«Реформа антимонопольного законодательства»
08 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

По поручению ФАС России сегодня Тамбовское УФАС России проводит впервые в расширенном составе открытые публичные слушания по результатам своей контрольно-надзорной деятельности. В дальнейшем такие мероприятия будут проводиться ежеквартально.

Открытые публичные мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

ФАС — одно из 12 надзорных ведомств, реализующих программу по реформе госконтроля в приоритетном порядке.

Проведение публичных обсуждений направлено на повышение уровня информированности заказчиков, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества о требованиях действующего законодательства, открытости органов власти, направлено на профилактику нарушений: подконтрольные субъекты получат информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их до прихода инспектора. Главная задача реформы — преобразовать государственный контроль и надзор и сделать его более партнёрским по отношению к бизнесу.

ФАС, реализуя реформу госконтроля, установила категории риска нарушений антимонопольного законодательства в зависимости от масштаба и вида деятельности предприятия.

Например, аптека с выручкой менее 10 млрд рублей относится к низкой степени риска, плановые проверки там не проводятся. А торговая сеть с выручкой более 10 млрд рублей относится к средней категории риска, плановые проверки там могут проводиться не чаще, чем раз в 3 года. Служба ведёт работу по систематизации требований к бизнесу, внедряет практику чек-листов, автоматизирует свою надзорную деятельность и ведёт борьбу с коррупционными проявлениями. Все эти меры, как ожидается, позволят к концу 2018 года снизить административную нагрузку на бизнес по линии ФАС на 20%, а к концу 2025 года — на 25%.

Тамбовское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы и действует на основании Положения, основными его функциями являются:

 1) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

2) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

3) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

4) контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 Сведения об организационной структуре Тамбовского ФАС России.

Согласно штатному расписанию, в управлении работает 20 человек, из  16 человек  непосредственно осуществляют  контрольно-надзорные мероприятия.

Административные регламенты по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) антимонопольными органами опубликованы, в том числе на официальном сайте, что обеспечивает возможность беспрепятственного доступа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к информации о порядке осуществления в отношении них государственного контроля (надзора).

 2016 год ознаменовался для сферы антимонопольного регулирования рядом нововведений и изменений, которые направлены на совершенствование антимонопольного законодательства, развитие здоровой конкуренции и повышение эффективности функционирования российской экономики в целом. 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 4-ый антимонопольный пакет), положения которого совершенствуют нормативное правовое регулирование и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере деятельности ФАС России, сокращают административные ограничения в предпринимательской деятельности.

Нововведения 4-го антимонопольного пакета оказали серьезное влияние на динамику правоприменительной практики практически по всем сферам антимонопольного регулирования.

В 2016 году наблюдается резкое изменение динамики количества возбужденных дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства по сравнению с предыдущим периодом с 46 до 11 соответственно. В первую очередь, это обусловлено новыми требованиями 4-го антимонопольного пакета Закона о защите конкуренции.

В рамках нововведений значительно был расширен перечень оснований для выдачи предупреждения. Кроме ранее существовавших оснований выдачи предупреждения хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, новой редакцией предусмотрена выдача предупреждений в случае выявления признаков нарушения пунктов 6, 8 части 1 статьи 10; статей 14.1 , 14.2 , 14.3 , 14.7 , 14.8 , статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Также был расширен перечень лиц, в отношении которых могут выдаваться предупреждения, что незамедлительно сказалось на динамике количества возбуждаемых дел. К числу факторов, повлиявших на изменение данного показателя, можно отнести прекращение рассмотрения заявлений физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей.

Такие заявления на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подлежат направлению в соответствующий орган исполнительной власти (например, Роспотребнадзор, орган государственного жилищного надзора и т.п.) с обязательным уведомлением таких граждан о переадресации.

Вместе с тем, следует отметить случаи, когда гражданин заявляет о действиях хозяйствующих субъектов, связанных с нарушением правил подключения (технологического присоединения) к соответствующим сетям. В таких случаях по заявлению антимонопольным органом принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 3 июля 2016 года принят 264-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный ФАС России.

Закон направлен на улучшение положения малого бизнеса, из-под антимонопольного контроля выведены малые предприятия, введен иммунитет на их проверки.

Законом установлено, что хозяйствующий субъект, учредителем или участником которого являются один человек или группа граждан, не может занимать доминирующего положения на рынке, если его совокупный годовой доход за год не более 400 миллионов рублей. Исключением к этому правилу являются следующие случаи: хозяйствующий субъект входит в группу лиц с другими юридическими лицами, является финансовой организацией, является субъектом естественной монополии, имеет в своем уставном капитале долю участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Предпринимателям также разрешается заключать соглашения, ограничивающие конкуренцию, если суммарная выручка лиц, достигших соглашения, менее 400 миллионов рублей. При этом данная норма не вводит иммунитет для участников картельных соглашений, они по-прежнему под антимонопольным контролем, недопустимы сговоры на торгах, сговоры, направленные на повышение цен, под запретом вертикальные соглашения.

Уточнены полномочия антимонопольного органа в рамках статьи 17 Закона о Защите конкуренции. Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными только при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Торговые сети, у которых совокупная выручка от продажи товаров в рамках одной сети менее 400 миллионов рублей за последний год, также не будут подпадать под нормы антимонопольного регулирования.

Внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства антимонопольные органы будут предварительно согласовывать с органами прокуратуры, но за исключением внеплановых выездных проверок субъектов естественной монополии и внеплановых выездных проверок по выявлению картельных соглашений.

Субъектам малого и среднего бизнеса за первое нарушение грозит не штраф, а предупреждение.

4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым для субъектов малого и среднего предпринимательства установлены случаи замены административного штрафа на предупреждение.

Штраф подлежит замене на предупреждение в случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства (лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также их работники) впервые совершили административное правонарушение, которое выявлено в ходе осуществления государственного или муниципального контроля.

Наказание в виде предупреждения применяется при выполнении совокупности следующих условий:

- совершение административного правонарушения впервые;

- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;

- устранение нарушений обязательных требований, образующих состав административного правонарушения, путем исполнения выданного предписания в полном объеме и в сроки, установленные данным предписанием и согласованные с лицом, которому оно выдано.

При этом Законом установлены исключения. Замена штрафа на предупреждение невозможна, если субъект малого и среднего бизнеса, в частности, злоупотребил доминирующим положением на товарном рынке, совершил недобросовестную конкуренцию, не исполнил предписание контрольного органа, подделал документы, перечень статей КоАП РФ, по которым штраф не заменяется на предупреждение, является исчерпывающим.

Тамбовское УФАС России стало органом предупредительного надзора. Если раньше в случае обнаружения признаков правонарушения возбуждалось дело, то теперь вначале направляет в адрес нарушителя короткое предупреждение, практически по всем составам, кроме монопольно высокой цены и незаконного использования чужого товарного знака. В результате основная доля предупреждений исполняется без лишних административных процедур и штрафов.

 Большинство предупреждений исполняется в срок, по большинству составов нарушений антимонопольного законодательства как у предпринимателя, так и у органа власти всегда есть возможность исправить недоработки, избежав риски. Подобная практика приводит к улучшению эффективности работы ведомства и к улучшению климата в предпринимательской среде.

 

Наверх