«Практика пресечения антиконкурентных действий органов власти в 4 квартале 2017 года», 8 февраля 2018 года
24 января 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

В четвертом квартале 2017 года Тамбовское УФАС России выдало 5 предупреждений  органам местного самоуправления Тамбовской области по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции:

1) предупреждение № П4-42/17 администрации Татановского сельсовета Тамбовского района в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предоставлении права пользования объектами коммунальной инфраструктуры ООО «Теплоресурс» для оказания услуг водоснабжения без учета требований, установленных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг водоснабжения.

Администрации Татановского сельсовета необходимо принять меры по возврату объектов водоснабжения, находящихся в фактическом пользовании у ООО «Теплоресурс», и передаче прав пользования данными объектами в соответствии с действующим законодательством в срок до 21 мая 2018 года.

 

2) предупреждение № П4-43/17 администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в нарушении порядка заключения договора аренды муниципального имущества с гражданином по результатам  проведения аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, площадью 35,3 м2, расположенного в здании по адресу: с. Покрово-Пригородное, ул. Дорожная, д. 1а, а именно установления в проекте договора возможности изменения его условий и в заключении такого договора с указанной возможностью, что запрещено Правилами проведения торгов, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, и может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке аренды недвижимого имущества.

Администрации Покрово-Пригородного сельсовета необходимо направить гражданину предложение о заключении дополнительного соглашения к договору аренды муниципального имущества об исключении из договора возможности изменения его условий в срок до 28 декабря 2017 года.

Предупреждение исполнено, заключено дополнительное соглашение.

  Предупреждение в отношении администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района было выдано по результатам проведенной  плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства.

 

3) предупреждение № П4-39/17 администрации города Тамбова в связи с наличием в постановлении от 11.04.2016 № 2131 «О внесении изменений в Устав МБУ «Спецтехуниверсал», утвержденный постановлением администрации города Тамбова от 29.10.2013 № 9040» признаков нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в наделении Учреждения функциями органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения путем включения в его Устав положений, позволяющих  осуществлять деятельность по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ, предоставлять места под погребение на муниципальных общественных кладбищах, а также выдавать пропуска на муниципальные общественные кладбища и знаки с регистрационным номером.

Администрация города предупреждена о необходимости отмены постановления от 11.04.2016 № 2131, а также исключения из Устава МБУ «Спецтехуниверсал» вышеуказанных  видов деятельности  в срок до 1 января 2018 года.

Предупреждение не исполнено.

 

4) предупреждение № П4-40/17 администрации города Тамбова в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении договора о развитии застроенной территории от 19.07.2013 с ООО «Капитал» по результатам аукциона (Извещение 300513/0048974/03), с условием возможности изменений условий его исполнения,  а также в заключении дополнительного соглашения № 1 от 25.12.2015 к  данному договору, которым продлен срок исполнения обязательств до 31.12.2017, чем созданы преимущественные условия деятельности ООО «Капитал» по сравнению с другими потенциальными участниками, которые могли бы участвовать в указанном аукционе при изначальном установлении более длительных сроков исполнения обязательств по договору о развитии застроенной территории,

Согласно предупреждению администрации необходимо принять меры  по исключению из договора, заключенного с ООО «Капитал», пункта,  устанавливающего возможность изменений условий исполнения договора, а также по расторжению дополнительного соглашения к договору о развитии застроенной территории, как нарушающего требования антимонопольного законодательства в срок до 12 декабря 2017 года.

Предупреждение исполнено, администрация обратилась с иском о расторжении договора с ООО «Капитал».

Аналогичное предупреждение выдано администрации города Тамбова в связи  с неправомерным заключением дополнительного соглашения к договору № 01-15-28/13 о развитии застроенной территории от 27.05.2013 с ООО «Строительное Управление Донское», которым продлен срок исполнения обязательств по договору. Предупреждение также исполнено путем обращения администрации с иском о расторжении договора.

Тамбовское УФАС России подало иск в Арбитражный суд Тамбовской области о признании недействительными договоров от 14.06.2013 и от 15.08.2016 об уступке прав и обязанностей по договору № 01-15-32/13 от 05.06.2013 о развитии части застроенной территории в границах улиц Советской, Куйбышева, Мичуринской, заключенному с ООО «Капитал». Так, ООО «Капитал, выиграв аукцион о развитии части застроенной территории, заключило договор с администрацией города Тамбова, а затем переуступило права и обязанности ООО «Стройлайн», которое впоследствии также переуступило права и обязанности по договору ООО «Жилищно-строительная компания «Юг». Договоры переуступки были согласованы администрацией города Тамбова. А также о признании недействительным дополнительное соглашение № 2 от 26.07.2017, заключенного между администрацией города Тамбова и ООО «Жилищно-строительная компания «Юг», к указанному договору, которым продлен срок исполнения обязательств по договору.  Судебное дело находится в стадии рассмотрения.

 

Действия органов власти по продлению сроков исполнения обязательств по договорам, заключенными по результатам проведения торгов, а также согласование переуступки прав и обязанностей победителем торгов по заключенному договору, рассматриваются как нарушение антимонопольного законодательства в силу следующего.

Так, Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории определяется статьей 46.3 ГрК РФ.

Из содержания статьи 46.3 ГрК РФ следует, что договор  о развитии застроенной территории заключается с победителем торгов, либо в случае, если аукцион признан не состоявшимся (по причине участия в нем менее двух участников) - с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Таким образом, ГрК РФ не предусматривает возможность заключения договора о развитии  застроенной территории с лицом, не участвовавшим в аукционе.

Право на заключение такого договора принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, либо его единственному участнику.

Указанное право неразрывно связано с личностью участника аукциона, поскольку принадлежит только ему в силу закона, а потому не может быть передано по договору уступки права.

Статья 448 ГК РФ, введенная в действие 1 июня 2015 года  Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», также содержит императивный запрет на переуступку прав и обязанностей.

 Так, частью 7 статья 448 ГК РФ установлено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

 

В 4 квартале 2017 года был подан иск в Арбитражный суд Тамбовской области о признании недействительным договора, заключенного администрацией Сампурского района с индивидуальным предпринимателем.

Так, администрация Сампурского района 9 августа 2017 года предоставила индивидуальному предпринимателю в аренду земельный участок для сельскохозяйственного использования, сроком на 5 лет без надлежащего информирования неопределенного круга лиц, заинтересованных в участии в конкурентной борьбе за право пользования данным земельным участком.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения  информации, в том числе:

- о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Администрация не обеспечила публикацию информации о предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru, чем нарушила требования подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ.

Указанные действия администрации нарушают условия конкуренции и равного доступа к земельному ресурсу, что запрещено статьей 15 Закона о защите конкуренции.

Арбитражный суд Тамбовской области удовлетворил требования антимонопольного органа  о признании недействительным данного договора и об обязании индивидуального предпринимателя возвратить земельный участок администрации Сампурского района.

 

В 4 квартале 2017 года рассмотрено 3 заявления о согласовании изменений условий концессионных соглашений, по результатам рассмотрения которых принято 2 решения об отказе в их согласовании, в связи с тем, что со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года, а также в связи с  не подтверждением возникновения оснований для согласования изменений условий концессионного соглашения, поименованных в Правилах предоставления антимонопольным органом согласия на изменение концессионного соглашения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368, а по 3 Тамбовское УФАС России возвратило заявление в связи с непредставлением всех документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

 

В конце прошлого года принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков» который вступил в силу 9 января 2018 года.

           Поправками детально пересмотрена процедура подготовки и организации аукциона на аренду лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и куплю-продажу лесных насаждений. В поправках предусмотрено, что такие аукционы должны проводиться в электронной форме (за исключением некоторых случаев). По инициативе ФАС России электронные аукционы будут проводиться на электронных площадках, функционирующих по 44-ФЗ.

Наверх