Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России Мясниковой А.Н. на тему: «Контроль за соблюдением законодательства о рекламе»
12 июля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России Мясниковой А.Н. на тему: «Контроль за соблюдением законодательства о рекламе»

 

Сравнение основных показателей за 2 квартал 2017 года со 2 кварталом 2018 года.

 

 

2 кв. 2017 год

2 кв. 2018 год

Возбуждено дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе

 

12

 

23

Вынесено решений о признании рекламы ненадлежащей

 

10

 

15

Преимущественные нарушения статей Закона о рекламе

Ст. 5 (недостоверная реклама)

Ст.18 (смс-реклама без предварительного согласия)

 

Ст.9 (реклама стимулирующего мероприятия без указания сроков ее проведения, а также ссылки на источник)

Ст.28 (реклама фин.услуг без указания наименования кредитной организации и иной информации, влияющей на стоимость рекламного продукта)

Ст. 21 (реклама алкогольной продукции без предупреждающей надписи)

 

2018 год

 

Рекламная акция «Зеленой точки» признана ненадлежащей.

 

В период с 12.03.2018 по 24.04.2018 года в подъездах жилых домов города Тамбова, в т.ч. по адресу: г. Тамбов, ул. Полынковская, д. 65а размещались рекламные листовки с рекламной информацией: «Зелёнаяточка.  Весенний розыгрыш 2018. Большой ТЕСТ-Драйв Интернета и Цифрового ТВ. Всё за 450! Интернет до 100 Мбит/с. Цифровое ТВ до 200 ТВ каналов. ТВ Приставка ставь на паузу, перематывай, смотри в архиве. ВЫИГРАЙ ПЛАНШЕТ. Зелёнаяточка. Интернет + ТВ + приставка=450р. 8-960-657-54-01».

Информация, распространяемая в подъездах жилых домов, была направлена на привлечение внимания к рекламируемым услугам компании «Зелёнаяточка», учитывая  возможность получения приза – планшета, следовательно, являлась рекламой стимулирующего мероприятия.

Было установлено, что реклама акция действовала в период с 12.03.2018 по 24.04.2018, включала в себя 2 этапа.

  1. В первом этапе розыгрыша участвуют абоненты компании должны были быть оформлены как физические лица и подключены в период с 12.03.2018 по 19.04.2018.
  2. Для участия во втором этапе розыгрыша необходимо:

- быть действительным абонентом компании «Зеленая точка», оформленным как физическое лицо;

- подать заявку на участие через специальную форму на промо-странице;

- иметь положительный баланс по состоянию на 20 апреля 2018 года. 

При этом в рекламе отсутствовала информация о сроках проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, следовательно, она распространялась с нарушением требований статьи 9 Закона о рекламе.

В настоящее время виновное лицо привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

Кроме того, в апреле 2018 года также было установлено, что в городе Тамбове в общественном транспорте, в частности по маршруту автобуса №50 распространялись билеты с рекламой, которая также гласила «Большой ТЕСТ-Драйв Интернета и Цифрового ТВ. Всё за 400! Интернет до 100 Мбит/с. Цифровое ТВ до 200 ТВ каналов. ТВ Приставка ставь на паузу, перематывай, смотри в архиве. ВЫИГРАЙ ПЛАНШЕТ Подробнее по тел.: 49-49-49».

В вышеуказанной рекламе, стимулирующего потребителей обращаться в компанию «Зелёнаяточка» с целью получения «Планшета в подарок» отсутствовала часть существенной информации о сроках проведения данного мероприятия, следовательно, в указанной рекламе содержались признаки нарушения статьи 9 Закона о рекламе.

В настоящее время устанавливаются обстоятельства по распространению данных билетов в общественном транспорте города Тамбова.

 

Возбуждено 2 дела по признакам нарушения требований статьи 9 Закона о рекламе.

Установлено, что при входе в отдел «Канц Парк», расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 27/211, ТЦ Браво-Сити в оконной витрине размещается реклама следующего содержания: «Участвуй в конкурсе. Бали с #SHENSE Отдых как с картинки. Выложи фото с открыткой #SHENSE в соцсетях. Расскажи под фото, что для тебя означают настоящие чувства. Поставь хэштеги #БАЛИSHENSE и #SHENSE и выиграй: Главный приз поездку на Бали на двоих и другие ценные призы».

Рекламная информация, размещенная при входе в магазин «Канц Парк», адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к рекламируемым товарам, формирует и поддерживает интерес потребителей к приобретению продукции магазина «Канц Парк», в том числе открыток, учитывая  возможность получения приза - поездку на Бали, следовательно, является не только рекламой товаров магазина «Канц Парк», но и рекламой стимулирующего мероприятия.

В вышеуказанной рекламе, стимулирующей потребителей приобретать продукцию магазина «Канц Парк», в том числе открытки, отсутствует часть существенной информации о сроках проведения данного мероприятия, следовательно, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе.

 

Реклама акции ювелирного магазина «Изумрудный рай» с предложением выиграть «свадебное путешествие в Доминикану» также содержит признаки нарушения рекламного законодательства

Тамбовское УФАС России  29 июня 2018 года возбудило дело по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя.

Установлено, что при входе в ТЦ Браво-Сити, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, 27/211, размещается реклама  следующего содержания: «Изумрудный рай. Ювелирная сеть. НОВАЯ КОЛЛЕКЦИЯ обручальных колец с бриллиантом за 7 990 руб. Выиграйте свадебное путешествие в Доминикану. Подробности об организаторе мероприятия, о правилах и сроках по телефону 88007007532».

В вышеуказанной рекламе, стимулирующей потребителей приобретать продукцию магазина «Изумрудный рай», не указаны сроки проведения данного мероприятия, что недопустимо в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о рекламе.

 

 

 

Реклама ипотечного кредитования по продаже квартир в г. Тамбове признана ненадлежащей

Тамбовское УФАС России 19 июня 2018 года признало рекламу ООО «БИЗНЕСМОНТАЖСТРОЙ» нарушающей требования Закона о рекламе.          

Установлено, что на рекламной конструкции, расположенной вблизи здания по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 167 В, размещается рекламный плакат с информацией следующего содержания: «Доступные квартиры от застройщика от 800 тыс. руб. Ипотека без первоначального взноса от 7,5 % годовых! Офис продаж: г. Тамбов, ул. Клубная, 4. Квартиры в г. Тамбове, ул. Покровская, 1А, 8-953-717-71-72; 8-965-718-58-31; 53-02-08; 75-74-19 Дом сдан. 15 минут до центра города!».

В вышеуказанной рекламе отсутствовали сведения о лице, оказывающем услуги ипотечного кредитования, а также об остальных условиях, определяющих полную стоимость ипотечного кредитования для заемщика и влияющих на нее. Отсутствие этой обязательной информации нарушает часть 1 статьи 28, пункт 2 части 2, часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.

ООО «БИЗНЕСМОНТАЖСТРОЙ» выдано предписание о приведении рекламы в соответствие с нормами Закона о рекламе.

Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении виновного лица.

 

За ненадлежащую рекламу «РосДенег»  Общество привлечено к административной ответственности

Было установлено, что при входе в помещение «РосДеньги» по адресу: г. Уварово, ул. Шоссейная, д. 35 «Б» с июля 2017 года размещается рекламная конструкция следующего содержания: «Деньги до 30 000 р. улучшаем кредитную историю. За 10 минут, предъяви паспорт, отличный сервис. 8 800 200 50 51, ros-dengi.ru».В вышеуказанной рекламе сообщалось, что займы выдаются до 30 000  руб., при этом в рекламе умалчивалось об остальных условиях, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее. Данное обстоятельство нарушало часть 3 статьи 28 Закона о рекламе.
           Кроме того, в ходе рассмотрения дела было установлено, что юридическое лицо ООО МКК «Гарантированные финансы» не хранило материалы и документы по изготовлению и размещению рекламы, что недопустимо в соответствии со статьей 12 Закона о рекламе.

            Согласно статье 12 Закона о рекламе, рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

   Общество привлечено к административной ответственности по ч.6 ст. 14.3, ст. 19.31 КоАП РФ в виде предупреждений.

 

 

В рекламе финансовых услуг указание фирменного наименования лица и его организационно-правовой формы обязательно.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

 

Рассмотрено ряд дел по признакам нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе. Приведу пару примеров.

На здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Мичуринская, д. 141 А, размещался рекламный плакат с информацией следующего содержания: «Экспресс Ломбард. Деньги под залог: изделий из золота, изделий из серебра, сотовых телефонов, планшетов, ноутбуков, цифровой техники, шуб».

В тексте вышеуказанной рекламы информация о лице, оказывающем услуги по выдаче займов в ломбарде, отсутствовала. Реклама признана ненадлежащей, юридическому лицу выдано предписание об устранении нарушения. В настоящее время лицо привлекается к административной ответственности.

На рекламной конструкции, расположенной вблизи здания по адресу: г. Тамбов, б. Энтузиастов, д. 41, размещалась информация следующего содержания: «Микрокредитная компания МК-ФИНАНС. Займы для бизнеса и граждан. Быстро! Выгодно! Звони! 75-62-63. ИНН 6829107050. Членство в СРО «Единство» от 16.03.2016». Информация о лице, оказывающем услуги по выдаче займов, также отсутствовала. Реклама признана ненадлежащей.

 

Реклама сети магазинов «Красное & Белое» признана ненадлежащей

 

Установлено, что в сентябре 2017 года в городе Тамбове в помещении магазинов «Красное & Белое» распространялись рекламные журналы на первой странице которых размещалась реклама алкогольной продукции: "3-16 октября/2017. New collection. Limoncello. Romanzero Limoncello. Ликер, 25%, 0,5 л, Италия. 349 рублей 99 копеек #krasnoebeloe». Указанная реклама не сопровождалась предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, что свидетельствовало о нарушении части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе использован иностранный язык без перевода на государственный язык Российской Федерации, что недопустимо в соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в отдельных магазинах «Красное & Белое» в городе Тамбове, является ООО «БЕТА-М».

Согласно части 3 статьи 21 Закона о рекламе,  реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»).

В силу пункта 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.

 

В октябре 2017 года у прилавков, расположенных вблизи кассы распространялись рекламные журналы с информацией о возможности приобретения алкогольной продукции магазинов «Красное & Белое» на первой странице которых размещалась реклама следующего содержания: «17-30 октября/2017 New IMPORT BEER 5,0 ORIGINAL пиво 0,5 л, Германия 59 Р 99. LAGER BEER, светлое; PILS BEER, светлое; CRAFT BEER, светлое; WEISS BEER светлое нефильтрованное #krasnoebeloe» без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, что свидетельствовало о нарушении части 3 статьи 21 Закона о рекламе с использованием иностранного языка без перевода на государственный язык Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе).

Кроме того, на странице 25 журнала «Красное & Белое», выпуск 17-30 октября 2017 года размещена реклама крепких алкогольных напитков (коньяка) торговых марок "Традиции Молдавии", "Русский Крым", "Черноморский", "Армянский", "Апшерон" с использованием анимационных образов маленьких людей различных профессий. Указанная реклама сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции.

Использование образов людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации) недопустимо, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

Поскольку Общество не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства за распространение указанной рекламы по одному из дел оно привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 120 000 рублей.

Штраф уплачен в полном объеме.

По второму факту дело об административном правонарушении находится в стадии рассмотрения.

 

Рассмотрено дело по факту распространения наружной рекламы табачных и курительных принадлежностей.

 

При входе в магазин «Tabaccos» размещалась реклама следующего содержания: «VAPE GOOD. Электронные испарители. Жидкости. Табак», «Кальян. Табак». Указанная реклама сопровождалась изображением дыма, курительных принадлежностей –  кальянов, а также марок табачной продукции. В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

В настоящее время лицо привлекается к административной ответственности по ст. 14.3.1 КоАП РФ.

 

 

Напоминаем, что за нарушение требований рекламного законодательства для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена замена административного штрафа на предупреждение.

Для:

- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП),

- юридическим лицам, а также их работникам.

Наказание в виде предупреждения назначается при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Нарушение совершено впервые;

2. Не причинен вред или отсутствует угроза его причинения:

  • жизни и здоровью людей,
  • объектам животного и растительного мира,
  • окружающей среде, объектам культурного наследия
  • безопасности государства,
  • угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. Отсутствует имущественный ущерб.

 

Наверх