Доклад главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Дедовой Елены Николаевны на тему: "Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении антимонопольного контроля"
11 октября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

1. Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"  риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных указанным Законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Соответствующие категории опасности и риска устанавливаются с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, а также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований (ч. 3 ст. 8.1 данного Закона).

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. В настоящее время данный Перечень содержит 39 пунктов, в том числе федеральный государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 N 213 "Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации" утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Так, отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты), к определенной категории риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации осуществляется с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, оценки вероятности их несоблюдения, а также масштаба экономической деятельности и социально-экономической значимости отрасли (сферы) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность, в соответствии с приложением.

В соответствии с указанными критериями в зависимости от видов деятельности установлены следующие категории риска при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства:

- среднего риска;

- умеренного риска;

- низкого риска.

К категории среднего риска отнесены торговые сети с выручкой от реализации товаров свыше 400 млн. руб. и субъекты естественных монополий и субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, имеющие размер необходимой валовой выручки за предыдущий год свыше 10 млрд. руб. В отношении них плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года.

К категории умеренного риска отнесены  хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предыдущий год свыше 10 млрд. рублей, действующие в сферах производства и продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий, предоставления медицинских услуг, услуг связи, транспортных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам и т.д. Плановые проверки таких организаций проводятся не чаще одного раза в пять лет.

Иные хозяйствующие субъекты отнесены к категории низкого риска. В отношении них плановые проверки проводиться не будут.

Деятельность хозяйствующих субъектов подлежит отнесению к категориям умеренного и низкого риска при наличии в совокупности следующих условий:

а) отсутствие в течение 3 лет на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения по статьям 14.31 - 14.33, 14.40, 14.41, частям 2.1 - 2.3, 2.5 и 2.6 статьи 19.5 и статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (антимонопольный комплаенс).

 

2. Антимонопольный комплаенс – это совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Несмотря на то, что Закон о защите конкуренции не содержит понятие «антимонопольный комплаенс», в настоящее время в России создана нормативно-правовая база, определяющей место и роль антимонопольного комплаенса в системе мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

Так, Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", который определил в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции в том числе "стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства

Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденным тем же Указом Президента РФ, Правительству Российской Федерации до 1 марта 2019 г. поручено "принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности федеральных органов исполнительной власти".

Одной из таких мер, например, можно считать утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 795-р Методических рекомендаций по внедрению внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о государственном оборонном заказе и законодательства, регулирующего закупочную деятельность.

Таким образом, в настоящее время идет активное становление и внедрение антимонопольного комплаенса в деятельности хозяйствующих субъектов, которое дало ощутимый результат – явилось одним из критериев снижения степени риска, в соответствии с  Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 N 213, при применении риск-ориентированного подхода.

 

3. В целях реализации риск-ориентированного подхода ФАС России разработан ПРОЕКТ (на настоящий момент документ не подписан) Постановления Правительства Российской Федерации "О применении риск-ориентированного подхода при организации Федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях" (подготовлен 07.04.2017), которым установлены правила и порядок отнесения деятельности субъектов к определенной категории риска.

Так, проектом предусмотрено, что отнесение субъектов государственного контроля (надзора) к категориям риска и пересмотр решения об отнесении субъекта государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) Федеральной антимонопольной службы.

На официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 15 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям среднего и умеренного рисков:

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее деятельность, относящуюся к субъектам государственного контроля (надзора), вправе подать в установленном порядке в Федеральную антимонопольную службу заявление об изменении ранее присвоенной им категории риска. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям отнесения субъектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, на присвоение которых претендует заявитель.

Федеральная антимонопольная служба рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении антимонопольного органа документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

а) удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);

б) отказ в удовлетворении заявления.

В случае несогласия с принятым Федеральной антимонопольной службой решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

 

4. Тамбовское УФАС России в своей работе применяет риск-ориентированный подход при составлении плана проверок. Так, в 2016-2017 годах плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов не проводились.

Вместе с тем, Тамбовское УФАС России в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства вправе проводить внеплановые проверки. Основанием для внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) является:

1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По основаниям 2) и 5)  внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 Закон о защите конкуренции.

Информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений подлежит внесению в единый реестр проверок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх