Доклад заместителя начальника отдела Вислобоковой Е.М.: "Недобросовестная конкуренция при проведении чемпионата мира по футболу FIFA - 2018"
12 июля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

Недобросовестная конкуренция при проведении чемпионата мира по футболу FIFA - 2018  

 (Вислобокова Е.М.)

По окончании Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 можно подвести правовые итоги, касающиеся порядка применения Федерального закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Специальный закон).

Данный закон был призван решить одну из ключевых организационных задач, стоящих перед организаторами – обеспечение добросовестной конкуренции при проведении турнира.

Правовое обеспечение добросовестной конкуренции при проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года  заключалось в следующем.

Так в статье 20 Специального закона  указано, что признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

При первом прочтении статья кажется объемной  и сложной, поскольку в ней содержится масса оценочных суждений, но концептуально в таких сложных и громоздких формулировках скрывается две задачи: пресекать паразитический маркетинг и спекуляции на глобальных спортивных мероприятиях.  

Таким образом, действия хозяйствующих субъектов, направленные на введение в заблуждение и создание ложного представления об их причастности  к FIFA 2018 в соответствии с действующим законодательством, могут быть признаны антимонопольным органом актом недобросовестной конкуренцией и повлечь за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. К таким действиям, прежде всего, можно отнести продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовалась символика турнира, осуществление любых видов маркетинга, призванных сформировать у потребителя представление о FIFA, введение в заблуждение о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA и т.д.

В преддверии крупных международных спортивных мероприятий антимонопольный орган достаточно активно действует в части предотвращения подобного рода нарушений.

По общему правилу для признания конкретных действий актом недобросовестной конкуренции необходимо установить,    что нарушитель и пострадавшая сторона осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке.

Соответственно, возникает вопрос, если некое кафе будет осуществлять трансляции матчей чемпионата мира, анонсируя данное мероприятие с использованием символики мероприятия, то как данные действия можно квалифицировать в качестве недобросовестной конкуренции, ведь кафе, как предприятие общественного питания, и FIFA, как спортивная ассоциация, не осуществляют деятельность на абсолютно разных рынках? То есть в данном случае с точки зрения Закона о защите конкуренции не вполне уместно говорить о недобросовестной конкуренции.

Между тем, необходимо понимать, что проведение такого популярного и рейтингового мероприятия, как правило, вызывает у многих хозяйствующих субъектов намерение создать ассоциацию о его причастности к данному мероприятию и его организатору, тем самым повысив свой имидж и спрос на свою продукцию.

FIFA предоставляет такую возможность, заключая с маркетинговые и спонсорские контракты, т.е. лицо, желающее позиционировать себя как партнера FIFA, получая для себя имиджевые преимущества для себя и своей продукции, должен внести соответствующий спонсорский взнос.

Таким образом, лицо, не заключившее маркетинговый контракт с организатором спортивного мероприятия, создающее ложное впечатление о своей причастности к чемпионату, совершает акт недобросовестной конкуренции не по отношению к организатору, а по отношению к добросовестным маркетинговым партнерам, поскольку такое лицо не несет расходов на оплату маркетинговых прав, тем самым он получает необоснованные материальные преимущества в виде сэкономленных средств.

При этом, важно учитывать, что акт недобросовестной конкуренции может совершить только хозяйствующий субъект, под которым понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (ч. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Лицо, использующую символику чемпионатов, без цели извлечения дохода, не может быть признано хозяйствующим субъектом-конкурентом.

При этом, прошедший Чемпионат мира подарил не только положительные эмоции болельщикам, но и правоприменительную практику по недобросовестной конкуренции в том числе и  на территории  Тамбовской области.

1) Так, 28  мая 2018 года Тамбовское УФАС России возбудило дело в отношении ОАО «Завод пивоваренный  «Моршанский» по признакам недобросовестной конкуренции     на рынке  розничной реализации пива.

Поводом для возбуждения дела послужило обращение Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) о нарушении ее  имущественных прав при использовании Символики Чемпионата мира по футболу 2018.

 

В процессе рассмотрения дела выяснилось, что завод  без разрешения правообладателя  (FIFA) произвел и реализовал   в торговые сети города Тамбова и Тамбовской области пиво марок «Жигулевское» и «Моршанское»,  используя  на этикетке бутылки   обозначения «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018», сходные  до степени смешения  с товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана  на территории России.     

 

 FIFA в заявлении указала, что не предоставляла заводу право на использование Символики спортивных соревнований ЧМ-2018  и никаким иным образом не выражала свое согласие на такое использование. На законном основании использующим указанные товарные знаки   в отношении пива  является Бельгийская пивоваренная компания    и его подразделение на территории РФ – АО «САН ИнБев» (г.Москва).

 

Подобные  действия в соответствии со специальной нормой   Закона о подготовке и проведении в России Чемпионата мира по футболу будут в ближайшее время   признаны актом недобросовестной конкуренции.

 

Завод в процессе рассмотрения дела признал свою вину и  в оперативном порядке   изъял из торгового оборота практически всю контрафактную продукцию.

 

2)  Еще одно дело Тамбовское УФАС России возбудило   по части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции  отношении владельца пивного бара «Горький Паб».

Поводом для расследования  также  послужило обращение Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA).

 

Зафиксировано, что во время проведения Чемпионата Мира по футболу-2018 на рекламном баннере, размещенном на ограждении открытой веранды     пивного бара «Горький Паб»,    незаконно используются  обозначения  «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018»,   сходные  до степени смешения  с товарными знаками, принадлежащими FIFA.  

    

Международная федерация футбола  не заключала с  Обществом-владельцем бара договоров, дающих право использования   Спортивной символики при рекламе своего бара, в том числе на вывесках и в рекламе.

Незаконное использование в рекламе питейного заведения «Горький Паб»  Символики спортивных соревнований без разрешения правообладателя направлено на формирование у посетителей заведения представления о коммерческой причастности к FIFA и Чемпионату мира по футболу  FIFA 2018  в России,  способно создать представление о связи Общества с FIFA   и одобрении FIFA на размещение указанных обозначений.

 

 

Использование  коммерческим организациями обозначений, сходных до степени смешения   с  широко известными товарными знаками, связанными с  популярным в настоящее время среди  потребителей мероприятием (ЧМ-2018)   обеспечивает получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет  повышенного интереса потребителей пива   к соответствующим мероприятиям  и товарам, к ним относящимся.

 За недобросовестную конкуренцию КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.14.33 КоАП РФ в размере 

Гражданским кодексом Российской Федерации также предусмотрена компенсация в сумме до 5 млн. рублей за каждый факт использования контрафакта, либо в размере 2-х кратной стоимости аналогичного лицензионного товара (услуги).

Как показывает практика любое несанкционированное использование символики мировых спортивных событий вне зависимости от способов и целей использования не только тщательно контролируется госорганами, но и серьезно пресекается.

Используя наименования и символику спортивных событий мирового уровня при организации корпоративных мероприятий (в концепциях, в элементах брендирования и декорирования, в сувенирной продукции и так далее) следует проявлять должную осмотрительность, взвесить возможные риски и не надеяться на авось, используя чужой товарной знак и средство индивидуализации. Если не учитывать риск наступления уголовной ответственности следует принять во внимание размер административного штрафа, сопоставив его с экономической выгодой, полученной от несанкционированного использования символики, в том числе и FIFA.

 

Наверх