Доклад заместителя руководителя Мазаевой С.В. на тему: «Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Контроль за созданием и осуществлением деятельности унитарных предприятий»
25 февраля 2021, 11:23
Тип документа:
Доклады

Выступление

на тему: «Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Контроль за созданием и осуществлением деятельности унитарных предприятий», 18 марта 2021 года

 

Добрый день, уважаемые слушатели!

 

Позволю себе напомнить, что в 1991 году принят первый в истории России антимонопольный закон – это закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который заложил основу современному действующему антимонопольному законодательству.

Таким образом, 2021 год – год 30-летия антимонопольного регулирования в нашей стране.

Конституционные основы конкурентного законодательства определены в статье 8 Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г), где гарантировано единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).

 В ноябре 1994 г. был принят новый Гражданский кодекс Российской Федерации, в статье 10 которого определено, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Основными задачами антимонопольных органов являются

-  содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства.

- государственный контроль соблюдения антимонопольного законодательства.

Контроль осуществляется по разным направлениям:

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции,

- предупреждение необоснованной концентрации капитала.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

 

    Примеры дел, возбужденных по статье 10 Закона о защите конкуренции:

1)  дело № 068/01/10-620-2019 в отношении ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции - злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг путем применения тарифов на аэропортовые услуги, не установленных уполномоченным органом государственного регулирования, что может привести к ущемлению интересов авиакомпаний и пассажиров.

Поводом для возбуждения дела послужили материалы проверки прокуратуры Тамбовского района.

Установлено, что ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» самостоятельно установило тарифы и оказывало по ним аэропортовые услуги, включая обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива услуги.

В соответствии с действующим законодательством тарифы на аэропортовые услуги подлежат государственному регулированию.

ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг в аэропорту.

В ходе рассмотрения дела ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» обратилось в управление по регулированию тарифов Тамбовской области для открытия дела об установлении тарифов на аэропортовые услуги, в связи с чем предписание не выдавалось.

 ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 313 222,10 руб. и 20 000 руб., соответственно. Штрафы оплачены.

 

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

 

В 2020 году по статье 14.2 Закона о защите конкуренции возбуждено 1 дело  в отношении ООО «Кадастровая служба» 068/01/14.2-26/2020.

Поводом для возбуждения дела послужило неисполнение Обществом предупреждения о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства, выданное по результатам рассмотрения заявления ООО «Земпроект».

 Установлено, что ООО «Кадастровая служба» у входа в здание, расположенного по адресу: Тамбов, Студенецкая улица, 16а, разместило вывеску, на которой указало наименование юридического лица - «Кадастровая служба» без   организационно-правовой формы компании, а также разместило знак,  идентичный знаку  Федеральной службы -  Росреестр.  

 Такая неполная информация о юридическом лице в совокупности со знаком Росреестра создает впечатление, что в здании располагается структура, имеющая отношение к органам власти.    

    Подобная практика со стороны  коммерческой организации вводит  в заблуждение потребителей кадастровых работ и даёт обществу необоснованное преимущество перед конкурентами,  поскольку название «Кадастровая служба» воспринимается буквально и созвучно с составляющим наименования федерального органа исполнительной власти – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, чем способно вызвать большее доверие к организации и повысить ее надежность и привлекательность для потребителей благодаря восприятию организации как государственной, специализирующейся на ведении кадастрового  учета.

    На основании этого, слово «кадастр» является общепринятым, содержится в правовых актах федерального   уровня, а также в наименовании федерального органа исполнительной власти, занимающегося     государственным кадастровым учетом.     Наименование «Кадастровая служба» выполняет идентификационную функцию, позволяющую потребителю однозначно выделять определенный вид деятельности (кадастровые работы).

    Общество в процессе рассмотрения дела устранило выявленные нарушения, демонтировав вывеску.

    ООО «Кадастровая служба» и его должностное лицо привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. и 12 000 руб., соответственно. 

 

    В 2020 году выдано 2 предупреждения по признакам нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции:

    1) предупреждение № 068/01/14.2-753/2020 от 26.11.2020 выдано ИП о прекращении признаков нарушения пункта 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции - недобросовестная конкуренция на рынке пассажирских перевозок.

    С заявлением о недобросовестной конкуренции обратился конкурент.

    Установлено, что заявитель зарегистрировал в Реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок Министерства транспорта Российской Федерации название своего остановочного пункта «Зеленая касса». Данное название он использует при осуществлении   пассажирских перевозок из города Моршанска в город Москву и продаже автобусных билетов в кассе, которая расположена в г.Моршанске.

Ответчик является владельцем другого остановочного пункта  - Автостанция «Евробус 68», расположенного в шаговой доступности от  остановочного пункта «Зеленая касса». 

    Индивидуальные предприниматели   оказывают одинаковые услуги по продаже билетов на один и тот же маршрут г.Моршанск - г.Москва  и   являются конкурентами на рынке    пассажирских перевозок.

В октябре 2020 года ответчик на своем павильоне по продаже билетов разместил вывеску со словами «Зеленая касса Автостанция «Евробус-68». 

    Использование ответчиком в названии своего остановочного пункта, официально зарегистрированного как Автостанция «Евробус 68» слов «Зеленая касса» создает у потребителей впечатление, что в данном павильоне    также продаются билеты на регулярные пассажирские перевозки по маршрутам заявителя, что вводит в заблуждение потребителей относительно лица, оказывающего услуги, поскольку название остановочного пункта «Зеленая касса» выполняет идентифицирующую функцию, позволяющую потребителю однозначно выделять определенный вид деятельности определенного хозяйствующего субъекта, т.е. приобрести билеты на те маршруты, которые осуществляет заявитель.    

    Ответчик не исполнил предупреждение Тамбовского УФАС России, в связи с чем 23 декабря 2020 года в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

2) предупреждение № 068/01/14.2-673/2020 выдано ООО МКК «МК-Финанс» о прекращения признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Поводом для выдачи предупреждения послужило обращение ГУ Банка России по Центральному федеральному округу.

Установлено, что на сайте https://tamfinans.ru размещена информация о выдаче ООО МКК «МК-Финанс» займов физическим лицам под залог жилья в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в отсутствие права на оказание данных услуг.

 Данные действия Общества вводят потребителей в заблуждение в отношении потребительских свойств услуги и создают неконкурентные преимущества по сравнению с иными участниками рынка.

В соответствии с предупреждением ООО МКК «МК-Финанс» необходимо было удалить с сайта https://tamfinans.ru информацию о возможности получения займа физическими лицами под залог жилья. Предупреждение исполнено.

 

 

Тамбовское УФАС России на постоянной основе осуществляет антимонопольный контроль в отношении унитарных предприятий.

27 декабря 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», вносящий изменения, касающиеся государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данные изменения устанавливают запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках за исключением ряда случаев.

Согласно новому закону теперь запрещено создавать новые унитарные предприятия, а действующие должны быть преобразованы в полноценные субъекты рынка. Исключения составили - естественные монополии и ГУПы в области обороны и безопасности. Кроме того, они сохранятся в сфере культуры и искусства, а также в районах Крайнего Севера, где являются единственными поставщиками коммунальных услуг. Новые правила внесут прозрачность в деятельность таких организаций, повысят эффективность управления государственным и муниципальным имуществом. Чем меньше унитарных предприятий, тем лучше состояние экономики.

По представлению высшего должностного лица субъекта РФ, по решению Правительства РФ унитарные предприятия также могут создаваться при необходимости устранения последствий ЧС, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

Органы и организации, уполномоченные на создание унитарных предприятий, получают возможность направлять в ФАС России запросы о соответствии создания унитарного предприятия или изменения его деятельности.

При выявлении случаев создания унитарного предприятия с нарушением установленных требований антимонопольный орган направляет его учредителю предписание о необходимости ликвидации предприятия. При неисполнении предписания антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации унитарного предприятия.

Для исполнения закона установлен переходный период - 5 лет.

 

 

Федеральным законом № 485-ФЗ  Закон о защите конкуренции дополнен главой  7.1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Так, статьей 35.1 Закона о защите конкуренции установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением перечисленных случаев.

Статьей 35.2 Закона о защите конкуренции предусмотрено направление органами власти запроса в антимонопольный орган о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

 В течение тридцати дней с даты получения запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, предусмотренного статьей 35.2 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган обязан рассмотреть этот запрос и направить в письменной форме заявителю одно из следующих заключений:

1) о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона;

2) о несоответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству, если создание унитарного предприятия либо изменение видов его деятельности осуществляется в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона.

Заключение о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству действует в течение одного года со дня выдачи его антимонопольным органом.

 

Унитарное предприятие, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением запрета, предусмотренного частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона, подлежит ликвидации на основании предписания антимонопольного органа, выданного на основании подпункта "д" пункта 3 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, либо в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации унитарного предприятия.

Наверх