Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботновой Т.В. на тему: «Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики»
25 февраля 2021, 11:21
Тип документа:
Доклады

Доклад главного специалиста-эксперта

отдела регулирования деятельности естественных монополий

и рекламного контроля

Заботновой Татьяны Владимировны

 

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере электроэнергетики.

 

1. Тамбовским УФАС России рассмотрено дело № 068/01/10-178/2019 в отношении АО «Газпром газораспределение Тамбов» о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по заявлению жителя Кирсановского района.

Нарушение выразилось в ущемлении интересов неопределенного круга лиц путём направления документов о принятии и оплате услуг по техническому обслуживанию объектов газоснабжения до фактического оказания услуги, а также в установлении АО "Газпром газораспределение Тамбов" монопольно высокой цены на услуги по осмотру трассы газопровода и оформлению результатов её обхода. Выяснилось, что в стоимость этих услуг газораспределительная организация включила экономически необоснованные расходы.

Антимонопольный орган выдал АО "Газпром газораспределение Тамбов" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое исполнено Обществом в установленные сроки.

В отношении АО "Газпром газораспределение Тамбов" было возбуждено дело №068/04/14.31-132/2020 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 475 000 рублей.

 

2. Дело № 068/01/10-274/2020 в отношении АО «ТКС» о нарушении части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов потребителей г. Тамбова путем злоупотребления доминирующим положением на рынке водоснабжения и водоотведения в границах территории г. Тамбова, действиями по необоснованному завышению начислений в квитанциях по оплате за услуги по водоснабжению/водоотведению холодной воды в период с января по апрель 2020 года.

Так, в апреле 2020 года жители частного сектора г. Тамбова получили квитанции за март 2020 года, содержащие необоснованные завышения платы за воду и водоотведение.

Установлено,  что АО "ТКС" в марте 2020 года отказалось от услуг своего агента (ТОГУП "ЕРЦ") и приступило к самостоятельному выпуску платежных документов, однако, при переходе на самостоятельное ведение расчетов со своими потребителями общество не проявило должной заботливости и осмотрительности в части обеспечения надлежащего ведения расчетов, чем ущемило права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В выпущенных АО «ТКС» квитанциях за март 2020 года обществом не были учтены платежи, осуществленные потребителями за февраль 2020 года, данные суммы были выставлены в квитанциях как задолженность.

Кроме того, установлено, что в рамках процедуры изменения порядка ведения коммерческого учета, обществом были ущемлены права и законные интересы граждан, проживающих в индивидуальных домах, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения.

В данном случае, АО «ТКС» должно было выставлять счета за оплату услуг водоотведения только тем лицам, которым они были фактически оказаны. Включение платы за водоотведение в квитанции всем потребителям привело к необоснованному выставлению к оплате потребителям услуги водоотведения, которые данную услугу не получали.

Таким образом, пользуясь своим доминирующим положением на товарном рынке и невозможностью для абонентов сменить поставщика услуг, общество осуществило намеренное ущемление прав и законных интересов своих абонентов.

Поскольку на момент принятия решения по делу отсутствовало подтверждение устранения обществом последствий нарушения антимонопольного законодательства, АО «ТКС» было выдано предписание о прекращении нарушения и устранении последствий его совершения.

Предписание не исполнено. В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении Общества к административной ответственности за неисполнение предписания.

В отношении АО «ТКС» и ответственного должностного лица общества были возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

С учетом всех обстоятельств на АО «Тамбовские коммунальные системы» наложен административный в размере 11 594 881,88 рублей, а также принято решение о передаче материалов административного дела в отношении ответственного должностного лица Общества в Арбитражный суд Тамбовской области для рассмотрения вопроса о его дисквалификации.

 

Также в 2020 года Тамбовское УФАС России выдавало предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции:

Предупреждения № 068/01/10-574/2020 и № 068/01/10-633/2020 выданы ПАО «Квадра-Генерирующая Компания» о прекращении признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании управляющим компаниям ООО «УК Управдом 68», ООО «ЖЭК-20», ООО «ОУК» невыгодных условий договоров горячего водоснабжения и теплоснабжения.

ПАО «Квадра-Генерирующая Компания» включило в условия договоров горячего водоснабжения и теплоснабжения неустойку в виде штрафа в размере 50 % от соответствующих сумм (от суммы платежного поручения; от суммы заявленной абонентом к снятию; от суммы, подлежащей начислению) за ненадлежащее оформление платежных документов, за нарушение срока предоставления копий документов; за нарушение срока и порядка предоставления показаний приборов и т.д.), что могло привести к значительным тратам для управляющих компаний.

Так, по данным, представленным ООО «ОУК», согласно УПД за март 2020 года стоимость теплоснабжения составила 449 635,24 руб., таким образом, в соответствии со спорными пунктами договора горячего водоснабжения или теплоснабжения при применении штрафных санкций управляющая организация обязана будет оплатить ПАО «Квадра-Генерирующая Компания» дополнительную сумму в размере 224 817,62 руб.

Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление управляющим организациям каких-либо штрафных санкций в случаях: непредставления показаний приборов учета; отсутствия в платежном поручении назначения платежа или нарушения срока предоставления документов, подтверждающих обоснованность изменения размера платы, а предусмотренные обычаями делового оборота или нормативно-правовыми актами штрафные санкции имеют совершенно другие размеры, Тамбовское УФАС России выдало ПАО «Квадра-Генерирующая Компания» соответствующие предупреждения, которые исполнены в установленный срок.

Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства.

 

1. Тамбовское УФАС России доказало правомерность принятого решения по делу № 068-01-10-506/2019  в отношении АО «ОРЭС-Тамбов» о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов АО «ТОСК» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке передачи электроэнергии в границах сетей общества, расположенных на территории Тамбовской области (г. Тамбов), действиями по уклонению от корректировки объемов оказания услуг по передаче электроэнергии, выставленных АО «ТОСК».

Так, в декабре 2018 года, в январе и в мае 2019 года в адрес АО «ТОСК» обратились потребители с заявлениями о проведении перерасчета показаний прибора учета электроэнергии в связи с завышением фактических показаний прибора учета.

Установлено, что показания потребления электроэнергии данных потребителей были завышены сетевой организацией (АО «ОРЭС-Тамбов»). При этом, на тот момент, гарантирующий поставщик уже осуществил оплату услуг сетевой организации за передачу этих (как выяснилось завышенных) объемов электроэнергии.

Однако, несмотря на бесспорность факта необоснованной переплаты со стороны гарантирующего поставщика, сетевая организация отказала в осуществлении перерасчета, указывая, что взаиморасчет будет осуществлен в дальнейшем при фактической выборке гражданами оплаченных объемов потребления электроэнергии.

Аналогичная ситуация повторилась в июне 2019 года по еще одной группе абонентов.

АО «ТОСК» в адрес сетевой организации было направлено письмо о перерасчете объемов полезного отпуска до фактических показаний.

Однако, при формировании объема за июнь 2019 года АО «ОРЭС-Тамбов» вновь не учло фактические показания расчетных приборов учета, зафиксированные в ходе проверок, и требования АО «ТОСК» о перерасчете.

АО «ОРЭС-Тамбов» занимает доминирующее положение на рынке и обладает рыночной властью, а также специальными механизмами воздействия на потребителя, т.е. имеет возможность навязывать другой стороне договора свои условия ведения деятельности.

С учетом изложенного, действия АО «ОРЭС-Тамбов» по уклонению от корректировки объемов оказания услуг по передаче электроэнергии в период с февраля по ноябрь 2019 года ущемляли права и законные интересы АО «ТОСК», что является нарушением ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Постановлением по делу № 068/04/14.31-39/2020 АО «ОРЭС-Тамбов» было привлечено к административной ответственности за указанное нарушение по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 610 271 рублей.

Общество обжаловало решение Тамбовского УФАС России в Арбитражном суде Тамбовской области.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03 ноября 2020 года  по делу № А64-1684/2020 требования АО «ОРЭС-Тамбов» удовлетворены в части, административный штраф снижен с 1 610 271 рублей до 805 135, 50 рублей.

Штраф оплачен обществом в полном объеме.

 

Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности в сфере технологического присоединения

 

В 2020 году Тамбовским УФАС России было рассмотрено 19 административных дел по ст. 9.21 КоАП РФ о нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к газораспределительным сетям, к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Следует отметить, что в 2020 году в Тамбовское УФАС России поступило более 40 заявлений о нарушении хозяйствующими субъектами, владеющими электрическими сетями (ПАО «МРСК Центра», АО «ТСК»), газораспределительными сетями (АО "Газпром газораспределение Тамбов"), системами водоснабжения (АО «ТКС») правил технологического присоединения.

Наиболее частыми административными правонарушениями в 2020 году по статье 9.21 КоАП РФ стали правонарушения, связанные с нарушением со стороны указанных хозяйствующих субъектов сроков подключения к соответствующим объектам, а также отказы в их подключении.

Так, АО «ТКС» отказывало обратившимся в Общество заявителям в подключении к системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на отсутствие свободных мощностей. При этом Общество не выполняло обязанности, установленные соответствующими правилами (Правила № 644) для организации водно-коммунального хозяйства. В ходе рассмотрения административных дел, обратившиеся в Тамбовское УФАС России заявители, были подключены к системам водоснабжения и водоотведения.

Также Общество неоднократно нарушало сроки подключения объектов заявителей к системам водоснабжения и водоотведения, ссылаясь на сложности в работе Общества, связанные с пандемией коронавирусной инфекции в Российской Федерации, однако, Указы Президента РФ о введении на территории РФ мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения не распространялись на работников непрерывно действующих организаций, к которым относится АО «ТКС».

Нарушал сроки подключения к электрическим сетям и филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго», филиал также ссылался на пандемию коронавирусной инфекции, как на обстоятельство непреодолимой силы, однако, филиал не представил объективных доказательств, подтверждающих наличие непреодолимой силы с учетом обстоятельств рассматриваемых дел.

Должностные лица АО «ТКС», ПАО «МРСК Центра» и сами Общества привлечены к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, и подвергнуты административному наказанию в виде наложения административного штрафа на сумму более 920 000 рублей.

 

Наверх