Доклад ведущего специалиста-эксперта Козловой Н.Е.: «Практика Тамбовского УФАС России при рассмотрении уведомлений Заказчиков о заключении контракта с единственным поставщиком, обращений Заказчиков о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта»
01 октября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Тема: «Практика Тамбовского УФАС России при рассмотрении уведомлений Заказчиков о заключении контракта с единственным поставщиком, обращений Заказчиков о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта» (докладчик Козлова Н.Е.)

 

Закупки у единственного поставщика в связи с коронавирусом

До 31 декабря 2020 года включительно Правительство РФ может устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Минфин России и ФАС России (18 и 19 марта 2020) рассказали о возможности госзакупок у единственного поставщика в связи с коронавирусом. При этом следует обратить внимание на такие акценты.

По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, в связи с тем, что распространение коронавирусной инфекции 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, требуемых в связи с возникновением таких обстоятельств, у единственного поставщика согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

ФАС России в Письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавируса на территории РФ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ только при условии наличия причинно-следственной связи между совершением указанных действий и предметом закупки, т.е. закупаемые в срочном порядке товары, работы, услуги должны быть напрямую предназначены на профилактику или лечение новой коронавирусной инфекции.

 

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчик обязан обосновать:

- во-первых, невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта - в документально оформленном отчете;

- во-вторых, заключение контракта с единственным подрядчиком - в уведомлении о закупке, направляемом не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок.

Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств,  то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

<Письмо> ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20 <Об условиях закупки товаров, работ у единственного поставщика в период пандемии коронавируса>

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в связи с коронавирусом

По мнению Минфина России, МЧС России и ФАС России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, является обстоятельством непреодолимой силы. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту произошло в связи с распространением коронавируса, исполнитель (поставщик, подрядчик) вправе ссылаться на данное обстоятельство, в качестве основания для освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени).

<Письмо> Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".

Из Письма ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20 следует, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем территориальные органы ФАС России учитывают данную позицию при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Основанием для внесения сведений в РНП предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях уклониться от подписания договора.

Территориальный орган рассматривает каждое обращение Заказчика о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и принимает решение в каждом конкретном случае.

 

Наверх