Доклад на тему: "Правоприменительная практика законодательства о контрактной системе Тамбовским УФАС России за 2023 год"
15 февраля 2024, 16:02
Тип документа:
Доклады

 

Деятельность Тамбовского УФАС России по осуществлению контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в рамках предоставленных полномочий осуществляется по следующим направлениям:

 1) рассмотрение жалоб участников закупок в соответствии со статьями 105 и 106 Закона о контрактной системе;

 2) осуществление плановых и внеплановых проверочных мероприятий в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе;

 3) рассмотрение обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений в отношении исполнителей контрактов в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе;

4) привлечение к административной ответственности виновных должностных и юридических лиц за нарушения законодательства о контрактной системе (статьи 7.29 – 7.32, 7.32.5, часть 7 статьи 19.5, 19.7.2 КоАП РФ).

В 2023 году в Тамбовское УФАС России поступило 199 жалоб от участников закупок (2022 год – 180 жалоб). Из 159 рассмотренных жалоб признаны обоснованными (частично обоснованными) 57, что составило 35,8% от общего количества рассмотренных жалоб (в 2022 году - 32 %).

Наибольшее количество жалоб подается на заказчиков областного уровня – рассмотрено 102 жалобы из которых обоснованными признана 31 жалоба. На действия муниципальных заказчиков было рассмотрено 36 жалоб, а обоснованными признаны 18 жалоб (т.е почти 50% от общего количества рассмотренных жалоб).

По-прежнему большое количество жалоб поступает от так называемых профессиональных жалобщиков, которые не преследуют цели участия в закупочных процедурах.

В целях пресечения случаев злоупотребления отдельными лицами, направляющими жалобы, правом отзыва жалобы по закупкам, проводимым в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, территориальным органам ФАС России поручено проводить внеплановые проверки на основании информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

С целью борьбы с профессиональными жалобщиками в 2024 году при приеме жалоб участников закупок антимонопольные органы будут учитывать соответствие заявителей специальным требованиям, предъявляемым к участникам. В частности, проверять наличие лицензии или членства в СРО. В случае их отсутствия ведомство будет отказывать в принятии жалобы к рассмотрению по существу, поскольку в данных ситуациях права и законные интересы заявителя просто не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля.

Ранее Минфин России также указывал, что несоответствие заявителя специальным требованиям участника закупки является для контрольного органа основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу в соответствии с подп. "а" п. 2 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе.

Предполагается, что данная мера позволит пресечь случаи злоупотребления правом на обжалование закупок и заметно снизит нагрузку на ведомство.

В 2023 году за нарушения законодательства о контрактной системе было возбуждено 242 дела об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе в 2023 году вынесено 64 постановлений о наложении штрафа (в 2022 году - 61) и 133 предупреждений. Прекращено 45 административных дел, из них 12 в виду малозначительности совершенного административного правонарушения. Общая сумма наложенных штрафных санкций за нарушения законодательства о контрактной системе составила 1 млн. 266 тыс. руб. (2022 год - 1 млн. 77 тыс. руб.). Сумма уплаченных штрафов на 31 декабря 2023 года составила 680 тыс. руб., из них 538 тыс. руб. с учетом 50% скидки.

 

Наверх