Доклад ведущего специалиста-эксперта Козловой Н.Е.: "Контроль бюджетных закупок в 1 полугодии 2018 года по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
12 июля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Контроль бюджетных закупок в 1 полугодии 2018 года

по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В первом полугодии 2018 года в Тамбовское УФАС России поступило 150 жалоб (в 1 полугодии 2017 год – 221) от участников закупок, данный показатель по сравнению с 2017 годом уменьшился в   раза.  Из общего количества поступивших жалоб возвращено  17 жалоб, 22 жалобы отозвано заявителями.

Из общего количества рассмотренных в 1 полугодии 2018 года жалоб  признано обоснованными (в том числе частично обоснованными) 32, что составило 29% от общего количества рассмотренных жалоб.

Распределение жалоб по видам заказчиков следующее:

- 66 жалоб или 44% от общего количества поданы на действия муниципальных заказчиков;

- 32 жалобы или 21% от общего количества поданы на действия федеральных заказчиков;

- 52 жалобы или 35% от общего количества поданы на действия государственных заказчиков областного уровня бюджета.

Сравнительный  анализ, проведённый Тамбовским УФАС России на основе рассмотренных в 1-х полугодиях 2017-2018 годах жалоб участников закупки, показывает, что при подготовке закупок и проведении соответствующих процедур муниципальные заказчики чаще допускают нарушения законодательства о контрактной системе в сравнении с государственными заказчиками Тамбовской области.

В 1 полугодии 2017 года из 103 рассмотренных жалоб на действия муниципальных заказчиков признано обоснованными или частично обоснованными 51 жалоба,  что составляет 50% от числа рассмотренных. Жалобы на действия государственных заказчиков были обоснованными или обоснованными в части в 12-х случаях из 54 рассмотренных жалоб или 22%.

В 1 полугодии 2018 года из 66 рассмотренных жалоб на действия муниципальных заказчиков признано обоснованными или частично обоснованными 18 жалоб, составляет 27% от числа рассмотренных.

Жалобы на действия государственных заказчиков областного уровня бюджета были обоснованными или обоснованными в части в 2-х случаях из 54 рассмотренных жалоб или 3,8%.

Большое количество жалоб  на действия  государственных заказчиков Тамбовской области и муниципальных заказчиков  (их доля в 1 полугодии 2018 года составила 79% от общего количества поданных жалоб) объясняется тем обстоятельством, что в Тамбовской области объявляется много закупок, в том числе крупных, в рамках реализации федеральных и региональных программ дорожного строительства, строительства, капитального ремонта зданий и сооружений в Тамбовской области.

По результатам рассмотрения жалоб было выявлено 96 нарушений требований Закона о контрактной системе, из них:

- 18 нарушений в части нарушения порядка отбора участников закупки;

- 78 нарушений в части нарушения требований к описанию объекта закупки, документации о закупке и др.

По результатам рассмотрения таких жалоб заказчикам, а также их закупочным комиссиям было выдано 33 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которые были исполнены в полном объеме и в установленные сроки.

Основные нарушения требований Закона о контрактной системе, допущены, прежде всего, в документациях о закупках.

Наиболее частыми нарушениями, встречающимися при рассмотрении жалоб в практике Тамбовского УФАС России, по-прежнему являлись следующие:

а) установление неоднозначных и неопределенных требований к закупаемым (используемым при выполнении работ) товарам;

б) описание объекта закупки с избыточными требованиями;

в) отсутствие надлежаще проработанных инструкций по заполнению заявок на участие в аукционах;

г) установление излишних требований к участникам закупок или, напротив, отсутствие таковых в требуемых случаях;

д) отсутствие обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара и выполненной работы не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке при осуществлении закупок;

ж) необоснованные отклонения или неправомерные допуски участников электронных аукционов и других закупок;

з)  отсутствие обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

По прежнему наиболее частой проблемой, встречающейся при рассмотрении Тамбовским УФАС России жалоб, являются действия заказчиков по установлению  необоснованно завышенных требований к материалам, используемым при выполнении работ, и излишне сложному их написанию, что вызывает трудности с их пониманием и заполнением заявок на участие в аукционе. Результатом, как правило, является дальнейшее отклонение подавляющего числа участников закупок, совершивших ошибки при составлении заявок, а значит, сокращение количества участников и снижение эффективности закупок.

 

 

Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 1 полугодии 2018 года Тамбовское УФАС России провело 1 плановую проверку и 116 внеплановых проверок, в ходе которых проверило 136 закупок, выявлено 99  нарушений действующего законодательства о контрактной системе.

 

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 1 полугодии 2018 года Тамбовским УФАС России рассмотрено 57  (в 1 полугодии 2017 года всего 15) обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, из них 21 обращение  подано в связи с уклонением от заключения контракта, 3  обращения - в связи с расторжением контракта по решению арбитражного суда в связи с существенными нарушениями условий исполнения контракта, 33 обращений - в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта с недобросовестным поставщиком.

По результатам рассмотрения данных обращений в реестр в течение 1 полугодия 2018 года было включено 37 недобросовестных поставщиков, по 20 обращениям заявителям было отказано во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

Всего за 1 полугодие 2018 года Тамбовское УФАС России рассмотрело 145 дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе.

По результатам рассмотрения  дел выдано 129 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1 млн. 586 тыс.руб.

Сумма уплаченных штрафов за нарушения законодательства о контрактной системе  на 30 июня 2018 года составила 1 млн. 779 тыс. руб.

Среди должностных лиц заказчиков наиболее часто встречаются нарушения, связанные с утверждением документации о торгах в нарушение действующему законодательству о контрактной системе.

 

 

Частые нарушения:

 

1. Заказчики устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товара, используемого при оказании услуг, конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров, которые не предусмотрены частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Кроме того, указание данных сведений в заявках затрудняет участие в закупке в силу того, что даже при наличии товара подобные сведения о компонентах, химическом составе товара, веществах, использованных при изготовлении товара, а также о результатах испытания изготовленной партии товара отсутствуют, так как производители товара не обязаны сообщать их покупателям.

2. По смыслу норм ст.ст. 33, 64, 66  Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки должна носить не формальный характер, а действительно разъяснять порядок подачи заявок на участие в конкретном аукционе и заполнения требуемых сведений, а также предупреждать возможные неясности документации об аукционе для участников закупки.

Бывает, что Инструкция по заполнению заявки имеет излишне сложный и запутанный характер, в результате чего затруднительно практическое понимание ее смысла и применение, что создает риск отказа в допуске заявки к участию в аукционе.

Например, Комиссией Тамбовского УФАС России при рассмотрении одной из жалоб было установлено, что словосочетание «не более» встречается в Инструкции 13 раз и имеет различные варианты интерпретации.

3. В проекте контракта Заказчиком установлено следующее: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком предусмотренных Контрактом обязательств, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту только после перечисления Подрядчиком соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или произвести оплату путем выплаты Подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени)».

 Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Право Заказчика производить оплату товара только после перечисления поставщиком штрафа, пени не предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе.

Таким образом, условия контракта: «произвести оплату путем выплаты Подрядчику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пени)» противоречат части 13.1 статьи 34 Закона.

 

Наверх