Доклад на тему: "Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и основные особенности его ведения"
15 февраля 2024, 16:10
Тип документа:
Доклады

Реестр недобросовестных поставщиков, основные особенности ведения реестра недобросовестных поставщиков, в каких случаях сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) подлежат включению в Реестр, а в каких — нет.

В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вносят сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, и о поставщике (подрядчике, исполнителе), который не исполнил (исполнил ненадлежащим образом) условия контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) ведет Федеральная антимонопольная служба. Ознакомиться с реестром может каждый желающий: он опубликован в открытой части Единой информационной системы (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит».

Список недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов.

Направление информации в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, Заказчику грозит административная ответственность.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации № 1078 от 30.06.2021.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Уклонение от заключения контракта.

Участник, признанный победителем закупки, признается уклонившимся от заключения контракта, если он в установленные сроки (ч. 11 ст. 31, ч. 6 ст. 51, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

         не подписал контракт или не разместил в ЕИС протокол разногласий;

  не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (при наличии такого требования);

не выполнил антидемпинговые требования (при необходимости);

отказался от снижения цены в случае, когда при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участник завысил нормативно установленную предельную цену.

         Важно! Участника, с которым контракт заключается при уклонении победителя, тоже можно признать уклонившимся. Если он не отозвал заявку, такой участник обязан заключить контракт. Отзыв заявок, которым присвоены первые три порядковых номера, не допускается (п. 2 ч. 9 ст. 43, ч. 6, 7 ст. 51 Закона о контрактной системе).

 

Расторжение контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или при одностороннем отказе стороны контракта от его исполнения согласно гражданскому законодательству.

Важно! Если контракт расторгнут по соглашению сторон, сведения об участнике закупки  в РНП не включат. Это следует из положений ч. 2 ст. 104 44-ФЗ.

Расторжение контракта в одностороннем порядке имеет нюансы. Например, в отдельных ситуациях заказчик обязан расторгнуть контракт, а в некоторых - вправе это сделать.

 Заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе. Вот самые распространенные из них (п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:

а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки  и (или) поставляемому товару (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона). Исключение — это если в ходе исполнения контракта сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включили в РНП, а при проведении закупки было установлено требование по ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе;

б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем закупки

 

Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке только в тех случаях, которые указаны в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Кроме того, это право заказчика должно быть закреплено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Так, Заказчик вправе расторгнуть контракт, если поставщик (подрядчик, исполнитель) допустил следующие нарушения:

не передал товар (п. 1 ст. 463 ГК РФ);

поставил товар без необходимых документов, например без технического паспорта, и в установленный заказчиком срок не устранил этот недостаток (ст. 464 ГК РФ);

неоднократно нарушались сроки поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ);

нарушились сроки выполнения работ, и это повлекло потерю интереса заказчика к исполнению контракта (п. 3 ст. 708 ГК РФ);

не приступил к выполнению работ вовремя или проводил их настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно (п. 2 ст. 715 ГК РФ);

не устранил в определенный заказчиком срок недостатки выполненных работ либо эти недостатки существенны и неустранимы (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Если в контракте закреплена возможность одностороннего отказа от его исполнения по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, этим правом может воспользоваться как заказчик, так и поставщик (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).

 

         Чтобы расторгнуть контракт в одностороннем порядке, заказчик должен соблюсти установленную процедуру.

         Важно! Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты, когда заказчик надлежащим образом уведомил поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении отказаться от его исполнения. Надлежащим уведомлением считается дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

Если в десятидневный срок поставщик устранит нарушение и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить свое решение. Данное правило не действует при повторном нарушении условий контракта (ч. 13, 14 ст. 95 44-ФЗ).

По общему правилу подать обращение о направлении сведений о включении в РНП и остальные документы Заказчику необходимо в территориальный орган ФАС России по месту своего нахождения.

         При проведении электронных процедур обращение формируется по форме согласно приложению N 1 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подписывается   и направляется с использованием ЕИС в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 44-ФЗ.

         Сроки направления обращения:

- в день размещения в единой информационной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта;

- не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом;

- не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

         Кроме того, Заказчик может самостоятельно представить дополнительные документы, которые необходимы для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств.

         Направленное обращение нельзя отозвать.

Если Заказчик пропустит срок направления обращения или не направит его, должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Антимонопольный орган возвращает обращение Заказчику если оно подано не по форме или отсутствуют обязательные документы и информация.

 

Стороны вправе участвовать в заседании комиссии контрольного органа. Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии антимонопольного органа информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

 Для участия понадобится доверенность для представителя или приказ о назначении руководителя.

Принять участие в заседаниях ФАС России, ее территориального органа можно дистанционно.

По итогам рассмотрения обращения и проведения проверки комиссия антимонопольного органа включает сведения в РНП или отказывает в этом. Если выявлены нарушения, то при необходимости выдается предписание (пп. "б" п. 13 Правил N 1078).

 

В каких случаях антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении в Реестр

Если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта, то орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки  в реестр, если в результате проведения проверок:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Если основанием для направления обращения является расторжение контракта Заказчиком, то орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Для возникновения таких правовых последствий как признание поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестным контролирующий орган в сфере закупок выясняет все обстоятельства, определяет вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Сведения, направленные Заказчиком, антимонопольный орган должен рассмотреть и принять решение не позднее восьми рабочих дней с даты их поступления.

Решения антимонопольный орган изготавливает в течение трех рабочих дней со дня, следующего за датой его вынесения и направляет сторонам по делу.

 

Информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которая вносится в реестр недобросовестных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.

Решение о включении либо невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Также необходимо отметить, что при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 настоящей статьи (Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством), заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 настоящего Федерального закона с учетом положений части 18 настоящей статьи, и после предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.

При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 настоящего Федерального закона) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с настоящей частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 настоящего Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо если по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с установлением в данном решении факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

 

Статистика:

В 2023 году рассмотрено 123 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (2022 год – 126), из них в 57 случаях принято решение о включении представленных заказчиками сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, по 66 обращениям было отказано во включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием в действиях хозяйствующих субъектов недобросовестного поведения как при заключении контракта, так и при его исполнении.

Всего по состоянию на 31 декабря 2023 года в реестре недобросовестных поставщиков содержится 133 записи о недобросовестных поставщиках, включенных по решению Тамбовского УФАС России (2022 год – 143).

Из общего количества записей, находящихся в реестре недобросовестных поставщиков: 119 записей внесено в результате одностороннего расторжения, 12 записей в связи с уклонением от заключения контракта и 2 записи по решению суда.

 

Наверх