Доклад заместителя руководителя Тамбовского УФАС России Колодиной Н.Н. на тему: «Практика по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в 2020 году».
25 февраля 2021, 11:23
Тип документа:
Доклады

18 марта 2021 года,  Колодина Н.Н.

 

Публичные слушания Тамбовского УФАС России за 2020 год

 

Доклад «Изменения законодательства о контрактной системе в 2020 году»

 

Краткий обзор наиболее важных изменений законодательства о контрактной системе в 2020 году, которые вступили в силу в прошлом году.

1. Принято важное для государственных и муниципальных закупок Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 N 921 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. N 890-р".

Во-первых, указанное постановление № 921 изменило Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085. Введённые изменения касаются установления новых порядка оценки и критериев конкурса в части различных строительных работ, контракта жизненного цикла и работ по сохранению объектов культурного наследия.

Изменения Правил оценки действуют с 9 июля 2020 года.

Во-вторых, Постановление Правительства N 921 внесло серьёзные коррективы в  постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг устанавливаются:

• для федеральных нужд с НМЦК свыше 10 млн. руб.,

•для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд с НМЦК свыше 5 млн. руб.

В постановление 99 включены новые основания для его применения: это закупка работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, которые обязательно должны подтверждаться наличием за последние 5 лет до даты подачи заявки одного контракта/договора стоимостью не менее 20 % НМЦК.

         Подтвердить опыт по строительству, реконструкции объекта капитального строительства нельзя контрактом по капитальному ремонту и сносу объекта.

Изменились размеры стоимости контракта, предоставляемого в целях подтверждения опыта,  а также, согласно изменениям постановления 99, опыт учитывается за последние 5 лет, а не за 3 года, как было ранее.

Изменения в части дополнительных требований к участникам отдельных видов закупок также действуют с 9 июля прошлого года.

В-третьих, Постановление Правительства 921 изменило способ закупок для строительных работ, что вступило в силу с 1 сентября 2020 года. С указанной даты работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту исключены из аукционного перечня, теперь заказчик не обязан  проводить аукцион на определение поставщика указанных работ. Какой способ закупок применить для данного случая – конкурс или аукцион заказчик определяет по своему усмотрению.

При этом, если заказчик выбирает закупку в виде конкурса, то оценка опыта осуществления аналогичных строительных работ может проводиться исключительно по квалификации участника в части исполненных контрактов, при этом оценивается:

• их общая стоимость;

• их общее количество;

• наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Все три указанных критерия выбрать или любые из их числа заказчик решает самостоятельно.

При проведении аукциона на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства заказчик вправе требовать только согласие на выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией.

 

2. С 8 октября  прошлого года действует новое Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".

Указанное Постановление Правительства № 1576 ввело единые правила проведения плановых и внеплановых проверок для ФАС России и уполномоченных региональных и муниципальных органов власти, которые применяются для плановых и внеплановых проверок.

Постановление предусматривает основания проведения проверок, их формы, условия проведения, порядок уведомления и размещения документов в единой информационной системе в сфере закупок, требования к документам, на основании которых проводится проверка, права и обязанности контрольного органа, права и обязанности проверяемых лиц, требования к оформлению результатов проверки и их доведению до проверяемых лиц.

Стандартный срок проведения внеплановых проверок составляет до 10 рабочих дней, а по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну, - до 20 рабочих дней.

Принятый порядок проведения плановых и внеплановых проверок закупок  направлен на формирование единообразной практики применения положений законодательства о госзаказе контролирующими органами всех уровней: федеральным, региональным и муниципальным.

 

3. Напомним, ранее было предусмотрено начало осуществления малых закупок  в электронной форме и по новым правилам с 1 июля 2020 года, однако указанный срок был перенесён на 1 апреля 2021 года, что наступает уже через две с небольшим недели.

         Кроме того, были внесены и другие поправки и изменения в порядок проведения малых электронных закупок. Так, увеличен размер минимальной цены для закупок у единственного  поставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе до 3 млн. руб. в электронной форме и введена специальная процедура проведения таких торгов (малые закупки).

Министерство финансов Российской Федерации разъяснило нюансы проведения электронных малых госзакупок, которые заработают с 1 апреля текущего года.

С подробными разъяснениями и ответами по спорным ситуациям можно ознакомиться в письме Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591 "Об осуществлении закупок", которое имеется во многих открытых источниках, в том числе в справочно-правовых системах.

 

4. С 24 февраля 2021 года по всему тексту Закона о контрактной системе внесены правки: теперь вместо слов «кассовое обслуживание исполнения бюджетов     бюджетной     системы Российской Федерации» должно употребляться словосочетание «казначейское обслуживание исполнения бюджетов     бюджетной     системы Российской Федерации».

 

5. Ряд важных изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступит в силу с 1 июля 2021 года.

Это изменения, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2020 N 539-ФЗ.

 Прежде всего, из Закона о контрактной системе с 1 июля текущего года уходят требования о предоставлении сведений об учредителях, в первую очередь, это, конечно, касается заявок на участие в различных закупках и при включений сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Также меняется статья 104 Закона о контрактной системе, которой регулируются вопросы, связанные с реестром недобросовестных поставщиков, в основном, уточняются порядок и сроки ведения указанного реестра и исключение сведений из него. Согласно указанным изменениям Правительству Российской Федерации надлежит изменить в соответствии с новыми требованиями Правила рассмотрения вопросов о включении в реестр и ведения указанного реестра. 

Согласно будущим изменениям не все учредители участников закупок и поставщиков будут отвечать за уклонение от заключения контракта и за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов, а только те, которые могут влиять на участника закупки или поставщика, что подробно обозначено в будущей редакции статьи 104 Закона о контрактной системе, а именно:

а) участники (члены) корпоративного юридического лица, способные оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;

б) учредители унитарного юридического лица..

 Важно отметить, что часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе с 1 июля будет дополнена пунктом 5 следующего содержания: "5) получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).".

Это означает, что антимонопольные органы на основании обращений заказчиков о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будут не только решать указанный вопрос о включении или невключении в Реестр, но и проводить внеплановую проверку на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе. 

 

 



 

 

 

Наверх