Доклад начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзина К.И. на тему: "Реформирование тарифного регулирования"
04 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

РЕФОРМИРОВАНИЕ ТАРИФНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СЛАЙД 1

С момент передачи функций по определению государственной политики в сфере тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службе тарифное законодательство превратилось в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей права.

У всех, даже рядовых потребителей, далеких от понимания тарифообразования, на слуху такие слова как «инфляция минус» и «эталонные затраты».

Но в рамках службы есть четкое понимание, что для качественно нового регулирования нужно качественно новое законодательство.

В связи с этим, весной 2018 года ФАС России опубликовала проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

2 СЛАЙД

Отправной точкой для работы в этом направлении  стали решения Президента РФ и Правительства РФ в сфере развития конкуренции.

Подготовке проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» предшествовала значительная и глубокая работа Федеральной антимонопольной службы по ликвидации сотен разрозненных и противоречащих друг другу нормативных актов в сфере тарифного регулирования.

СЛАЙД 3

Основанием для разработки законопроекта стало отсутствие единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Парадоксальность и аномальность ситуации, сложившейся в такой важной для экономики страны сфере, как тарифообразование, заключается в том, что до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует единый нормативный акт федерального уровня, который бы устанавливал основы регулирования тарифов, порядок их формирования и применения, а также порядок их изменения, пересмотра и оспаривания.

Господствовавшая ранее концепция государственного тарифного регулирования предполагала почти тотальную децентрализацию и полное отсутствие единых принципов и подходов к формированию тарифов. Следствием такой государственной политики стало принятие массы неединообразных, противоречивых и крайне запутанных нормативных актов, разрозненно регулирующих вопросы тарифообразования как в различных отраслях экономики, так и в различных субъектах Российской Федерации.

Главная задача принимаемого закона — сформировать единый и прозрачный законодательный базис в сфере государственного регулирования цен и тарифов на месте правового пробела, возникшего после ликвидации „лоскутного одеяла“ нормативных актов в этой сфере». В законопроекте предлагается указать сферы деятельности, в которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), формы и методы государственного регулирования цен (тарифов), расчет расходов и прибыли, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственного регулирования цен (тарифов), порядок установления цен (тарифов), порядок проведения проверок и т.д.

4 СЛАЙД

Другой важной задачей законопроекта является ликвидация тарифного неравенства.

Как неоднократно отмечала ФАС России, разница в тарифах на одни и те же виды услуг может достигать десятков раз, а регуляторы могут принимать практически любые произвольные решения. Исправить ситуацию призван разработанный ФАС России совместно с Минэкономразвития законопроект.

СЛАЙД 5

В ходе его подготовки были учтены многие замечания и предложения бизнеса, в том числе членов Российского союза промышленников и предпринимателей.

СЛАЙД 6

В результате доработки законопроект о тарифном госрегулировании имеет рамочный характер и устанавливает независимо от отрасли единые ключевые понятия, цели и принципы такого регулирования, исчерпывающий перечень сфер, в которых оно осуществляется, – в первую очередь естественно-монопольных. Определены также общие правила утверждения и контроля инвестпрограмм, финансируемых из тарифного источника, процедуры установления цен и рассмотрения тарифных споров.

Основная задача проекта, несмотря на его название, – защитить от ценового регулирования конкурентные товарные рынки.

СЛАЙД 7

В настоящее время структурно законопроект содержит следующие элементы.

СЛАЙД 8

В законопроекте прописаны общие принципы установления тарифов. К принципам регулирования тарифов отнесены:

Основными принципами государственного регулирования цен (тарифов) станет:

• Приоритет государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат).

• Установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности.

• Соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей.

• Долгосрочность установления цен (тарифов).

• Прекращение, в том числе поэтапное, либо минимизация объемов перекрестного субсидирования.

Последний пункт является с одной стороны весьма чувствительным для населения, но давно ожидается бизнесом. Величина перекрестного субсидирования на 2018 год составляет 220,1 млрд. рублей. За предыдущий период этот показатель составлял 229,4 млрд. руб. Таким образом, величина перекрестного субсидирования снизилась на 9,3 млрд. рублей, что снизило тарифную нагрузку для участников рынка.

СЛАЙД 9

Утверждены Формы и Методы тарифообразования

Установление на законодательном уровне процедуры, четко и прозрачно описывающей весь процесс установления тарифа — начиная от формирования тарифной заявки и заканчивая принятием решения уполномоченным органом — это безусловный и очень важный прорыв нормотворцев, так как наконец позволяет регулируемым хозяйствующим субъектам быть не просто безмолвными свидетелями реализации органами исполнительной власти своих полномочий, но быть полноправными участниками открытого процесса по установлению тарифа и пользоваться соответствующими правами».

СЛАЙД 10

Единый подход к формированию НВВ

Проект ФАС закладывает новые основы тарифообразования, фундаментом которых станет метод формирования цен (тарифов) через сравнительный анализ затрат, или эталонный метод. В других случаях, когда невозможно применить эталон, будет использована модель некоего отклонения от него. Сравнительный анализ при формировании тарифов позволит сделать прозрачнее сектор ЖКХ, причем в первую очередь для потребителя, который хочет понять, за что он платит каждый месяц, и сохранить инвестиционную привлекательность сферы. Речь в основном о тепло- и водоснабжении.

Внедрение эталонов позволит снизить тарифы на транспортировку воды небольших сетевых организаций, полагает гендиректор ассоциации "ЖКХ и городская среда" Алексей Макрушин. В то же время по таким видам расходов, как ремонт и замена сетей, наблюдается систематическое недофинансирование, и здесь, наоборот, тариф может вырасти. Это цена более экономного расходования ресурсов и бесперебойного снабжения.

 

СЛАЙД 11

Закреплен принцип права на сохранение компанией экономии

СЛАЙД 12

Установлены особенности учета отдельных затрат при установлении тарифов

СЛАЙД 13

Предусмотрено требование к раздельному учету инвестиционных расходов

СЛАЙД 14

Общественный контроль. Законопроектом предусматривается создание при отраслевых правительственных комиссиях «советов потребителей», обладающих значительными полномочиями, как то, в частности, участвовать в процессе утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов, участвовать в разработке нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области государственного регулирования цен (тарифов), обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей)

СЛАЙД 15

Другим важным вопросом является совершенствование контроля в сфере тарифов.

СЛАЙД 16

Действующее законодательство предусматривает наличие различных процедур оспаривания (отмены) тарифных решений в рамках обращения в ФАС России и в отдельных случаях в рамках обращения в органы ценового регулирования субъектов РФ. Эти процедуры различаются по срокам обращения и срокам рассмотрения дел, порядку формирования обращений, наличию или отсутствию необходимости уплаты государственной пошлины и т.д.

Законопроект предусматривает единый порядок рассмотрения споров. Данный порядок по большей части заимствован из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ „О защите конкуренции“, содержащего механизмм рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

СЛАЙД 17

Эволюция тарифного регулирования

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание.

Приложенные файлы
Prezentatsia_PS_2kv_2019-1558512820.pptx (2,0 МБ)
Наверх