«Новые изменения законодательства о госзакупках (ФЗ-44)»
24 января 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

31 декабря 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Закон N 504-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вносимые масштабные поправки законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд вступают в силу в текущем году, а часть из них уже действует с 11.01.2018.

1. Основной массив изменений направлен на электронизацию всех конкурентных способов закупок. Достигаемая при этом цель – это существенное упрощение всех объявляемых процедур закупок, чтобы сделать их максимально понятными и единообразными для потенциальных участников.

Перевод закупок на электронные площадки – один из важнейших шагов в этом направлении, благодаря которому все сложности закупочного процесса можно погрузить в функционал информационных систем, сделав закупки для пользователя проще.

Напомним, поправками в 44-ФЗ вносится ряд изменений, важнейшее из которых - отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. Сейчас так проходит только электронный аукцион.

Например, ранее и в настоящее время при проведении открытого конкурса, двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, запроса котировок и запроса предложений участники закупки вправе подавать заявки на участие в этих процедурах только в бумажном виде в запечатанных конвертах, направляемых по почте либо нарочным способом.

В текущем году ситуация изменяется.

Заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд:

1) с 1 июля 2018 года вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;

2) с 1 января 2019 года определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

И только в отдельных случаях, оговоренных Законом о контрактной системе, обязанность закупать товары, работы, услуги в электронной форме не распространяется на заказчиков в случае осуществления следующих закупок:

для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;

для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;

в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

в соответствии с решением Правительства Российской Федерации;

при проведении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

2. Следует подчеркнуть важные изменения Закона о контрактной системе, которые действуют с 11 января текущего года.

 

2.1. Самой существенной является новелла в отношении лиц, которые вправе подать жалобу по объявленной закупке либо сообщить информацию о допущенных нарушениях при осуществлении госзакупок, а именно – введены некоторые ограничения для заявителей - физических лиц.

Статья 99 «Контроль в сфере закупок» дополнена новой частью 15.1, определяющей, что обращение с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, а также ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, и информация о нарушениях законодательства о контрактной системе положениями документации о закупке, извещения о запросе котировок, поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Напомним, пункт 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае, если заявитель – физическое лицо не соответствует установленным заказчиком в документации о закупке требованиям о наличии необходимых лицензий, аккредитаций, свидетельств и иных разрешительных документов на право осуществления деятельности по предмету контракта, то по его обращению не может быть рассмотрена жалоба либо проведена внеплановая проверка.

Такое изменение введено в целях пресечения злоупотребления правом отдельными физическими лицами в случаях, когда их права и законные интересы заведомо не могут быть нарушены положениями документации о закупке или извещения о проведении запроса котировок.

 

2.2. Важным является также уточнение в статье 104 Закона о контрактной системе действий заказчика о направлении в антимонопольный орган материалов о недобросовестных поставщиках.

Так, часть 4 указанной статьи изложена в новой редакции:

«В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта».

Ранее обязанность заказчика о направлении материалов для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков тех победителей закупки, которые уклонились от заключения контракта, возникала лишь в случае заключения контракта со вторым участником.

Однако, возможность заключения контракта с участником закупки, предложение о цене контракта было следующим после победителя, на практике не всегда осуществляется: например, победитель закупки являлся единственным участником или второй участник отказался от заключения контракта после уклонения победителя, что является его правом.

Новое уточнение законодательства о контрактной системе упорядочит действия заказчика и поставщика и обеспечит равные условия включения в реестр недобросовестных поставщиков уклонившихся от контракта поставщиков независимо от факта заключения контракта со вторым участником.

 

2.3. Дополнения в части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе (требования к участникам закупки) определяют возможность заказчика заключить контракт со вторым участником закупки в случае, если заказчиком принято решение об отказе заключения контракта с победителем закупки при обнаружении факта его несоответствия установленным требованиям.

Это позволяет заказчику не только отказаться от заключения контракта с победителем закупки после подведения итогов торгов в случае если выявлено, что он не соответствует установленным в документации требованиям или представил недостоверную информацию о таком соответствии, но и заключить контракт со следующим после победителя участников закупки, то есть не проводить повторную закупку с самого начала.     

Наверх