Доклад ведущего специалиста - эксперта Мясниковой А.Н. на тему: "Контроль за соблюдением законодательства о рекламе»
12 апреля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России Мясниковой А.Н. на тему: «Контроль за соблюдением законодательства о рекламе»

 

Сравнение основных показателей за 1 квартал 2017 года со 1 кварталом 2018 года.

 

 

1 кв. 2017 год

1 кв. 2018 год

Возбуждено дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе

 

12

 

11

Вынесено решений о признании рекламы ненадлежащей

 

8

 

14

Преимущественные нарушения статей Закона о рекламе

Ст. 5 (недостоверная реклама)

 

Ст.5 (недостоверная реклама)

Ст.18 (смс-реклама без предварительного согласия)

 

 

2018 год

 

Реклама детского центра «Маришка» была признана ненадлежащей за распространение рекламы без соответствующей лицензии

 

Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области было передано заявление физического лица о распространении на телеканале СТС – Тамбов рекламного ролика детского центра «Маришка» (г. Тамбов, ул. Гастелло, д. 65 Б) без соответствующей лицензии на образовательную деятельность.

В результате рассмотрения поступивших материалов было установлено, что в октябре 2017 года на телеканале СТС – Тамбов распространялась реклама детского центра «Маришка» с предложением услуг по подготовке детей к школе, раннему развитию, рекламировались услуги логопеда, курсов английского языка и др.

Указанные услуги являются образовательными. В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

При этом, по сообщению Управления образования и науки Тамбовской области, у данного детского центра отсутствует лицензия на осуществление образовательной деятельности.

В отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную деятельность в указанном центре, было возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Индивидуальный предприниматель рекламировал оказание лицензируемого вида деятельности, не имея на него лицензии. В связи с изложенным, реклама детского центра «Маришка» была признана ненадлежащей.

 

Реклама строительной компании «Элвис-М» признана ненадлежащей

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  при осуществлении государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что на рекламной конструкции, расположенной над забором строящегося многоэтажного дома по адресу: г. Тамбов, ул. Свободная, д. 8 размещалась реклама с информацией  следующего содержания: «Современник» Жилой комплекс. Срок сдачи III-IV квартал 2018 года ООО «Элвис-М» (долевое строительство Свободная, д. 8) 8-953-12-12-155, 8-(9027)-30-00-99, e-mail: otdel_prodag@ro.ru, www.novostroyka-Tambov.ru».

Лицом, заинтересованным в распространении указанной рекламы является строительная организация ООО «Элвис-М».

В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о рекламе, реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

В вышеуказанной рекламе сообщалось о возможности привлечения денежных средств для строительства многоэтажного дома на улице Свободной города Тамбова, однако, сведений о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, а также фирменное наименование (наименование) застройщика в рекламе отсутствовали.

Реклама была признана не соответствующей требованиям части 7 статьи 28 Закона о рекламе.

Законный представитель ООО «Элвис-М» вызван на составление и подписание протокола по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

 

Реклама строительного магазина «Аксон» нарушает требования Закона о рекламе

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области  было установлено, что в помещении магазина «АКСОН» (бывший магазин «СТРОЙДЕПО») по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 194 «Б» распространялась реклама стимулирующего мероприятия «Играй с АКСОН» Выиграй АВТОМОБИЛЬ!». Указанная реклама сопровождалась изображением автомобиля KIA SOUL, а также другими подарками.

В соответствии со статьей 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны:

  1. сроки проведения такого мероприятия;
  2. источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В вышеуказанной рекламе не были указаны сроки проведения данного мероприятия, источник информации об организаторе, правила проведения мероприятия, сроки, место и порядок их получения, следовательно, данная реклама распространялась с нарушением требований статьи 9 Закона о рекламе.

В отношении ООО «Формат» - лица, в чьих интересах распространялась данная реклама, возбуждено административное производство по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

 

В рекламе автошколы «ГАРАНТ», размещавшейся в социальной сети «ВКонтакте» содержатся признаки нарушения Закона о рекламе

 

Тамбовское УФАС России в феврале 2018 года возбудило дело по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении ООО «ГАРАНТ».

Было установлено, что в новостной ленте социальной сети «ВКонтакте» в группе «Подслушано в Тамбове» размещается реклама автошколы «ГАРАНТ» с указанием на то, что только в данной автошколе «самые лучшие преподаватели», «самые опытные инструкторы». Однако, указаний на основании каких данных сделан такой вывод, в рекламе не содержится.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности. Для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» перед другими продавцами необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.

Рассматриваемая реклама создает впечатление, что данная автошкола, указавшая в рекламе сравнительную характеристику, путем употребления слов «самые», «лучшие» обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим автошколам.

С учетом изложенного, в данной рекламе усматриваются признаки нарушения  пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

За нарушение требований части 3 статьи 5 Закона о рекламе (недостоверная реклама) ответственность несет рекламодатель.

 

В рекламе ресторана «ФИЛИН», размещавшейся в сети Интернет усматриваются признаки нарушения рекламного законодательства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление физического лица о распространении рекламы алкогольной продукции ресторана «Филин» в сети «Интернет».

В результате рассмотрения материалов заявления было установлено, что при переходе на адрес сайта https://darlion.ru/t/tambov в разделе «Еда» (https://darlion.ru/category/2) размещается рекламная акция ресторана «Филин» следующего содержания: «Скидка 50% на все меню крафт-пива и гренки от собственной пивоварни при ресторане «Филин» всего за 69 руб».

Пунктом 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Хотелось бы отметить, что в соответствии с разъяснениями ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15, <…не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров…. Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются>.

В рассматриваемом случае установлено, что сайт https://darlion.ru/t/tambov зарегистрирован на индивидуального предпринимателя. При этом, он не является ни производителем, ни продавцом рекламируемых товаров. С учетом изложенного, при распространении вышеуказанных рекламных акций усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

 

Кроме того, при детальном рассмотрении указанной акции было установлено, что  в нижней части страницы рекламной акции ресторана «Филин» в разделе «Фото» размещалась реклама с указанием перечня предлагаемых напитков – пива, а также утверждением, что «Наше пиво стройнит и лечит! Мы не пастеризуем Пиво, Мы не добавляем в пиво консерванты. Мы - преемники вековых европейских традиций пивоварения! «Пить надо в меру» Мера – «старорус.» единица объема, равная 26,24 литра».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В вышеуказанной рекламе использована фраза «наше пиво стройнит и лечит».

Поскольку данная реклама содержит утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического и эмоционального состояния, в указанной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

 

По факту нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе (распространение рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонентов на получение рекламы) возбуждено 4 дела, 2 дело рассмотрено, 2 дела находятся в стадии рассмотрения.

 

Нарушение рекламного законодательства выразилось в направлении на абонентские номера заявителей рекламных смс-сообщений, при этом абоненты не давали предварительного согласия на получение данной рекламы.

Номера телефонов, с которых были отправлены указанные смс-сообщения, принадлежат операторам сотовой связи ПАО «ВымпелКом», ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», которые предоставили указанные номера физическим и юридическим лицам на основании договоров оказания услуг связи. В отношении данных лиц, распространивших рекламные сообщения, возбуждаются дела, операторы связи привлекаются к участию в рассмотрении дела, как правило, в качестве заинтересованных лиц. Впоследствии при невозможности установления лица, распространившего рекламу, антимонопольным органом может быть выдано предписание оператору связи с целью пресечения распространения ненадлежащей рекламы.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Данный принцип (предоставления абонентом предварительного согласия на получение рекламы) является универсальным по отношению к любым существующим в настоящий момент, а также могущим появиться в будущем способам донесения рекламной информации.

Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58). Вместе с тем, согласие абонента на получение рекламы должно, во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во-вторых – должно быть выражено явно (Постановление АС МО от 27.08.2015 года № Ф05-11160/2015 по делу № А40-5209/15).

Следовательно, перед тем, как направлять какие-либо сообщения рекламного характера адресату, необходимо убедиться в достоверности номера телефона, а именно: принадлежит ли он лицу, который давал данный номер телефона. Если физическое лицо указало неправильный номер телефона, то отправление смс на данный номер является основанием для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.3КоАП РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2013 N 09АП-37235/2012-АК N А40-114200/12-122-633).

Довод о том, что компания (в случае смены владельца номера телефона) не имеет возможности удостовериться в принадлежности конкретного телефонного номера конкретным лицам (которые дали предварительное согласие на получение рекламы) – не является основанием для освобождения рекламодателя от административной ответственности.

 

Напоминаем, что за нарушение требований рекламного законодательства для субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена замена административного штрафа на предупреждение.

Для:

- лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП),

- юридическим лицам, а также их работникам.

Наказание в виде предупреждения назначается при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Нарушение совершено впервые;

2. Не причинен вред или отсутствует угроза его причинения:

  • жизни и здоровью людей,
  • объектам животного и растительного мира,
  • окружающей среде, объектам культурного наследия
  • безопасности государства,
  • угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. Отсутствует имущественный ущерб.

 

 

Наверх