Доклад ведущего специалиста-эксперта Козловой Н.Е.: «Практика Тамбовского УФАС России при рассмотрении уведомлений Заказчиков о заключении контракта с единственным поставщиком, обращений Заказчиков о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта»
25 февраля 2021, 11:32
Тип документа:
Доклады

Добрый день.

Я затрону тему, касающуюся реестра недобросовестных поставщиков.

 

Деятельность Тамбовского УФАС России по осуществлению контроля за соблюдением Закона о контрактной системе осуществляется, в том числе, по рассмотрению обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений в отношении исполнителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.

 

Немного статистики.

В 2020 году Тамбовским УФАС России рассмотрено 79 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (2019 год – 103). По 57 обращениям Тамбовским УФАС России было принято решение о включении представленных заказчиками сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года. В 8 случаях Тамбовским УФАС России в действиях заказчиков выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе при принятии ими решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, что послужило причиной для отказа во включении в РНП хозяйствующих субъектов.

Всего по состоянию на 31 декабря 2020 года в реестре недобросовестных поставщиков содержится 91 запись о недобросовестных поставщиках, включенных по решению Тамбовского УФАС России (2019 год – 77).

         Итак, о каких участников закупок  включается информация в реестр недобросовестных?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, 1) уклонившихся от заключения контрактов, 2) о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или 3) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

  Напомню, что согласно части  6 статьи 104 Закона о контрактной системе такую информацию заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта, т.е. с даты вступления решения заказчика в законную силу, направляет в антимонопольный орган, а также, информацию, предусмотренную частью 3  статьи 104, и в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Обращаю внимание, что если контракт расторгнут по решению суда, то информация вместе с копией решения суда направляется, также,  в течение трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу. Поэтому, Заказчикам необходимо направлять копию решения суда с отметкой о том, что судебный акт вступил в законную силу.

Направление Заказчиком информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) по истечении указанного срока является нарушением Закона о контрактной системе и основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с ч.2 ст.7.31 КоАП РФ (штраф 20 000 руб.)

Принятие решения об одностороннем отказе допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта. Документами, подтверждающими обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, являются, например, заключения экспертизы, акты приемки товаров (работ, услуг), составленные с участием поставщика (подрядчика, исполнителя), товаросопроводительные документы, решения/предписания контролирующих органов власти, претензионная переписка и другие документы, фиксирующие факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается антимонопольным органом в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Для возникновения таких правовых последствий как признание исполнителя по контракту недобросовестным подрядчиком контролирующий орган в сфере закупок выясняет все обстоятельства, определяет вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств антимонопольный орган решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения его в реестр недобросовестных поставщиков.

Также необходимо отметить, что при отсутствии основания для расторжения контракта  сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в отдельных случаях антимонопольный орган направляет материалы дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для осуществления проверки действий заказчика по исполнению обязательств по контракту и принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Итак, если условия контракта нарушаются, заказчик может расторгнуть его и направить сведения об исполнителе в РНП. Однако это может обернуться против самого заказчика. Например, если нарушены сроки расторжения контракта, не соблюдена сама процедура расторжения контракта, то заказчика оштрафуют, а поставщика не включат в реестр.

Нельзя расторгать контракт, если нарушения незначительны или допущены по вине заказчика.

Поэтому до расторжения контракта заказчику желательно оценить:

- достигнута ли цель контракта;

- было ли нарушение умышленным;

- пытался ли контрагент исправить недостатки;

- не было ли вины самого заказчика.

 

 

Несколько примеров из нашей практики.

 

1. В Тамбовском УФАС России рассматривалось дело по обращению одного из заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе, которое не выполнило, как указал заказчик, ремонтные работы, предусмотренные контрактом.

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.  Решение об одностороннем отказе было размещено Заказчиком в установленные сроки в Единой информационной системе в сфере закупок, направлено Обществу по электронной почте, а также по почте заказным письмом с уведомлением о вручении на адрес, указанный в контракте.

Т.е., Заказчик надлежащим образом выполнил действия по уведомлению Подрядчика об одностороннем расторжении контракта.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта признается:

- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) решения (уведомления) об одностороннем отказе от исполнения контракта;

- дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте;

- дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в случае невозможности получения указанных выше подтверждения либо информации.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Иными словами, Подрядчику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

Таким образом, Заказчику необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.

И материалов рассматриваемого дела антимонопольным органом было установлено, что подтверждение о вручении заказного письма Подрядчику получено Заказчиком 11.01.2021.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе датой расторжения рассматриваемого контракта является 22.01.2021, т.е. через 10 дней с даты получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Однако, согласно сведениям с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок Заказчик 11.01.2021 уже разместил информацию о расторжении контракта, а именно в карточке контракта реестровая запись рассматриваемого контракта переведена на статус «Исполнение прекращено».

Таким образом, Заказчик в нарушение требований ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе посчитал датой вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу 11.01.2021, т.е. лишил Подрядчика возможности устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

Указанные действия должностного лица Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с ведения об Обществе не были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

 

2. Другой пример.

В антимонопольный орган поступило обращение Тамбовского унитарного предприятия о направлении сведений об Исполнителе для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в Росреестре по Тамбовской области.

 

Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить с условиями, установленными контрактом.

При этом согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

При рассмотрении обращения заказчика Тамбовским УФАС России было установлено, что в пределах десятидневного срока, после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель направил возражения и выразил своё несогласие с принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исполнитель предоставил Заказчику документы для проверки и приемки, был направлен акт выполненных работ.

Однако, Заказчиком ни как не отреагировал, в адрес Исполнителя не были представлены информация о подписании акта выполненных работ, равно как и мотивированный отказ от подписания акта.

Заказчик в единой информационной системе в сфере закупок разместил информацию о расторжении контракта, в карточке контракта реестровая запись рассматриваемого контракта была переведена на статус «Исполнение прекращено».

По результатам рассмотрения дела Общество решением комиссии Тамбовского УФАС России не было включено в РНП.

Кроме того, установлено, что Заказчиком с признаками нарушения срока, предусмотренного частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, была направлена информация в реестр контрактов о расторжении контракта, о чем материалы дела были переданы для проведения внеплановой проверки.

 

3. Еще один пример, когда комиссия антимонопольного органа не включила сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

В Тамбовское УФАС России поступило обращение одного из областных заказчиков. Заказчик направил сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке.

Проанализировав документы, представленные в материалы дела, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Подрядчиком имеются разногласия относительно качества выполненной работы и условий, заключенного контракта, которые по своей природе являются гражданско-правовым спором.

Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Оценивая действия Общества, Тамбовское УФАС России посчитала, что эти действия были направлены на действительное урегулирование возникших с Заказчиком разногласий относительно проектной документации, соответствия выполненных работ условиям контракта и обоюдное соблюдение условий исполнения контракта, что, соответственно, свидетельствует о намерении Общества исполнить рассматриваемый контракт.

При этом, в материалы дела Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Обществом положений заключенного между сторонами контракта.

Тамбовское УФАС России отмечает, что в качестве добросовестного поведения общества (при наличии вопросов, находящихся в плоскости исключительно гражданских правоотношений, которые не могут быть разрешены в рамках рассмотрения дел Тамбовским УФАС России) следует конструктивное взаимодействие с Заказчиком, попытка выполнить все работы, которые могли бы быть приняты Заказчиком, несогласие с принятым Заказчиком решения об отказе в приемке выполненных работ.

Для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

При рассмотрении настоящего дела Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Подрядчика свидетельствуют в пользу его недобросовестного поведения.

Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что основания для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

Итак, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. 

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

Наверх