Доклад главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов - Пономаревой Ирины Александровны на тему: «Антимонопольный контроль органов власти»
25 февраля 2021, 11:22
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов - Пономаревой Ирины Александровны

 

«Антимонопольный контроль органов власти»

 

В 2020 году Тамбовское УФАС России по признакам нарушения статьи 15  Закона о защите конкуренции выдало 4 предупреждения органам власти.

Хотелось обратить внимание на выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В августе 2020 года в отношении администрации города Жердевки была проведена выездная проверка соблюдения антимонопольного законодательства администрацией города Жердевка Тамбовской области.

По результатам проведенной проверки администрации города Жердевка было выдано 2 предупреждения о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

1. Так, в ноябре 2020 года было выдано предупреждение № 068/01/15-694/2020 о прекращении признаков нарушения, действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что в июле 2019 года администрация города Жердевка предоставила ООО «Жупиков» в аренду земельный участок для размещения временного торгового павильона со сроком аренды  с 28.05.2019 по 27.04.2020.

Затем, после истечения срока действия договора администрация города Жердевка заключила новый договор аренды земельного участка со сроком аренды с 28.04.2020 по 27.03.2021.

Вышеуказанные договоры заключены без проведения торгов, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающего случаи аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, а также пунктов  3 и 4 данной статьи ЗК РФ, которыми установлены случаи заключения нового договора аренды земельного участка без торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора и условия реализации права на заключение такого договора.

Пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.

Пунктом 4 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Таким образом, в силу указанных норм, только при совокупности вышеперечисленных условий арендатор земельного участка имеет возможность получить право аренды на новый срок без проведения торгов.

Как установлено, рассматриваемый земельный участок для размещения торгового павильона был предоставлен ООО «Жупиков» в 2012 году без проведения торгов с учетом предварительной публикации сообщения в газете «Жердевские новости» о возможном и предстоящем предоставлении рассматриваемого земельного участка в аренду.

По данным администрации города Жердевка, торговый павильон, находящийся на предоставленном ООО «Жупиков» земельном участке, находится в аренде у Общества на основании договора аренды торгового павильона от 30.06.2018, заключенного с Жупиковой Т.В. и Бородиной Н.П.

Более того, временный торговый павильон, расположенный на земельном участке, в силу имеющегося договора аренды  торгового павильона от 30.06.2018 не отвечает признакам объекта недвижимости, предусмотренным статьей 130 Гражданского кодекса РФ, а является временным сооружением.

Кроме того, вид разрешенного использования земельного участок, определенный администрацией города Жердевка, также говорит о том, что земельный участок предоставлен для временного сооружения  - торгового павильона.

Таким образом, с учетом изложенного и норм земельного законодательства, у администрации города Жердевка не имелось оснований, предусмотренных подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, для заключения вышеуказанных договоров аренды земельного участка с ООО «Жупиков» без проведения торгов.

Администрация города Жердевки приняла решение о предоставление в аренду земельного участка без законных на то оснований и без проведения торгов, предусмотренных ЗК РФ.

Указанное свидетельствует о создании ООО «Жупиков» преимущественных условий в получении данного земельного участка в приоритетном порядке - без проведения торгов для осуществления предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующим субъектами в использовании земли и ограничивает  возможность иных хозяйствующих субъектов получить земельный ресурс, необходимый для осуществления деятельности, конкурентным способом, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции. 

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию города Жердевка необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер по устранению последствий нарушения, а именно:

- возвратить земельный участок, предоставленный ООО «Жупиков», в муниципальную казну.

Предписание исполнено в срок, земельный участок возвращен.

 

2. Признаки нарушения антимонопольного законодательства были установлены также в действиях администрации города Жердевка по предоставлению в 2018 году в аренду объектов жилищно-коммунального хозяйства для оказания услуг водоснабжения и водоотведения без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,

а также в бездействии администрации города Жердевка, выразившимся в непринятии мер по возврату муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, неправомерно переданных ООО «Коммунальник» в рамках указанного договора аренды.

Как установлено, в 2013 году администрация города Жердевка по результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды  на объекты водоснабжения и водоотведения  города Жердевка заключила с ООО «Коммунальник» договор аренды муниципального имущества, со сроком аренды 23.05.2018.

Затем, после истечения срока действия договора аренды между администрацией города Жердевка и  ООО «Коммунальник» в мая 2018 года заключен новый договор аренды муниципального имущества на те же объекты водоснабжения и водоотведения со сроком аренды с 24 мая 2018 года до момента заключения концессионного соглашения в отношении имущества, являющегося предметом настоящего соглашения.

Согласно приложению к заключенному договору аренды  муниципального имущества, объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в аренде (пользовании) ООО «Коммунальник», введены в эксплуатацию более пяти лет назад, следовательно, в силу норм Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязательно было проведение в данном случае исключительно конкурса, причем не на право аренды, а на право заключения концессионного соглашения.

Под исключения, когда возможно предоставление муниципального имущества во владение и (или) пользование без проведения торгов, рассматриваемый случай не подпадает.

Таким образом, администрация города Жердевка допустила нарушение императивных запретов, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, поскольку начиная с 24 мая 2018 года и по настоящее время предоставила право аренды (пользования) на муниципальное имущество (объекты коммунальной инфраструктуры) ООО «Коммунальник» в целях оказания услуг водоснабжения и водоотведения без учета требований, установленных Законом о  водоснабжении и водоотведении и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Коммунальник» без учета требований, установленных  действующим законодательством, создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении указанного имущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могут иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку нарушены условия конкуренции.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию города Жердевка о необходимости прекращения указанных действий и бездействия путем принятия мер по обеспечению возврата муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, неправомерно переданных ООО «Коммунальник» по договору аренды, в казну муниципального образования города Жердевка.

Предписание в стадии исполнения.

 

3. Аналогичное предупреждение было выдано администрации Красносвободненского сельсовета Тамбовского района где установлено, что администрация сельсовета после окончания срока действия договоров аренды муниципального имущества от  2016  года предоставила в фактическое пользование ООО «Надежда» объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, что противоречило действующему законодательству и нарушало условия конкуренции.

Затем, 7 июля и 1 октября 2020 года администрация сельсовета в связи с признанием ООО «Надежда» банкротом заключила новые договора аренды муниципального имущества (объекты теплоснабжения) с ООО «Ляда-Сервис» и договоры аренды муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) с ООО «Красносвободное», которые  также были заключены  без проведения обязательного конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Указанными действиями администрация сельсовета создала незаконные преимущественные условия пользования муниципальным имуществом в целях оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения отдельным хозяйствующим субъектам - ООО «Надежда», ООО «Красносвободное», ООО «Ляда-Сервис», что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию  Красносвободненского сельсовета о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по обеспечению возврата муниципальных объектов теплоснабжения,  водоснабжения и водоотведения, неправомерно переданных ООО «Ляда-Сервис» и ООО «Красносвободное», в казну муниципального образования Красносвободненского сельсовета

Предписание в стадии исполнения.

 

4. Хотелось обратить внимание нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, установленное в ходе плановой проверки администрации Бокинского сельсовета.

Так, при проведении плановой проверки администрации Бокинского сельсовета были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в постановлении администрации Бокинского сельсовета от 31.05.2019 № 161 «О Порядке создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области».

Данным постановлением администрации Бокинского сельсовета предусмотрена возможность наделения юридического лица и индивидуального предпринимателя статусом специализированной службы без торгов.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Наделение иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данным статусом без конкурентного отбора может привести к созданию преимущественных условий отдельному хозяйствующему субъекту на рынке ритуальных услуг, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

11 ноября 2020 года до выдачи предупреждения администрация Бокинского сельсовета постановлением № 277 внесла изменение в постановление от 31.05.2019 № 161, определив, что статус специализированной службы может предоставляться хозяйствующим только по результатам конкурса по выбору специализированной службы  по вопросам похоронного дела.      

 

5. Признаки нарушения антимонопольного законодательства также были устранены до выдачи предупреждения Управлением автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области.

Признаки были выявлены при проведении плановой проверки в 2020 году.

Выявлено, что Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области, руководствуясь частью 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  в целях обеспечения   непрерывного транспортного обслуживания  населения,  до проведения открытого конкурса  на право получения  свидетельств об осуществлении  перевозок по отдельным межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок неоднократно выдавало свидетельства об осуществлении таких перевозок хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки.

Согласно части 6  стати 19 Закона 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства.

Однако, Управление автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области выдавало хозяйствующим субъектам свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок  более, чем один раз без проведения процедуры торгов.

Выдача  заявителям свидетельств  об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт  маршрутов регулярных перевозок   в нарушением требований закона (более одного раза на срок до 180 дней) без проведения торгов могла привести к     созданию   преимущественных условий деятельности  отдельным хозяйствующим субъектам, обратившимся  с соответствующими заявлениями, поскольку иные потенциальные перевозчики не располагали информацией о наличии свободных новых маршрутов для осуществления регулярных перевозок в виду отсутствия публичности такой информации, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе проверки было установлено, что Управлением автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области   разработана конкурсная документация, проводится открытый конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, по нескольким лотам конкурс признан состоявшимся, выданы свидетельства сроком на пять лет.

В виду изложенного, выявленные признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устранены данным Управлением в ходе проведения  проверки.

 

Судебная практика Тамбовского УФАС России по применению статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

1. 18 января 2021 года Арбитражный суд Тамбовской области вынес решение о признании недействительным договора аренды земельного участка.

По результатам плановой проверки установлено, что между администрацией города Жердевка и индивидуальным предпринимателем 28.03.2016 по результатам аукциона заключен договор аренды земельного участка для использования под гараж и автостоянки со сроком аренды три года.

После истечения срока действия договора аренды администрация города Жердевка 03.07.2020 заключила новый договор на тот же земельный участок с индивидуальным предпринимателем без проведения торгов, для завершения строительства.

         Земельный кодекс РФ предусматривает возможность заключения нового договора аренды земельного участка  без проведения торгов для завершения строительства, только в  случае, если отношения, возникли до 1 марта 2015 года, и только при совокупности условий, установленных ЗК РФ.

У администрации города Жердевка не имелось оснований, предусмотренных ЗК РФ, для заключения договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем на новый срок без проведения торгов.

         Заключение договора на новый срок свидетельствует о создании хозяйствующему субъекту  преимущественных условий в получении данного земельного участка в приоритетном порядке - без проведения торгов для осуществления предпринимательской деятельности перед другими хозяйствующим субъектами в использовании земли, и могли ограничить возможность иных хозяйствующих субъектов получить земельный ресурс конкурентным способом, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о  защите конкуренции.    

         Арбитражный суд Тамбовской области удовлетворил иск Тамбовского УФАС России о признании недействительным договора аренды земельного участка.

 

         2. 10 марта 2021 года Арбитражный суд Тамбовской области по иску Тамбовского УФАС России признал недействительным договор субаренды земельного участка, заключенный между Жердевским потребительским обществом «Новое» (ЖПО «Новое») и гражданином.

Поводом к обращению в Арбитражный суд Тамбовской области послужили также результаты плановой проверки администрации города Жердевка.

Установлено, что между администрацией города Жердевка и ЖПО «Новое» в январе 2017 года по результатам аукциона заключен договор аренды земельного участка для парковки автомобилей сроком на пять лет.

23 июля 2018 года администрация города Жердевка постановлением № 354 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» изменила вид разрешенного использования с «парковки автомобилей» на «рынки» части земельного участка, предоставленного в аренду ЖПО «Новое».

 

После этого, ЖПО «Новое» в июле 2018 года заключило с гражданином договор субаренды земельного участка площадью 3396 кв.м. с целевым использованием - «рынки».

Земельный кодекс РФ не допускает внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка.

         Несоблюдение запретов установленных земельным законодательством в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, полученного на торгах, привело к созданию незаконных преимуществ права пользования земельным участком с разрешенным использованием - рынки, а также к ограничению прав потенциальных участников участвовать в торгах и приобрести право на земельный участок для данной цели, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Наверх