Доклад заместителя начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Поповой Н.В. на тему: «Практика Тамбовского УФАС России по контролю законодательства в сфере электроэнергетики»
04 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад заместителя начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Поповой Н.В. на тему:

 «Практика Тамбовского УФАС России по контролю законодательства в сфере электроэнергетики»

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере электроэнергетики в части, касающейся технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила технологического присоединения).

Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.

Данные Правила технологического присоединения определяют процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, к электрическим сетям: порядок подачи заявки на технологическое присоединение, порядок заключения договора на технологическое присоединение, сроки технологического присоединения, плата за технологическое присоединение и другое, связанное с этим вопросы.

Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию.

Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами технологического присоединения, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами.

Так например, в адрес заявителей, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно и заявителей, физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению различный для разных категорий потребителей.

В частности, для заявителей - физических лиц, которые осуществляют технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности – 6 месяцев;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и Правилами технологического присоединения сроков исполнения своих обязательств;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение;

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

По результатам технологического присоединения стороны составляют стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения.

Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами технологического присоединения.

За нарушение Правил технологического присоединения статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, как юридических лиц, так и их должностных лиц.  

 

Как показывает практика Тамбовского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми сетевыми организациями, являются:

1.      Несоблюдение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов (энергопринимающих устройств) заявителей.

Сетевые организации обосновывают нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению тем, что заявителями не исполнены обязательства, указанные в технических условиях, а также неуведомлением сетевой организации об исполнении договора.

Однако, указанные доводы не являются действительными ввиду следующего.

Исходя из характера обязательств, выполняемых сторонами по договору о технологическом присоединении, обязательства должны выполняться сторонами приблизительно одновременно. Ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении по причине того, что другая сторона по договору не выполняет возложенные на нее обязательства.

Нарушение договорных обязательств заявителями не может рассматриваться в качестве правового основания для невыполнения сетевыми организациями мероприятий по технологическому присоединению, о чем также свидетельствует тот факт, что ответственность за своевременное выполнение технических условий по договору технологического присоединения согласно пункту 3 Правил несет непосредственно сетевая организация, а не заявитель.

Тамбовским УФАС России рассматривалось дело, возбуждённое в отношении ОАО «РЖД». Было установлено, что общество в нарушение требований действующего законодательство нарушило срок присоединения энергопринимающих устройств физического лица: вместо установленных правилами 6 месяцев, сетевая организация подключала заявителя в 8 месяцев.

Указанная задержка могла протянуться еще дольше, но подключение жилого дома к электричеству было осуществлено после вмешательства Тамбовского УФАС России.

2.  Нарушение положений Правил о плате за технологическое присоединение - не установление льготных условий технологического присоединения, а именно платы в размере 550 руб.

Сетевая организация обосновывает не установление платы в размере 550 руб. в связи с тем, что объекты электросетевого хозяйства сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения 0,4 кВ, располагаются от границ участка заявителя дальше 300 метров в городах и поселках городского типа и дальше 500 метров в сельской местности.

Под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителю, класс напряжения которых до 20 кВ включительно (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11 на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.

Таким образом, сетевая организация присоединяет к электрическим сетям от существующих электрических сетей классом напряжения до 20 кВ включительно, расположенных на наименьшем расстоянии от границ земельного участка заявителя и осуществляет подготовительные мероприятия по понижению класса напряжения до уровня указанной заявителем в заявке на технологическое присоединение за свой счет.

3.      Установление в технических условиях излишних требований, которые не предусмотрены Правилами технологического присоединения.

В Тамбовское УФАС России поступило заявление гражданки о нарушении ПАО «МРСК Центра» Правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившегося в навязывании заявителю обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения.  

Заявитель обратился в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» с заявлением о технологическом присоединении жилого дома к электрическим сетям.

ПАО «МРСК Центра» выдало технические условия, в которых включило в качестве обязательств по выполнению мероприятий по технологическому присоединению для заявителя разработку проектной документации и согласование его с сетевой организацией.

Заявительница дважды обращалась в сетевую организацию об исключении указанных обязательств из технических условий, считая незаконным возложение на нее обязанностей. Однако филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» отказывал в исключении из технических условий указанных обязательств, мотивируя тем, что все соответствует действующему законодательству, а проект является обязательным документом.

В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения  запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

При этом Правилами технологического присоединения не предусмотрено для заявителей в целях технологического присоединения жилого дома разрабатывать проектную документацию. В связи с этим, требование в представлении проекта до выполнения строительно-монтажных работ для согласования с сетевой организацией, тем более выглядит незаконно.

 

4. В Тамбовском УФАС России в настоящее время находится на рассмотрении дело об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра» по нарушению срока рассмотрения заявки и срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий для подключения к электрическим сетям.

 Заявителем в связи с увеличением мощности энергопринимающих устройств с 850 кВт до 2500 кВт в адрес сетевой организации 16.08.2018 направлена заявка на технологическое присоединение комплекса объектов электрохозяйства.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку и в течение 20 рабочих дней для данной категории заявителей направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).

ПАО «МРСК Центра» до настоящего момента не направило заявителю проект договора и технические условия, что является нарушением пункта 15 Правил технологического присоединения, так как установленный для этого срок не был соблюден.

 

Тамбовским УФАС России создан прецедент, защищающий права владельцев смежных земельных участков при подключении к сетям электроснабжения.

Антимонопольным органом рассмотрено дело о нарушении ПАО «МРСК Центра» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ своих сетей на территории Тамбовской области действиями, выразившегося в навязывании ООО «Агро-Вилион» невыгодных условий при заключении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

ООО «АГРО-ВИЛИОН» обратилось в филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» с заявкой от 08.07.2016 на технологическое присоединение к электрическим сетям строящегося зерносушильного комплекса. К поданной заявке на технологическое присоединение ООО «АГРО-ВИЛИОН» была приложена копия договора аренды земельного участка.

Сетевой организацией были выданы технические условия, в которых ближайшей точкой присоединения была определена опора, находящаяся на наименьшем расстоянии от границ земельного участка находящегося в аренде.

В последующем общество направило в адрес сетевой организации вместе с протоколом разногласий копию свидетельства о праве собственности на смежный земельный участок, на котором располагалась опора ПАО «МРСК Центра», с предложением об изменении точки присоединения на данную опору.

В ответ ПАО "МРСК-Центра" направило протокол урегулирования разногласий, в котором полностью отклонило предложения ООО "Агро-Вилион".

В данном случае ситуация является достаточно специфичной. ООО "Агро-Вилион" имеет два поставленных на кадастровый учет земельных участка (на праве аренды и на праве собственности), у которых общая граница, на них располагается единый производственный комплекс, то есть единое землепользование.

Согласно подпункту а(2) пункта 25 Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть указаны распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются сетевой организацией). Согласно подпункту а(1) пункта 25 Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть указаны точки присоединения.

Правила технологического присоединения распределяют обязанности по осуществлению мероприятий в прямой зависимости от того, к чьей ответственности в дальнейшем будет относиться содержание и эксплуатация имущества, обеспечивая тем самым необходимые и разумные гарантии владельцам электросетевых объектов.

Данная норма является отправной для изначального предложения сетевой организацией точки технологического присоединения и не рассматривает случай, когда у заявителя имеется возможность обеспечить надлежащее разделение балансовой и эксплуатационной ответственности при определении точки присоединения на смежном кадастровом участке, который также находится во владении заявителя. Следовательно, ее применение необходимо соотносить, в т.ч. с целями, с которыми она и все правила в целом утверждались.

Правила приняты в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии.

Вне зависимости от того, на каком из этих участков будет точка присоединения и на каком участке будут располагаться энергопринимающие объекты заявителя, в любом случае, лицо будет иметь возможность организовать схему электроснабжения таким образом, чтобы все объекты электрохозяйства заявителя находились на территории, находящейся у общества на законном основании, т.е. будут достигнуты цели и обеспечены гарантии, предусмотренные Правилами технологического присоединения.

В данном конкретном случае, точка, определенная строго по п. 25 Правил технологического присоединения, не выгодна ООО «Агро-Вилион» (по критерию срочности и цене), при этом имеется другая точка присоединения, которая также полностью обеспечивает надлежащее распределение эксплуатационной ответственности сторон и лучше обеспечивает интересы заявителя.

Пункт 25 Правил технологического присоединения не регулирует порядок разрешения преддоговорного спора, при  этом данная норма по сути направлена на обеспечение распределения эксплуатационной ответственности сторон и на защиту потребителя, поскольку точка присоединения на границе, как правило, наиболее дешево обходится потребителю.

П. 25 Правил технологического присоединения не воспрещает сторонам по согласованию изменять место расположения точки присоединения и принцип свободы договора, ООО «Агро-Вилион» имело право требовать изменения точки присоединения.

С учетом того, что опора находится на земельном участке заявителя, у сетевой организации отсутствуют обязанности по капитальному строительству, а потому срок выполнения обязательств сетевой организации должен составлять 4 месяца и цена договора техприсоединения также подлежит корректировке, поскольку большая часть стоимости приходилась именно на затраты сетевой организации, связанные с осуществлением капитального строительства.

Сетевая организация неоднократно оспорила решение Тамбовского УФАС России о признании ПАО «МРСК Центра» нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в судебном порядке. Суды всех трех инстанций и по всем судебным делам отказали ПАО «МРСК Центра» в заявленном требовании.

Сетевая организация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Суды двух инстанций признали наложение штрафа законным.

 

 

Наверх