Доклад заместителя начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России Вислобоковой Е.М. на тему: «Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения»
24 января 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

заместителя начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России Вислобоковой Е.М. на тему:

 

«Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения», 14 февраля 2019 года

 

 

Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка.   Однако соперничество, которое ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция.

В настоящее время специальным законом, в котором содержатся нормы о недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", регламентирующий отношения, касающиеся предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции. Указанный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция -- нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того, нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункте 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам -  конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Действующее законодательство не конкретизирует действия    хозяйствующих субъектов, подпадающих под признаки недобросовестной конкуренции, ограничиваясь лишь перечислением последних в ст.14.1 – 14.7 Федерального закона "О защите конкуренции".

Самостоятельным актом недобросовестной конкуренции следует считать конкретное действие, проявляющееся в нарушении конкуренции в том либо ином сегменте товарного рынка и имеющее для нее негативные последствия, вызванные преодолением установленных границ допустимого поведения хозяйствующего субъекта.

 

Более детально я бы хотела рассказать по вопросу о разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции.                 

 

При разграничении сфер применения ст. 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции необходимо учитывать, что целью акта недобросовестной конкуренции в форме смешения (ст. 14.6) является реализация своего товара под видом товара конкурента, в то время как введение в заблуждение (ст. 14.2) направлено на формирование у потребителя ложного впечатления об отдельных характеристиках товара с целью повлиять на его решение приобрести товар.

В качестве акта недобросовестной конкуренции в форме смешения в настоящее время рассматривается использование обозначений, которые способны нести функцию индивидуализации: обладают различительной способностью либо приобрели ее в силу использования, то есть на основании восприятия которых потребитель идентифицирует товар как принадлежащий определенному производителю либо продавцу, в связи с чем использование таких обозначений способно вызвать смешение.

Например, если форма товара или используемое при оформлении сочетание цветов устойчиво связаны в сознании потребителя с определенным производителем, несанкционированное использование их иными производителями может привести к смешению.

В то же время при введении в заблуждение исключительные права на средства индивидуализации юр.лица, товаров, работ и услуг не нарушаются и иные обозначения, имеющие функцию индивидуализации товара конкурента, не используются, но, тем не менее, действия хозсубъекта способны создать ошибочное представление о свойствах и характеристиках товара либо его потребительских качествах.

Таким образом, разграничение составов введения в заблуждение и смешения, в частности, с использованием неохраняемых элементов дизайна, фирменного стиля и т. п. иного производителя (п. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции), следует производить с учетом избранной формы взаимодействия предполагаемого нарушителя с потребителем: смешение в большинстве случаев происходит в результате использования приемов оформления самих товаров (графика, цветовая гамма, форма и особенности упаковки и т. п.), а запрет на введение в заблуждение относится прежде всего к информации о товаре, распространяемой различными способами.

За недобросовестную конкуренцию Российским законодательством (КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

Хозяйствующий субъект подлежит административной ответственности за факт недобросовестной конкуренции на основании статьи 14.33 КоАП РФ.  На виновное лицо накладывается денежный штраф. Размер штрафа по первой части данной статьи составляет сумму от 100 000 до 500 000 рублей. Во второй части статьи предусмотрен размер штрафа юридического лица от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, либо дисквалификация должностных лиц.

 

Далее, я хотела бы подробнее остановиться на такой форме недобросовестной конкуренции как  запрет на  создание смешения (статья 14.6 Закона о защите конкуренции), а также на практике Тамбовского УФАС России о выявлении и пресечении Тамбовским УФАС России нарушений имущественных прав FIFA при подготовке и проведении Чемпионата Мира по футболу 2018.

Не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе:

1) незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени и при других способах адресации;

2) копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

 

С 4 мая по  15 августа 2018 года включительно    действовали поправки в ст.20 Закона о чемпионате мира по футболу. Данные поправки позволили антимонопольному органу  оперативно возбуждать и рассматривать дела по нарушениям прав интеллектуальной собственности Международной федерации футбольных ассоциаций. 

Как в преддверии, так и при  проведения в России   Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года организаторам мероприятий и производителям   продукции    рекомендовано было  учитывать, что законодательно установлены следующие запреты на производство, продажа, распространение, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации товаров, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года,  использование этих товаров иными способами в целях извлечения прибыли или других материальных благ без заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA. А также ряд иных запретов, перечисленных в статье 19  Специального закона.

1. В  2018 году    Тамбовское УФАС России выявило и пресекло неправомерные действия ОАО «Пивоваренный завод «Моршанский»  по незаконному использованию символики Чемпионата мира по футболу  2018 года при  производстве и реализации пива  марок «Жигулевское» и «Моршанское».     

Обстоятельства дела:          В Тамбовское УФАС России  обратился уполномоченный представитель Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), которая  является руководящим органом мирового футбола и организатором Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также владельцем исключительного права на широкий перечень товарных знаков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, в том числе   в отношении   пива.  

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ни FIFA, ни уполномоченные ею организации не заключали с ОАО «Завод пивоваренный «Моршанский» договоров, дающих право использовать Символику спортивных соревнований, товарных знаков  FIFA, принадлежащих ей   и сходных с ними до степени смешения обозначений, в том числе путем размещения их на продукции, которая производится и вводится  заводом в гражданский оборот на территории как Российской Федерации так и  Тамбовской области. В процессе рассмотрения дела завод признал факт нарушения и устранил последствия недобросовестной конкуренции, изъяв остатки пива их торгового оборота.

За незаконное использование символики FIFA ОАО «Пивоваренный завод «Моршанский» и его должностное лицо   были оштрафованы по  части 2 статьи 14.33 КоАП РФ  на суммы: 100 000 рублей  и  20 000 рублей соответственно. Штрафы уплачены  в полном объеме.

              

2. Кроме того,  в процессе проведения ЧМ-2018 Тамбовское УФАС России признало еще один факт незаконного использования спортивной символики FIFA.

Дело было возбуждено по обращению Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA).

Установлено, что в период проведения Чемпионата Мира по футболу-2018 на рекламном баннере, размещенном на ограждении открытой веранды     пивного бара «Горький Паб»,  расположенного по ул. Максима Горько в г.Тамбове,  незаконно использовались  обозначения  «FIFA WORLD CUP» и «RUSSIA 2018»,   сходные  до степени смешения  с товарными знаками, принадлежащими FIFA, с целью привлечения клиентов  для просмотра футбольных матчей Чемпионата и приобретения товаров и услуг пивного бара.

Как выяснилось, ООО «Максимус» является владельцем пивного заведения  и не является партнером (спонсором) Международной федерации футбольных ассоциаций.

Общество признало факт нарушения и устранило его в процессе рассмотрения ла, сняв  недобросовестную рекламу.  

В результате, действия  общества признаны актом недобросовестной конкуренции.  Общество и его руководить  оштрафованы на 100 000 и 20 000 соответственно.    Все штрафы оплачены в полном объеме.

Помимо фактов, связанных с нарушением имущественных прав FIFA, Тамбовским УФАС России было рассмотрено еще одно дело по  части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции в отношении индивидуального предпринимателя – владельца  магазина «Леди и Джентльмен», расположенного в г.Тамбове.

 

3. Дело  было возбуждено по  заявлению ООО «Ритейл-Сити» - правообладателя товарного знака «Lady & Gentleman».

 

Установлено, что  владелец магазина Леди и Джентльмен  использовал  на вывеске магазина по продаже одежды премиум-класса обозначение «Lady & Gentleman», сходное до степени смешения с одноименными товарными знаками «lady & gentleman CITY» (№355977, дата регистрации 29.07.2008), «LADY & GENTLEMAN CITY» (№ 292139 дата регистрации 08.07.2005), «ЛЕДИ И ДЖЕНТЛЬМЕН СИТИ» (№ 479552, дата регистрации 30.01.2013)  при рекламе, оформление витрин магазина,   а также на сайте магазина   в сети Интернет. При этом, разрешение на использование данных товарных знаков  ИП   не имел, в то время как ООО «Ритейл-Сити» использовало их на законных основаниях.

В процессе рассмотрения дела, ИП  устранил выявленные нарушения, поменяв название магазина и адрес  сайта таким образом,  что смешение с товарными знаками праволадателя прекратилось.

ИП понес административное наказание за недобросовестную конкуренцию, уплатив административный штраф по части 2 статьи 14. 33 КоАП РФ.

Подведя итог сказанному,  хочется отметить, что  недобросовестное   поведение при осуществлении предпринимательской деятельности  влечет потенциальную угрозу причинения конкуренту убытков либо нанесения вреда его деловой репутации, что является  нарушением условий добросовестной конкуренции и недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством. 

Наверх