Доклад главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России Семикиной Кристины Сергеевны на тему: «Результаты антимонопольного контроля органов власти во 2 квартале 2018 года».
12 июля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад главного специалиста – эксперта

 отдела антимонопольного контроля

 хозяйствующих субъектов

Тамбовского УФАС России

 Семикиной Кристины Сергеевны

 

Тема доклада: «Результаты антимонопольного контроля органов власти во 2 квартале 2018 года».

 

Во втором квартале 2018 года было выдано 16 предупреждений в отношении органов местного самоуправления по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрации г. Уварово в апреле 2018 года было выдано предупреждение по результатам рассмотрения обращения прокуратуры Тамбовской области, которая сообщила о признаках нарушения антимонопольного законодательства органами власти Тамбовской области при возмещении расходов хозяйствующим субъектам по перевозке отдельных категорий граждан.

При рассмотрении обращения установлено, что администрацией города Уварово принято постановление от 29.12.2017 № 1509 «Об утверждении Порядка предоставления  из бюджета г. Уварово субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам  на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот на проезд» (далее – Порядок).

Согласно пункту 5  Порядка категории получателей субсидий – перевозчики.  Субсидии предоставляются  перевозчикам на основании заключенного  с главным распорядителем  бюджетных средств соглашения о предоставлении субсидий (далее – соглашение) (пункт 7).

Согласно установленному администрацией Порядку, для получения субсидий перевозчик в срок установленный в соглашении представляет   главному распорядителю бюджетных средств  заявление о предоставлении субсидии с указанием реквизитов для   ее  перечислений и следующие документы:

- льготные проездные талоны, полученные от граждан при проезде (талоны представляются по акту приема-передачи), наклеенные на листы формата А4 по каждому номиналу отдельно;

- листы каждого номинала нумеруются по порядку и заверяются печатью Получателя субсидии;

- акт оказанных услуг.

Главный распорядитель бюджетных  средств в течение 10 рабочих дней с момента получения льготных проездных талонов  осуществляет проверку предоставленных талонов и подписывает акт оказанных услуг.

В случае выявления главным распорядителем бюджетных  средств расхождений с данными представленными перевозчиком, акт оказанных услуг подписывается с протоколом разногласий с указанием причины разногласий  (пункт  14 Порядка).

Основаниями для   отказа в предоставлении   субсидии  являются:

- непредставление   (представление не в полном объеме) указанных документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка;

- недостоверность представленной перевозчиком информации;

- наличие протокола разногласий к акту оказанных услуг. В этом случае главный распорядитель бюджетных  средств отказывает перевозчику в предоставлении субсидий   на сумму, указанную в протоколе разногласий. Вопрос о  выплате  спорных сумм разрешается в соответствии с действующим законодательством.

Формы льготного проездного талона для проезда в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2009 № 801 (ред. от 08.02.2018) «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации».

 По данным администрации г. Уварово при сверке льготных талонов за период  с 1 декады января 2018 года по  2 декаду февраля 2018 года по перевозчику ООО «Нико» было выявлено не принятых к возмещению талонов в количестве 3313 шт. на сумму 49633 руб.

   Предоставление субсидий осуществляется по итогам внесения сведений о предъявленных перевозчиками льготных проездных и бесплатных проездных талонов в электронный реестр для проведения сверки с использованием  программного комплекса «Электронный реестр льготных проездных талонов» (далее – Реестр). Положение о Реестре утверждено постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2017 N 1349.

По итогам внесения сведений о льготных проездных талонах в Реестр, автоматически формируется протокол учета льготных проездных талонов, в котором указывается количество принятых к учету льготных проездных талонов и не принятых, с указанием причин непринятия.

Однако, рассматриваемый Порядок, утвержденный постановлением от 29.12.2017 № 1509,   не содержит четких и однозначных оснований, по которым хозяйствующему субъекту-перевозчику может быть отказано в принятии к возмещению льготных проездных билетов,  что создает необоснованные препятствия в осуществлении хозяйственной деятельности, а также может привести к созданию  дискриминационных условий отдельным перевозчикам на рынке пассажирских перевозок.

В связи с наличием признаков  нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции администрации г. Уварово было выдано предупреждение о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем отмены постановления администрации города Уварово Тамбовской области постановление от 29.12.2017 № 1509   «Об утверждении Порядка предоставления  из бюджета г. Уварово субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам  на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот на проезд».

Аналогичные предупреждения были выданы в отношении администрации г. Моршанска, администрации города Рассказово, администрации города Котовска, администрации Мичуринского района, администрации Знаменского района, администрации Инжавинского района, администрации Моршанского района, администрации Пичаевского района, администрации Ржаксинского района, администрации Староюрьевского района, администрации Уваровского района, администрации Рассказовского района.

Все они исполнены в установленный срок.

В июне 2018 года было выдано предупреждение администрации города Мичуринска Тамбовской области по признакам нарушения части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Администрация фактически были возложила на МУП «Ритуал» разрешительные функции, наделила хозяйствующего субъекта - МУП «Ритуал» функциями органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения  в части выделения мест под погребение, а также ведения журнала и учета произведенных захоронений, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг, а также к созданию хозяйствующему субъекту преимущественных условий деятельности на товарном рынке оказания ритуальных услуг,

Тамбовское УФАС России предупредило администрацию города Мичуринска о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем  принятия мер по прекращению МУП «Ритуал» осуществления функций органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения  в части выделения мест под погребение, а также ведения журнала и учета произведенных захоронений.

 

Администрации Рассказовского районного Совет народных депутатов  выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи с наличием в решении Рассказовского районного Совета народных депутатов от 28.12.2010 № 51 «Об установлении процентов, применяемых в формуле для расчета размера арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена на территории Рассказовского района» признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в

установлении в решении Рассказовского райсовета от 28.12.2010 № 51 различных ставок для расчета арендной платы за земельные участки, используемые под размещение схожих объектов (автостоянка, связь) на территории одного муниципального района, а также в

выделении в отдельную категорию вид разрешенного использования «под башнями сотовой связи», и установлении завышенного коэффициента «399,6», без экономического обоснования,  что не предусмотрено действующим законодательством и создает неравные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одном рынке оказания услуг связи, что, в свою очередь, приводит или может привести к недопущению, устранению, ограничению конкуренции,

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения в срок до 24 августа 2018 года признаков нарушения антимонопольного законодательства путем отмены решения Рассказовского районного Совета народных депутатов от 28.12.2010 № 51 «Об установлении процентов, применяемых в формуле для расчета размера арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена на территории Рассказовского района», как нарушающего требования действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

Предупреждение в отношении Рассказовского районного Совета народных депутатов было выдано по результатам проведенной в 1 - 2 квартале 2018 года плановой выездной проверки соблюдения антимонопольного законодательства вышеуказанным органом местного самоуправления.

В заключение несколько слов об успехах Тамбовского УФАС России на судебном поприще.

Апелляционный суд поддержал позицию Тамбовского УФАС России о незаконности переуступки прав и обязанностей по договору

26 июня 2018 года апелляционный суд оставил без изменения Решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу №А64-8530/2017, а апелляционные жалобы администрации города Тамбова, ООО «Капитал» и ООО «Жилищно-строительная компания «Юг» без удовлетворения. 

В 2017 году в Тамбовское УФАС России поступили материалы, указывающие на нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции со стороны администрации города Тамбова, выражающееся в согласовании переуступки прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории, заключенного 05.06.2013 с ООО «Капитал» по результатам аукциона, ООО «Стройлайн», которое впоследствии также с согласия администрации переступило права и обязанности по договору ООО «Жилищно-строительная компания «Юг». С последним было заключено дополнительное соглашение о продление срока действия договора с 31.12.2017 до 31.12.2020.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 7 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 46.2 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора о развитии застроенной территории от 05.06.2013) по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счёт и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 настоящей статьи.

Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 46.2 ГрК РФ договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса.

Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории определяется статьёй 46.3 ГрК РФ.

Из содержания статьи 46.3 ГрК РФ следует, что договор о развитии застроенной территории заключается с победителем торгов, либо в случае, если аукцион признан не состоявшимся (по причине участия в нем менее двух участников) – с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Таким образом, ГрК РФ не предусматривает возможность заключения договора о развитии застроенной территории с лицом, не участвовавшим в аукционе.

Право на заключение такого договора принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, либо его единственному участнику.

Это явилось основанием для обращения Тамбовского УФАС России с иском в Арбитражный суд Тамбовской области о признании недействительными договоров об уступке прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории и дополнительного соглашения к нему, которой был удовлетворен 4 апреля 2018 года Арбитражным судом Тамбовской области.

Как верно отметил суд области, договор от 14.06.2013 об уступке прав и обязанностей по договору No01-15-32/13 от 05.06.2013 о развитии части застроенной территории в границах улиц Советской, Куйбышева, Мичуринской и договор от 15.08.2016 об уступке прав и обязанностей по указанному договору, направлены на получение ООО «Стройлайн» и ООО «ЖСК «Юг» права на заключение договора о развитии застроенной

территории вне аукциона.

Заключение договоров об уступке прав и обязанностей по договору No01-15-32/13 от 05.06.2013 о развитии застроенной территории противоречит нормам градостроительного и антимонопольного законодательства и ставит ООО «Стройлайн» и ООО «ЖСК «Юг» в преимущественное положение перед другими участниками рынка –конкурентами.

Следовательно, договор об уступке прав и обязанностей от 14.06.2013 и договор об уступке прав и обязанностейот 15.08.2016, заключенные в обход проведения конкурентных процедур, являются ограничивающим и конкуренцию соглашениями,

поскольку приводят к ограничению конкуренции на рынке строительства зданий и сооружений, а также созданию отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных

преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по договору о развитии застроенной территории от 05.06.2013, права и обязанности по которому были переданы сначала ООО «Стройлайн», а затем – ООО «ЖСК «Юг», по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, и способными выполнять такую работу, ввиду того,что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных указанным договором.

При этом судом области было правомерно учтено, что ответчиками не представлено в материалы дела достаточных обоснований того, что явилось причиной заключения победителем аукциона ООО «Капитал»по истечении двух недель – 14.06.2013 договора уступки прав и обязанностей с ООО «Стройлайн». Федеральным законом от 08.03.2015

No42 - ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (вступившим в силу с 01.06.2015) статья 448 ГК РФ изложена в новой редакции.

В соответствии с частью 7 статьи 448 ГК РФ, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путём проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Введённое частью 7 статьи 448ГК РФ требование об исполнении договора лично победителем торгов означает запрет на передачу им возникающих из соответствующих договоров прав и обязанностей при выполнении работ, оказании услуг. Обязанность личного исполнения договора обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении торгов.

Таким образом, возможность получения права на заключение договора о развитии застроенной территории была законодательно ограничена на момент заключения договора от 15.08.2016 об уступке прав и обязанностей по договору No01-15-32/13 от 05.06.2013 о развитии части застроенной территории в границах улиц Советской, Куйбышева, Мичуринской между ООО «Стройлайн» и ООО «ЖСК «Юг».

Частью 3 статьи 46.2 ГрК РФ определено, что существенными условиями договора о развитии застроенной территории являются, в том числе: обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные

жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным

проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства; обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3-5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии,

земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или

государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;

срок договора.

В силу части 6 статьи 46.3 ГрК РФ договор о развитии застроенной территории заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона. При заключении договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в

пункте 1 части 27 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения

информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети «Интернет».

Данная норма носит императивный характер и не предусматривает возможность внесения изменений в условия заключенного сторонами договора. Таким образом, срок,

установленный договором при его заключении,является одним из существенных условийдоговора о развитии застроенной территории, его изменение путём заключения дополнительного соглашения не допускается.

Изменив (увеличив) срок действия договора и выполнения застройщиком конкретных обязательств,

Администрация города Тамбова тем самым изменила условия состоявшегося аукциона, что свидетельствует о предоставлении застройщику явных преимущественных условий по сравнению с другими потенциальными участниками аукциона, не принявшим в нем участие, но которые могли бы участвовать в данном аукционе при изначальном установлении более длительных сроков исполнения обязательств по договору о развитии застроенной территории

 

 

 

 

 

 

Наверх