Доклад главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Дедовой Елены Николаевны на тему: «Антимонопольный контроль органов власти. Судебная практика»
09 июля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Одним из направлений деятельности Тамбовского УФАС России является антимонопольный контроль органов власти.

Так, частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В случае выявления признаков нарушения  статьи 15 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает предупреждение.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Более строгая мера ответственности предусмотрена за заключение антиконкурентного соглашения.

Антиконкурентное соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

1. Тамбовское УФАС России рассмотрело дело в отношении администрации Кулеватовского сельсовета Сосновского района, по итогам которого признало указанное лицо нарушившим   части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Поводом к возбуждению дела послужило неисполнение сельсоветом предупреждения.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 1 февраля 2013 года администрация Кулеватовского сельсовета Сосновского района Тамбовской области по результатам проведенного конкурса заключила с ООО «Сосновские коммунальные сети» концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кулеватовского сельсовета Сосновского района сроком на 5 лет.

Затем, 27 февраля 2018 года администрация Кулеватовского сельсовета Сосновского района заключила с ООО «Сосновские коммунальные сети»  дополнительное соглашение к концессионному соглашению в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кулеватовского сельсовета Сосновского района  от 01.02.2013, пунктом 1 которого установлено: «В разделе IV Концессионного соглашения «Сроки по настоящему Соглашению» п. 4.1. изложить в следующей редакции: «Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течении 6 (шести) лет». 

После окончания срока действия концессионного соглашения, а именно cо 2 февраля 2019 года, ООО «Сосновские коммунальные сети» продолжало пользование данными объектами без договорных отношений.

31 марта 2019 года администрация Кулеватовского сельсовета и ООО «Сосновские коммунальные сети» подписали акт приема-передачи, согласно которому  объекты водоснабжения и водоотведения возвращены в муниципальную казну.

При этом, фактического возврата данных объектов по указанному акту не было.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) определено, что существенными условиями концессионного соглашения является, в том числе срок действия концессионного соглашения.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Частью 3 данной статьи Закона о концессионных соглашениях установлено, что концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.

Указанное концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения было заключено по результатам торгов сроком на  5 лет. Данным концессионным соглашением не предусмотрена возможность изменения срока действия концессионного соглашения, который в силу вышеуказанной нормы является одним из существенных условий концессионного соглашения, а значит в силу указанного его изменение сторонами недопустимо.

Более того, не допускается внесение изменений в условия заключенного сторонами договора по результатам торгов, где срок, установленный при заключении концессионного соглашения, является одним из существенных условий.

Кроме этого, передача прав владения или пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с Законом о концессионных соглашениях, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведения в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа Объектов и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Если между датой ввода соответствующего объекта в эксплуатацию и публикацией  извещения о проведении  конкурса прошло менее 5 лет, передача прав владения и (или) пользования данными Объектами может осуществляться по договору аренды.

Таким образом, с мая 2013 года должен проводиться конкурс на право пользования и владения объектами водоснабжения и водоотведения.

Однако, как установлено Комиссией Тамбовского УФАС России и подтверждается материалами дела, приведённые требования не соблюдены администрацией Кулеватовского сельсовета Сосновского района, начиная со 2 февраля 2018 года.

Изменение сроков действия концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения от 01.02.2013, свидетельствует о создании отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Сосновские коммунальные сети» преимущественных условий по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Кроме этого, после истечения срока действия концессионного соглашения, в силу указанных норм действующего законодательства, обязательно было проведение конкурса на право заключения нового концессионного соглашения.

Однако, торги на право заключения концессионного соглашения администрацией Кулеватовского сельсовета проведены не были.

 ООО «Сосновские коммунальные сети» продолжало пользование данными объектами без договорных отношений и без учета требований, установленных статьей 41.1  Закона о водоснабжении и водоотведении.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту - ООО «Сосновские коммунальные сети» без договорных отношений и без учета требований, установленных действующим законодательством, свидетельствует о создании данному хозяйствующему субъекту преимущественных условий в получении указанного имущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могли иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдано в связи с заключением 12 ноября 2019 года администрацией Кулеватовского сельсовета концессионного соглашения на объекты водоснабжения и водоотведения.

Аналогичные нарушения допущены администрациями Перкинского сельсовета Сосновского района,  Троицковихляевского сельсовета Сосновского района.

Должностные лица Кулеватовского сельсовета и Троицковихляевского сельсовета Сосновского района привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. каждый.

 

2. Тамбовское УФАС России возбудило дело в отношении администрации Дельнодубравского сельсовета Сосновского района по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Поводом к возбуждению дела послужило неисполнение сельсоветом предупреждения.

Установлено, что 12 июля 2019 года администрация Дельнодубравского сельсовета Сосновского района в областной газете «Тамбовская жизнь» № 74 (27010) опубликовала извещение о возможности приобретения 3/43 земельной доли (1 доля - 6,95 га) из земельного участка с кадастровым номером 68:18:0000000:22 на условиях, предусмотренных пунктом 4 статьи 12 Закона № 101-ФЗ, находящейся в собственности администрации Дельнодубравского сельсовета Сосновского района, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2687500 кв.м, расположенного по адресу: с. Дельная Дубрава, ул. Гагарина,  д. 75, находящегося в границах землепользования СХПК «Родина».

Согласно данной публикации, извещение адресовано сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, использующим земельный участок в общей долевой собственности.

19 июля 2019 года ООО «Агрофирма Жупиков» обратилось в администрацию Дельнодубравского сельсовета Сосновского района с заявлением о заключении договора купли-продажи 3/43 земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения, находящейся в муниципальной собственности. В подтверждение использования указанного в извещении земельного участка и заключения такого договора без торгов представлены сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ.

19 июля 2019 года администрация Дельнодубравского сельсовета Сосновского района приняла постановление № 52 «О продаже земельных долей, находящихся в муниципальной собственности Дельнобудравского сельсовета», не дожидаясь окончания срока подачи заявлений в ответ на публичное оповещение.

22 июля 2019 года на основании данного постановления между администрацией  Дельнодубравского сельсовета Сосновского района и ООО «Агрофирма «Жупиков»  заключен договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. Право общей долевой собственности по указанному договору зарегистрировано 14.08.2019, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

31 июля 2019 года в администрацию Дельнодубравского сельсовета Сосновского района поступило заявление от еще одного претендента на спорный участок – гражданина, который в подтверждение использования земельного участка приложил выписку из единого государственного реестра недвижимости на указанный земельный участок, в которой содержатся сведения о принадлежащих ему на праве общей долевой собственности земельных долях.

Однако, земельная доля уже была продана администрацией сельсовета до истечения срока возможного реагирования  всех потенциальных претендентов на ее приобретение и соблюдения принципа обеспечения конкуренции при этом.

            Таким образом, продажа осуществлена до истечения срока на подачу заявлений в ответ на публичное оповещение, опубликованное в газете «Тамбовская жизнь» от 12 июля 2019 года № 74, и без проведения конкурентных процедур при наличии второго претендента на указанную земельную долю.

Указанные действия администрации Дельнодубравского сельсовета создают преимущественные условия ведения предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «Агрофирма «Жупиков» - получение земельной доли в приоритетном порядке, без проведения торгов.

Заявитель обратился в Сосновский районный суда с иском о признании недействительным указанного договора купли-продажи.

Решением Сосновского районного суда договор купли-продажи указанного земельного участка, заключенный  администрацией Дельнодубравского сельсовета с ООО «Агрофирма «Жупиков»,  признан недействительным.

В настоящее время рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства приостановлено до вступления в законную силу указанного решения Сосновского районного суда.

 

3. Тамбовское УФАС России обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Никитинского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, а также применении последствий недействительности сделки

Тамбовское УФАС России, рассмотрев заявление гражданина с жалобой на нарушение администрацией Никитинского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области порядка заключения договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения, установило следующее.

Земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 1924000 кв. м. принадлежал администрации Никитинского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области, право собственности на него было зарегистрировано 12.01.2018 в Едином государственном реестре недвижимости.

Администрация Никитинского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области, без опубликования информации о продаже данного участка на сайте www.torgi.gov.ru, заключила договор  купли-продажи с гражданином.

В соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона на продажу земельного участка размещается на официальном сайте Российской Федерации, на официальном сайте администрации сельсовета и в местной газете.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения  информации, в том числе:

- о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Администрация Никитинского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области информацию о продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 1924000 кв. м. на сайте  www.torgi.gov.ru не опубликовывала, чем нарушила требования части 19 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.

Не соблюдение администрацией обязательных требований о публикации на сайте www.torgi.gov.ru информации о продаже земельного участка привело к ограничению прав потенциальных участников торгов на приобретение участка в собственность, что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции и запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Арбитражный суд Тамбовской области удовлетворил иск антимонопольного органа о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и возврате земельного участка муниципальному образованию.

Гражданин и администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловали его в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.   

Суд в удовлетворении заявленных требований отказал, взыскав при этом с администрации Никитинского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области в пользу гражданина денежные средства в размере 2 809 040 руб., полученные в счет стоимости земельного участка.

 

4. Тамбовским УФАС России было рассмотрено дело в отношении администрации Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ООО «Пандора-Групп» по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16  Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» - заключение   антиконкурентного соглашения на рынке благоустройства территорий, дорожно-строительных работ, по итогам которого указанные лица признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции – заключение антиконкурентного соглашения.

            Поводом для возбуждения дела явилось обращение прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области.

В ходе рассмотрения дела Тамбовским УФАС России установлено, что администрация Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на 2018-2022 годы» в 2018 - 2019 годах заключала без проведения конкурентных процедур договоры на благоустройство общественной территории сельсовета с единственным поставщиком -  ООО «Пандора-Групп», раздробив при этом единый предмет закупки на несколько договоров менее 100 000 руб. каждый.

Искусственное «дробление» единой закупки подтверждается собранными доказательствами по делу. Так, смета на благоустройство общественной территории «Сквер памяти летчика-истребителя героя Советского Союза Афанасьева В.Н.» на сумму 1 043 000 руб. была раздроблена на договоры, не превышающие 100 000 руб.; первоначально закупка работ по благоустройству сквера была включена в план-график закупок, однако после заключения первого договора с ООО «Пандора-Групп» была отменена; работы разделены на отдельные этапы: устройство выравнивающего основания из песка под дорогу, устройство выравнивающего основания из щебня под дорогу, асфальтирование участка дороги и др.; договоры заключены с разницей 1-2 дня, договоры и сметы готовило Общество.

В результате, ООО «Пандора-Групп» получило право на выполнение работ в приоритетном порядке без участия в конкурентной борьбе, лишив других хозяйствующих субъектов возможности претендовать на заключение контракта. В то же время, при участии Общества в конкурентных торгах с аналогичным предметом закупок, проводимых сельсоветом, процент снижения цены контракта составлял 22,5 %.

Указанные действия администрации и Общества приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения работ по благоустройству территорий Тамбовской области, а также к неэффективному использованию бюджетных средств.

В силу частей 1,2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Статьей 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений (в редакции, действующей во время нарушения антимонопольного законодательства).

Действительно, пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 руб., в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 000 руб. каждая, то есть исключительно по цене и в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям и назначению установленной Законом о контрактной системе возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона N 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Таким образом, при наличии идентичности предмета закупки недопустимо его искусственное дробление на несколько договоров с целью избежания  конкурентных процедур, поскольку противоречит принципу обеспечения конкуренции на торгах. Подобные действия нарушают антимонопольное законодательство и квалифицируются как антиконкурентное соглашение.

 

5. Тамбовским УФАС России было рассмотрено дело № А4-11/17 в отношении МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» по итогам которого указанные лица признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции  - заключение антиконкурентного соглашения, результатом которого стало одновременное заключение 12 контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова без конкурентных процедур, что привело или могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке услуг по уборке городских территорий.

Основанием для возбуждения дела послужило обращение администрации города Тамбова.

Установлено, что МКУ «Долговой центр» и ООО «ТрансЭкоСервис» в один день - 13.06.2017 заключили 12 контрактов на оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе – закупка у единственного поставщика.

Принимая во внимание тождественность предмета контрактов, временной интервал, в течение которого они были заключены,  приобретателя услуги, единую цель контрактов - оказание услуг по содержанию придомовых территорий многоквартирных домов города Тамбова, Комиссия Тамбовского УФАС России посчитала, что закупка намеренно была разбита на несколько контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях обеспечения формальной возможности не проведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком - ООО «ТрансЭкоСервис». 

Заключение МКУ «Долговой центр» 12 контрактов с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур создало преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО «ТрансЭкоСервис» и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта. ООО «ТрансЭкоСервис» в результате заключения рассматриваемых контрактов получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещенного соглашения не выдавалось в связи с завершением реализации антиконкурентного соглашения.

За заключение антиконкурентного соглашения ООО «ТрансЭкоСервис» и его генеральный директор привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере  235 847,5 рублей и 15 000 руб. соответственно, генеральный директор МКУ «Долговой центр» оштрафован на 20 000 руб.

Решение и постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» было обжаловано в Арбитражном суде Тамбовской области.  Суд первой инстанции оставил обжалуемые акты без изменения, суд апелляционной инстанции снизил размер штрафа ООО «ТрансЭкоСервис» до 50 000 руб.

Наверх