Доклад заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванова В.В.: "ПРАКТИКА ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2020 ГОДА"
01 октября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

«Правоприменительная практика Тамбовского УФАС России в сфере контроля законодательства о контрактной системе» за 9 месяцев 2020 года

 

  1. В рассматриваемом периоде в Тамбовское УФАС России поступило 206 жалоб. Из них 21 жалоба возвращена заявителям по причине несоответствия законодательства о контрактной системе, а 15 жалоб были отозваны участниками закупки до рассмотрения по существу.

Наиболее часто обжаловались действия муниципальных заказчиков – 91 жалоба в части обжалования положений документаций о закупках. На действия областных заказчиков (закупки для нужд субъекта РФ) поступила 71 жалоба, а на действия федеральных заказчиков – 44 жалоб.

Такое распределение жалоб вызвано, в первую очередь, тем, что именно муниципальные и областные заказчики являются основными получателями бюджетных средств в рамках реализации национальных проектов, федеральных и региональных программ на территории Тамбовской области.

Как следствие, высока заинтересованность широкого круга лиц в участии в закупках, проводимых данными заказчиками, а потому участники закупок более придирчиво относятся к положениям закупочной документации и требованиям Заказчиков.

Из общего количества рассмотренных жалоб на действия муниципальных заказчиков 16 жалоб признаны обоснованными.

12-ть жалоб признаны обоснованными на действия заказчиков областного уровня.

 На действия федеральных заказчиков было признано обоснованными 9 жалоб.

По результатам рассмотрения всех жалоб на действия заказчиков и членов закупочных комиссий были выявлены 74 нарушения действующего законодательства о контрактной системе, из них:

- 2 нарушения в части размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок;

- 7 нарушений были допущены комиссиями заказчиков при принятии решения о допуске либо отказе в допуске к участию в аукционе;

- 4 нарушения в части установления требований, ограничивающих участие в закупке;

- 61 нарушение в части утверждения документации о закупке.

По результатам рассмотрения жалоб было выдано 42 предписания об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе. 40 предписаний исполнено в полном объеме и установленные сроки, 2 предписания находятся в стадии исполнения.

  1. В рамках контрольных мероприятий в отчетном периоде 2020 года Тамбовским УФАС России было проведено 65 внеплановых проверок, из них:

- 40 проверок в отношении муниципальных заказчиков;

- 17 проверок в отношении заказчиков областного уровня;

- 8 проверок в отношении федеральных заказчиков.

Указанные проверки были проведены на основании поступивших обращений хозяйствующих субъектов и заказчиков, а также были инициированы Тамбовским УФАС России на основании поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 № ПР-907, писем ФАС России от 13.06.2019 №МЕ/49839-ПР/19 и от 26.06.2019 №МЕ/53662/19 о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при проведении закупок, осуществляемых в рамках реализации национальных проектов (программ).

В ходе проведения внеплановых проверок нарушения были выявлены в 67 закупках. Выдано 37 предписаний об устранении допущенных нарушений, из которых: 36 исполнено в полном объеме, а 1 предписание находится в стадии исполнения.

  1. В рассматриваемом периоде 2020 года Тамбовским УФАС России рассмотрено 55 обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам рассмотрения данных обращений в реестр включено 38 недобросовестных поставщиков, по 17 обращениям заявителям было отказано во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков из-за выявленных нарушений либо по иным основаниям.  В 5 случаях в действиях заказчика Тамбовским УФАС России были выявлены нарушения порядка одностороннего расторжения контракта.

 Всего по состоянию на 23 сентября 2020 года реестр недобросовестных поставщиков от Тамбовской области содержал 84 записи о недобросовестных поставщиках.

  1. Всего в отчетном периоде 2020 года Тамбовское УФАС России рассмотрело 160 дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе.

По результатам рассмотрения дел выдано 143 постановления о наложении штрафа. Прекращено 17 дел, в том числе, в связи с малозначительностью правонарушения – 7.

Общая сумма наложенных штрафных санкций за нарушения контрактной системы составила 1 млн. 603 тыс. руб.

Из года в год заказчиками допускаются идентичные нарушения в части установления избыточных, очевидных и противоречащих государственным стандартам требований к параметрам характеристик товаров, значения которых представляется возможным определить участникам закупки по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, значения которых становятся для заказчиков очевидными, исходя их иных характеристик товаров, или же предлагаемые значения которых напрямую противоречат требованиям соответствующих стандартов.

В то же самое время с начала 2020 года произошел ряд нарушений при проведении закупочных процедур, связанных с изменениями в законодательстве, которые заказчикам необходимо было применять впервые на практике.

Например, несмотря на то, что в ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе внесены изменения еще в середине 2019 года в части требований к сроку действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, при установлении требований к такой гарантии, а также при ее рассмотрении заказчики по состоянию на начало текущего года руководствовались недействующей редакцией закона и отсчитывали срок гарантии от срока действия контракта, в то время как актуальная редакция указывает на то, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств.

Также при рассмотрении заявок у аукционных комиссий Заказчиков появились сложности с адаптацией к вступившим изменениям в ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, которая с начала года указывает на необходимость наличия в составе заявки на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара вне зависимости от наличия установленных запретов, ограничений, условий допуска иностранных товаров в рамках национального режима.

Кроме того из буквального толкования п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе в редакции, актуальной на начало года, следует, что участникам аукциона вменена обязанность предоставлять конкретные показатели товаров исключительно в случае их поставки, но не использования при выполнении работ, что также явилось причиной нарушения заказчиками требований Закона о контрактной системе как в части предъявления требований к составу заявки, так и в части рассмотрения поданных заявок.

 

Наверх