Доклад заместителя начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Поповой Натальи Викторовны на тему: «Применение норм антимонопольного законодательства в электроэнергетике»
05 сентября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

В Тамбовском УФАС России появился новый "лидер" среди нарушений, а именно: споры между сетевыми, сбытовыми организациями и потребителями о безучетном потреблении электроэнергии.

Понятие безучетное потребление дано в пункте 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.

Под "безучетным потреблением" понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.

Ко второй группе относятся иные действия (бездействия) потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Умышленное безучётное потребление осуществляется в целях незаконного отбора потребителем электроэнергии. Объем незаконно отобранной электроэнергии (если факт хищения электроэнергии не выявлен) включается в объем технологических потерь сетевой организации, которые она должна оплатить гарантирующему поставщику.

Единственным способом борьбы с безучетным потреблением электроэнергии является проведение сетевой организацией проверок потребителей.

В случае выявления в ходе таких проверок фактов безучетного потребления электроэнергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии; требования к составлению акта указаны в п. 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.

В акте о неучтенном потреблении электрической энергии, должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

замечания к составленному акту (при их наличии).

По результатам выявленных нарушений сетевая организация составляет расчет безучетного потребления, который составляет величину электроэнергии рассчитанную как произведение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя на количество часов, прошедших с предыдущей проверки системы учета сетевой организацией. В итоге, долг по оплате за безучетное потребление всегда составляет весьма значительные суммы для потребителя (зачастую исчисляется в миллионах рублей).

Для сетевой же организации выявление факта безучетного потребления позволяет существенно улучшить показатель потерь, поскольку не только пресекает хищение электроэнергии, но и позволяет отнести весь объем безучетного потребления (который значительно больше реального потребления электроэнергии даже с учетом ее хищения) на полезный отпуск электроэнергии, тем самым покрыв им и часть реальных технологических потерь.

В дальнейшем такой акт выставляется гарантирующему поставщику для оплаты объема полезного отпуска электроэнергии, который, соответственно, включает в себя и объемы безучетного потребления.

При этом, для гарантирующего поставщика совершенно невыгодно принимать к оплате объемы безучетного потребления, поскольку сбытовая организация справедливо полагает, что перевыставляя эти объемы своим потребителям добиться их оплаты будет весьма затруднительно (уклонение от оплаты, банкротство и т.п.).

И вот на этом этапе зачастую стороны правоотношений приходят с жалобами в антимонопольный орган: потребитель и гарантирующий поставщик жалуются на нарушение сетевой организацией процедуры проверки работы прибора учета э/э, сетевая жалуется на то, что гарантирующий поставщик систематически уклоняется от принятия объемов безучетного потребления.

И во всех случаях антимонопольному органу приходится проверять действия лиц на соответствие ст. 10 Закона о защите конкуренции, что в каждом конкретном случае приводит к необходимости при рассмотрении обращений не допустить нарушение баланса добросовестных интересов участников дела.

В Тамбовском УФАС России увеличилось количество обращений потребителей электрической энергии (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по факту нарушения сетевой организацией требований законодательства при проведении проверок приборов учета электрической энергии и составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии. Одной из причин обращения заявителей является выставленный к оплате счет за безучетное потребление.

Тамбовским УФАС России рассматривается дело о признаках нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении АО «ОРЭС-Тамбов».

ООО «Спектр» (заявитель) обратилось в Тамбовское УФАС России с заявлением об ущемлении АО «ОРЭС-Тамбов» интересов общества в части необоснованного признания безучетным потребления обществом электроэнергии.

Сетевой организацией АО «ОРЭС - Тамбов» в отношении потребителя ООО «Спектр» проводилась проверка прибора учета электрической энергии. По результатам проверки составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором было установлено, что при проверке работоспособности прибора учета электрической энергии энергомонитором 3.3 № 1356, выявлена погрешность системы учета - 46%.

Заявитель считает указанные действия необоснованными, поскольку они не соответствуют п.2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, поскольку решение о признании потребления безучетным выявлено без установления фактов вмешательства в работу прибора учета и нарушения пломб или знаков визуального контроля. Пломбы на приборе учета и трансформаторах тока не нарушены, срок межповерочного интервала не истек. Факт совершения потребителем действий, которые привели к искажению данных об объеме потребления электроэнергии, сетевая организация также не установила.

Сам по себе факт ненадлежащей работы сертифицированного прибора учета, срок действия поверки которого не прошел, не свидетельствует о виновности в этом потребителя. В данном случае речь не идет о полной неработоспособности прибора учета, а о том, что объемы учитываемой электроэнергии отличаются от измеренных контрольным прибором. Установить подобные отклонения в работе прибора учета, не имея специальной аппаратуры и познаний, невозможно.

При этом, действующее законодательство не возлагает на потребителя электроэнергии обязанность по организации подобного рода проверок. Кроме того, не было доказательств того, что прибор был неисправен на протяжении длительного периода времени, а не вышел из строя не за долго до проведения сетевой организацией проверки, что в принципе исключало возможность для потребителя выявить нарушение в работе прибора учета. Доказательства информированности потребителя о существенных отклонениях в работе прибора учета до проведения проверки сетевой организацией не были представлены.

В настоящее время окончательное решение по делу еще не принято.

 

 

 

 

Наверх