Доклад начальника отдела Мурзина К.И. на тему: «Последние изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
31 октября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 Внесены изменения ФЗ №70 от 01.05.2019. Согласно ним, ст.15 Закона о контрактной системе дополнена новыми основаниями для закупки бюджетными учреждения и унитарными предприятиями товаров, работ, услуг через процедуры 223-ФЗ:

 

за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию

 

Это возможно, если данные категории заказчиков внесли соответствующие изменения в свое положение о закупках.

 

Определены требования к критериям отнесения продукции к инновационной и высокотехнологичной (Закон № 223-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2019 г. № 773(далее – Постановление № 773) в соответствии с ч. 4.2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ утверждены требования к критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции, а также порядок их установления для целей формирования плана закупки такой продукции, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» с учетом утвержденных Президентом РФ приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечнем критических технологий РФ. Постановление № 773 вступило в силу 26 июня 2019 г.

 

Скорректирован перечень товаров, закупаемых при превышении определенной НМЦД только по согласованию с координационным органом (Закон № 223-ФЗ) Распоряжением Правительства РФ № 1024-р от 23 мая 2019 г. (далее – Распоряжение № 1024-р) расширен перечень товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную в распоряжении Правительства РФ № 1489-р от 18 июля 2018 г. (далее – Распоряжение № 1489-р), не могут быть осуществлены заказчиками – государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам, без согласования с координационным органом Правительства РФ. В утвержденный Распоряжением № 1489-р перечень теперь включены 29 видов товаров, в числе которых инструменты рабочие, выключатели, проводники электрические и др. Ранее указанный перечень включал только 11 видов товаров. Напомним, что в Распоряжении № 1489-р для каждого вида товара указаны также код ОКПД2 и начальная (максимальная) цена договора в млн. рублей, при превышении которой необходимо согласование с координационным органом Правительства РФ, а также условия, при наличии которых требуется согласование эксплуатационных характеристик закупаемых товаров. Изменения, внесенные Распоряжением № 1024-р, действуют с 23 мая 2019 г.

 

Помимо обычного плана закупки заказчики обязаны размещать в ЕИС планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Если у заказчика отсутствует потребность в закупке этой продукции, в ЕИС размещается пустой план (Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 N Д28и-2046).

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки данной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечнем критических технологий Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). При определении указанных критериев учитываются требования, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2019 N 773 (ч. 4.2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Критерии, установленные до вступления в силу этих требований, надо привести в соответствие с ними до 01.12.2019 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.06.2019 N 773).

 

С 1 января 2020 г. увеличат долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые отдельные виды заказчиков обязаны осуществлять по Закону № 223-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 1 августа 2019 г. № 1001 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, которым в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ утверждено положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Постановление № 1352 и Положение). В пункте 5 Положения в новой редакции будет определено следующее:

–– общий годовой объем закупок у субъектов МСП увеличен с 18 до 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок;

–– совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключаемых по результатам закупок, в которых могут участвовать только субъекты МСП, увеличен с 15 до 18 процентов.

Напомним, что под действие Постановления № 1352 попадают не все заказчики, осуществляющие закупки по Закону № 223-ФЗ, а только те отдельные виды юридических лиц и организаций, которые перечислены в п. 2 Постановления № 1352. Изменения вступят в силу с 1 января 2020 г.

 

Внесены изменения в ограничения доступа иностранной радиоэлектронной продукции к закупкам по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878 (далее – Постановление № 878) в целях стимулирования и развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации принято решение о создании по аналогии с реестром отечественного программного обеспечения единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее – Реестр), формирование и ведение которого будет обеспечивать Минпромторг России: с 1 сентября 2019 г. – в государственной информационной системе промышленности, а с 1 января 2020 г. – в электронном виде.

Также Постановлением № 878 утверждены:

–– правила формирования и ведения Реестра;

–– перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой применяются ограничения на доступ к закупкам в рамках Закона № 44-ФЗ (включает 13 позиций);

–– порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничений при закупках в рамках Закона № 44-ФЗ;

–– изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (далее – Постановление № 925), устанавливающее приоритет товаров, работ, услуг российского происхождения над иностранными товарами (работами, услугами) в рамках Закона № 223-ФЗ.

Действующее в рамках Закона № 223-ФЗ Постановление № 925 дополнено тремя пунктами, предусматривающими приоритет российской радиоэлектронной продукции над иностранной посредством ценовых рычагов.

Постановление № 878 (в том числе изменения в Постановление № 925) вступило в силу 27 июля 2019 г., за исключением отдельных его положений, вступающих в силу в иные сроки.

 

Скорректированы правила обмена информацией и документами при ведении реестра договоров по Закону № 223-ФЗ

Приказом Минфина России от 10 июня 2019 г. № 92н (далее – Приказ № 92н) расширен перечень сведений, закрепленных в порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее – Порядок), утвержденном приказом Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 173н. В измененной редакции Порядка предусмотрены следующие новшества:

–– в информации о заказчике необходимо будет указать, включен ли заказчик в предусмотренный п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ перечень организаций, чьи планы закупок подлежат мониторингу и оценке соответствия;

–– в информацию о поставщике необходимо включать дату его включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (для субъектов МСП).

При этом определено, что указанная информация будет сформирована автоматически после указания в информационной системе ИНН и КПП поставщика;

–– в случае, если договором определено несколько поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то информацию, предусмотренную пунктами 22–32 Порядка, необходимо указывать в отношении каждого из них.  Приказ № 92н вступает в силу с 5 января 2020 г.

 

О распределении полномочий между Центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России по рассмотрению жалоб (Закон № 223-ФЗ)

ФАС России в письме от 5 июля 2019 г. № ИА/57470/19 сообщается, что с 15 июля 2019 г. в целях координации деятельности Центрального аппарата и территориальных органов ФАС России (далее – ЦА ФАС России и ТО ФАС России соответственно) изменен порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков и заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

В ЦА ФАС России рассматриваются:

–– жалобы на действия заказчиков, перечисленных в приложении к письму (Банк ВТБ (ПАО), ОАО "РЖД", ФГУП "Почта России", ПАО "Ростелеком" и др.) при проведении ими закупок, стоимость которых превышает 100 млн. руб.;

–– жалобы на действия (бездействия) операторов электронных площадок, определенных распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р;

–– жалобы на закупки свыше 1 млрд руб.

Заявления заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков при осуществлении указанных выше закупок также рассматриваются только в ЦА ФАС России. В иных случаях жалобы подлежат рассмотрению в ТО ФАС России.

 

Вправе ли заказчик в своем положении о закупке установить, что размер закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не должен превышать 1 000 000 рублей?

Положениями Закона № 223-ФЗ не урегулирован вопрос закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Статьей 3.6 Закона № 223-ФЗ установлено, что порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. При этом в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ указан не предельный размер закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а определена стоимость договоров (не более 100/500 тыс. руб.), сведения о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС. Соответственно, размер договора, заключаемого по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливается заказчиком в положении о закупке самостоятельно.

 

Вправе ли заказчик закупать товары определенных товарных знаков без указания слов

«или эквивалент» в рамках использования способов закупки, которые в положении о закупке заказчика определены как неконкурентные?

 

Действительно, положениями ч. 2 и 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ с 1 июля 2018 г. заказчикам предоставлено право предусмотреть в положении о закупке иные неконкурентные способы закупок. При этом п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которой с 1 июля 2019 г. при описании в документации предмета закупки заказчик должен в случае использования указания на товарный знак использовать слова «(или эквивалент)», распространяется только на конкурентные закупки, в связи с чем заказчик вправе закупать товары конкретных товарных знаков посредством использования предусмотренных положением о закупке неконкурентных способов закупки.

При этом следует также учитывать позицию Верховного суда, изложенную в п. 10 Обзора судебной практики (утв. Президиумом ВС РФ от 16.05.2018): «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

 

Увеличен срок планирования закупок для субъектов МСП (Закон № 223-ФЗ)

Федеральным законом № 263-ФЗ от 2 августа 2019 г. в ч. 3.1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ внесены изменения, которыми установлено, что план закупки товаров, работ, услуг определенных Правительством РФ заказчиков должен содержать формируемый на срок не менее чем 3 года раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов. Указанное изменение вступит в силу с 1 ноября 2019 г.,

в связи с чем его необходимо будет учитывать уже при планировании закупок на 2020 год.

 

 

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 августа 2019 года по делу № А48-8161/2018

В котировочной документации на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений установлено, что участник закупки должен иметь достаточное для исполнения договора количество собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе: не менее 8 (восьми) уборщиков, имеющих санитарные книжки и аттестацию по электробезопасности I группы до 1000 В. В составе заявки участником предоставляется справка, подтверждающая наличие у участника процедуры закупки соответствующих собственных и/или привлеченных кадровых ресурсов. Заказчиком указанные требования сформулированы как требования к квалификации персонала, и несоответствие заявки этим требованиям, в силу Положения, легло в основу отказа в допуске к участию в запросе котировок конкретному лицу.

В соответствии с Законом 223-ФЗ, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования как к участникам закупки, так и товарам, работам, услугам, обосновав соответствующую потребность в документации и определив, к каким характеристикам – цена, качество, надежность они относятся.

Следовательно, заказчик, при установлении требования о соответствии услуги по качеству предъявляемым санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям соблюдения стандартов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе предусмотреть дополнительные разумные требования к исполнению контракта, не ограничивая число участников и не отказывая по этому мотиву в допуске к участию. Например, установив их как критерии оценки заявок на участие в закупке.

Однако Заказчик иным образом сформулировал указанные требования, следовательно, суды пришли к выводу, что в документации установлены избыточные требования и предписание УФАС законно.

 

Сокращен срок оплаты договоров, заключен ных с субъектами малого и среднего предпринимательства (Закон № 223-ФЗ)

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. № 1205 внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, которым в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ утверждено положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Постановление № 1352 и Положение).

В пунктах 14.3, 28 и 32.1 Положения в новой редакции будет определено, что срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора) должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора). В настоящее время указанный срок составляет 30 календарных дней.

При этом уточним, что срок сокращен для всех ситуаций, когда:

–– закупка была проведена на общих основаниях;

–– закупка была проведена только для СМСП;

–– СМСП является субподрядчиком.

Напомним, что под действие Постановления № 1352 попадают не все заказчики, осуществляющие закупки по Закону № 223-ФЗ, а только те отдельные виды юридических

лиц и организаций, которые перечислены в п. 2 Постановления № 1352.

Изменения вступят в силу с 1 января 2020 г.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 октября 2019 г. по делу № А46-3937/2019 Поставщик – субъект малого предпринимательства обратился в суд в связи с уклонением заказчика от оплаты исполненных обязательств в 30-дневный срок.

При этом ни документация, ни проект договора не содержали положений о заключении договора с субъектами малого предпринимательства, не устанавливались и ограничения участия, закупаемый товар не входит в утвержденный заказчиком перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. В то же время договором была предусмотрена формулировка, что оплата производится в течение 180 дней с момента поставки товара, а расчет с субъектами малого и среднего предпринимательства будет производиться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Кассационной инстанцией поддержан вывод апелляционного суда о том, что поскольку истец относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, то оплата поставленного товара в рамках заключенного договора в соответствии с Законом № 223-ФЗ с субъектом малого и среднего предпринимательства в любом случае должна осуществляться в срок не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара, независимо от того, среди каких субъектов проведена закупка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх