Доклад заместителя руководителя Тамбовского УФАС России Мазаевой С.В. на тему: «О развитии биржевой торговли агропродукцией»
12 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля Тамбовского УФАС России Мазаевой С.В. на тему:

 

«О развитии биржевой торговли агропродукцией»,  26 апреля 2018 года

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации определено в качестве основополагающего принципа государственной политики по развитию конкуренции.

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции Указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Одним из ожидаемых результатов реализации Национального плана в агропромышленном комплексе является расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах.

Развитие биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием позволит сформировать объективнее ценовые индикаторы, характеризующие ситуацию на соответствующих товарных рынках, которыми могут воспользоваться как сельхозтоваропроизводители при планировании своей деятельности, так и органы государственной власти при принятии решений по регулированию отрасли, а применение производных биржевых инструментов позволит снизить колебание цен, обусловленное сезонным фактором, и создаст для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей дополнительные механизмы снижения ценовых рисков.

В настоящее время работа по организации биржевой торговли ведется ФАС России в рамках подкомитета по развитию организованных торгов агропродукцией при Биржевом комитете ФАС России, в состав которого вошли представители ФАС России, Банка России, Федеральной налоговой службы, Минсельхоза России и Группы «Московская Биржа».

Подкомитет осуществляет свою работу в соответствии с утвержденным  Планом мероприятий по развитию организованной торговли агропродукцией на АО «Национальная товарная биржа».

Указанный план касается организации и развития биржевой торговли зерном и сахаром, а также содержит ряд мероприятий, направленных на стимулирование развития биржевой торговли сельскохозяйственными товарами в целом.

Одной из задач, которая обсуждается в рамках Подкомитета, является повышение ликвидности биржевых торгов, то есть возможность быстрой реализации товара на бирже без значительных потерь в цене – реализовать такой объем товара, при котором не возникает трудностей с поиском партнера, а заключение отдельных сделок практически не влияет на уровень цен.

Таким образом, развитие биржевой торговли способствует более выгодным условиям реализации сельскохозяйственной продукции товаропроизводителями.

При проведении мероприятий по развитию биржевой торговли необходимо учитывать следующее.

Правительство РФ постановлением от 23.07.2013 № 623 утвердило Положение о представлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее – Положение).

Так, в соответствии с пп. г) п. 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства РФ об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн.

Предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц (п. 6 Положения).

В соответствии с п. 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке.

Таким образом, ответственность за предоставление информации лежит на производителе продукции или лице, входящем в группу лиц с производителем и осуществляющим реализацию биржевого товара. Также подлежат предоставлению сведения о заключенных производителем агентских договорах, когда стороной договора выступает агент, получающий вознаграждение за реализацию биржевого товара. Сделки по отчуждению биржевых товаров, приобретенных у третьих лиц, не подлежат регистрации на бирже.

На основании п. 14 Положения, сведения, предусмотренные п. 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных пп. «а-к» и «м-т» п. 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) – со дня изменения соответствующих сведений.

В настоящее время АО «Национальная Товарная биржа» создан программный продукт, обеспечивающий регистрацию внебиржевых сделок на рынке зерна.
 

По данным бирж, в настоящее время требования о регистрации внебиржевых договоров в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса практически не исполняются.

Нарушение порядка и (или) сроков предоставления информации о внебиржевых договорах, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации в соответствии с п. 6 ст. 14.24 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Полномочия по рассмотрению указанных административных правонарушений возложены на ФАС России и ее территориальные органы.

 

В 2017 года в Тамбовской области урожай зерновых составил более 4,2 млн. тонн.  Это рекордный урожай зерна за всю историю области. Уже сегодня регион занимает 3-е место по производству зерна в ЦФО.

 

В целях недопущения административных правонарушений, связанных с непредставлением информации о заключенных сторонами не на организованных договорах, ФАС России проинформировала управление сельского хозяйства Тамбовской области о необходимости регистрации внебиржевых сделок в отношении пшеницы 3 и 4 классов и о доведении данной информации до сельхозтоваропроизводителей.

 

 

Наверх