязательных требований в сферах теплоснабжения, горячего водоснабжения были выявлены необоснованные расходы в части информационно-вычислительных работ по начислению, учету, перерасчету платежей за ЖКУ, расходов на аренду, расходов по оплате за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, неисполнения инвестиционной программы. НВВ снижены на 1,9 млн.руб.

 

В 2019 было Управлением возбуждено 11 дел об административных правонарушениях за нарушение стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения и водоснабжения. Наложенные административные штрафы оплачены в полном объеме.

Управлением возбуждено 4 дела об административных правонарушениях по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ в отношении должностных лиц, 2 из которых прекращены по решению Ленинского мирового суда г.Тамбова, по остальным  наложенные штрафы уплачены в полном объеме.

По возбужденному административному производству прокурором Тамбовского района Управлением наложен штраф, который оплачен в полном объеме, а по материалам, направленным заместителем прокурора г.Мичуринска вынесено предупреждение.

В 2019 году было возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление расчетных материалов в формате электронного шаблона ЕИАС в целях определения предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП. Все штрафы оплачены в полном объеме.

 

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) в 2019 году – 57,1%, что выше показателя 2018 года (50%) .

Ключевые показатели результативности контрольно-надзорной деятельности Управления за 2019 год практически по всем показателям либо достигнуты либо улучшены.

 

Однако, контрольно-надзорная деятельность Управления не ограничивается проведением выездных проверок.

Экспертиза предложений ресурсоснабжающих организаций об установлении тарифов на очередной период регулирования начинается с момента представления документов и до установления тарифов. Управлением проводится  анализ экономической обоснованности расходов и объема отпуска услуг, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации и установленные тарифы,  ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений.

Так, при регулировании тарифов ООО «Комэк» на 2020 год был проведен анализ деятельности организации за 2018 год  и 9 месяцев 2019 года.

При этом были учтены следующие обстоятельства.

          Территориальная схема Тамбовской области по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами  была утверждена приказом управления ТЭК и ЖКХ области в 2017 году. Региональной оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами был выбран в 2018 году.

На 2019 год впервые осуществлялось регулирование тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по новой системе с учетом Территориальной схемы.

Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом Территориальной схемы обращения с отходами.

На момент установления тарифов в сфере обращения с ТКО на 2019 год Территориальная схема, утвержденная в 2017 году, фактически не отражала реальную ситуацию обращения с отходами в области:

работали полигоны по захоронению ТКО, не предусмотренные в Территориальной схеме (Староюрьевский, Тамбовский)

не работали некоторые полигоны, предусмотренные в Территориальной схеме (Первомайский,  Мучкапский);

не были построены полигоны, предусмотренные Территориальной схемой (Лысогорский и Сосновский);

транспортные потоки не соответствовали предусмотренной логистике;

объемы ТКО, указанные в схеме, не соответствовали фактическому количеству отходов, поступающим на полигон.

Поэтому при регулировании тарифов на 2019 год для операторов, осуществляющих захоронение ТКО в области, объемы (масса) ТКО были рассчитаны с учетом действующих полигонов и направлений транспортных потоков, предусмотренных в Территориальной схеме.

Поскольку Тамбовский полигон ООО «КомЭк», согласно Территориальной схеме, в течение 2019 года должен был быть закрыт, для ООО «КомЭк» была определена масса захоронения твердых коммунальных отходов - 172,11 тыс.тонн со снижением на 11% к уровню 2018 года.

Однако фактически в 2019 году в связи с тем, что Никифоровский полигон, на который в 2018 году вывозилась большая часть отходов из г. Тамбова и планировалось вывозить в 2019 году, закрылся, а также не работали еще несколько полигонов области, дополнительная масса отходов была направлена региональным оператором на Тамбовский полигон ООО «КомЭк».

Таким образом, при установлении тарифа на захоронение ТКО для ООО «КомЭк» на 2019 год оказалась заниженной масса ТКО и соответственно завышенным тариф. Тариф на 2019 год был установлен с ростом на 17% к уровню 2018 года.

Актуализация Территориальной схемы (приказом управления ТЭК и ЖКХ области от 21.10.2019 № 125в), а также фактические данные за 9 месяцев 2019 года, представленные ООО «КомЭк» и региональным оператором, подтвердили фактически заниженную массу ТКО, учтенную при регулировании на 2019 год, и дополнительно полученные организацией доходы.

По данным ООО «КомЭк», масса отходов, поступившая на полигоны, обслуживаемые ООО «КомЭк», составила за 9 месяцев 2019 года  - 170,75 тыс.тонн.

Таким образом,  фактическая масса ТКО за 2019 год ожидалась  выше на 32,3%, чем учтено в тарифе.

В результате за 9 месяцев 2019 года ООО «КомЭК» были излишне получены экономически необоснованные доходы (не учтенные при установлении тарифа) в сумме в сумме свыше 50 млн.руб.

Управлением при регулировании тарифа ООО «КомЭк» на 2020 год, оценив дополнительно полученные доходы, не учтенные при установлении тарифов в предыдущем периоде регулирования (2019 год), из-за значительного превышения объемов принятых отходов по фактическим результатам работы за 9 месяцев 2019 года исключена сумма 35799,45 тыс.руб.

При корректировке тарифа ООО «Комэк» на 2021 год будет проанализирован результат работы организации за полный 2019 год и учтен при определении необходимой валовой выручки организации.

Фактический результат работы регионального оператора также будет оцениваться и учитываться при регулировании на следующий период.

 

Однако, не всегда действия Управления по экспертизе экономически обоснованных расходов в рамках регулирования, в т.ч. и по сдерживанию роста тарифов с учетом уровня инфляции, находят понимание у РСО.

         Так, тарифы для АО «ТКС» ежегодно устанавливались в рамках утвержденных Правительством РФ индексов роста платы граждан за коммунальные услуги. Повысить тарифы выше этого уровня не представлялось возможным в связи с тем, что объем поставляемых ресурсов (питьевой воды и стоков) составляет большую долю в общем объеме по области (более половины), и любой рост тарифов приводит к превышению   утвержденного среднего индекса платы граждан по области. АО «ТКС» обратилось в ФАС России.

По результатам рассмотрения ФАС России  из 57,7 млн.руб., заявленных АО «ТКС» приняла дополнительно, как экономически обоснованные, расходы в сумме 35,5 млн. руб., в том числе в тарифе на питьевую воду – 17,9 млн. руб. и в тарифе на водоотведение – 17,6 млн.руб. и обязало управление по тарифам пересмотреть и ввести в действие с 1 августа 2019 года новые  тарифы АО «ТКС».

Приняты как экономически обоснованные:

расходы по электроэнергии - 12,5 млн.руб., рассчитанные исходя из потерь воды 7,4 млн.куб.м. (23,2%) (при регулировании были приняты расходы на электроэнергию с учетом потерь 5,9 млн.куб.м. (20,5%). При этом согласно статистическим данным фактические потери организации в 2017 году составили 8,1 млн.куб.м.  (25,3%). Обоснование: действующим законодательством   в сфере водоснабжения предусмотрено учитывать потери на уровне фактических, ограничений нет;

сбытовых расходов – 5,6 млн.руб. Обоснование: действующим законодательством предусмотрено создание резерва на уровне 2% от величины необходимой валовой выручки, относимой на население;

расходов на аренду движимого имущества с правом выкупа – 5 млн.руб. Обоснование: наличие договора;

недополученных доходов за счет снижения полезного отпуска стоков за 2017 год – 9,6 млн.руб. Обоснование: в соответствии с законодательством регулирующий орган обязан компенсировать недополученные доходы, полученные за счет снижения полезного отпуска, в последующие годы регулирования;

прочих расходов – 0,9 млн.руб.

соответственно предпринимательской прибыли - 1,7 млн.руб. (рассчитывается как производная в размере 5% от необходимой валовой выручки организации).

В результате с 1 августа 2019 года тарифы составили (без учета НДС):

на питьевую воду – 19,28 руб. за куб.м с ростом на 9,9% к январю 2019 г.

на водоотведение -  14,25 руб. за куб.м с ростом на 4% к январю 2019 г.

Считаем, что наличие спора с организацией в определенной мере способствовало утверждению инвестиционных программ  АО «ТКС» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2020-2023 годы, в соответствии с которыми сумма инвестиций составила: в сфере водоснабжения – 145,5 млн.руб., в сфере водоотведения – 422,8 млн.руб.

 Управлением проводится и большая предупредительная работа по недопущению нарушений в регулируемых сферах деятельности.

Для обеспечения предупреждения нарушений в сфере регулируемых видов деятельности вся необходимая информация размещается на официальном сайте Управления. На постоянной основе проводится разъяснительная работа с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований в ходе проведения личного приема, телефонных переговоров, электронной почты.

         В целях минимизации возможных рисков нарушения обязательных требований:

         выдано 314 предостережений юридическим лицам о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований;

         проведено 2 семинара по вопросам проблем и основных задач тарифного регулирования на 2020 год;

         проведена разъяснительная работа в средствах массовой информации – 18 публикаций.

 

Для повышения эффективности контроля в области регулируемых государством цен (тарифов) предлагаем:

предусмотреть в отчете о контрольной деятельности размер экономически необоснованных расходов, выявленных при экспертизе предложений об установлении тарифов;

разработать методические рекомендации по осуществлению контрольных мероприятий;

организовать регулярное проведение обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих региональный контроль, по вопросам конкретного применения действующего законодательства в сфере тарифного регулирования;

организовать работу по обмену и внедрению регионального опыта проведения мероприятий по контролю на межрегиональном уровне.

 

Спасибо за внимание!

 

 

Наверх