Доклад на тему: "Практика контроля законодательства о рекламе"
15 февраля 2024, 16:00
Тип документа:
Доклады

Доклад специалиста-эксперта

отдела регулирования деятельности естественных монополий

и рекламного контроля

Рябовой К.С.

На тему: Практика контроля законодательства о рекламе

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38- ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается:

- информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

- информация, адресованная неопределенному кругу лиц;

- информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

3 слайд

В 2023 году возбуждено 49 дел (в 2022 году – 36) по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. По результатам рассмотрения дел вынесено 47 решений о признании рекламы ненадлежащей, 2 дела прекращено.  Рост количества дел обусловлен ростом количества поступивших обращений.

В 2023 году наибольшее количество выявленных нарушений фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи – 32,6 % от всех выявленных нарушений.

Количество выявленной недостоверной рекламы по сравнению с предыдущим периодом снизилось и составило 4,95 %.

В 2023 году возбуждено 18 административных дел по факту нарушения требований Закона о рекламе, вынесено 11 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено штрафов на сумму 612 тыс. руб.

Реклама финансовых услуг

 

С 23.10.2023 вступили в силу изменения в статью 28 Федерального закона «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 Nº 359-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, согласно новой редакции части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.
Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного
Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, с 23.10.2023 в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа).

При этом норма части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, содержит указание на необходимость расчета диапазона полной стоимости потребительского кредита именно потребительского кредита (займа), соответственно с 23.10.2023 требование об указании в рекламе диапазонов значений полной стоимости потребительского кредита при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Рис. 2 Реклама финансовых услуг

В 2023 году фиксировались нарушения части 1 и 2 статьи 28 в Закона о рекламе в редакции действующая до 23.10.2023.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ).

 Так, в рассматриваемой рекламе финансовых услуг отсутствует наименование юридического лица, оказывающие эти услуги, а также отсутствуют все условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 375-ФЗ).

Рис. 3 Недостоверная реклама

Согласно ч. 1 ст. 5 реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлено, чтр недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Так, Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе в августе 2023 года установлено, что при входе в помещение магазина с боку на внешней стене размещена рекламная конструкция следующего содержания: «Лучшая цена. Обувь, брюки, портфели, пакеты, ремни, кроссовки, масхалаты, трусы, рубашки, майки, кошельки, чехлы для телефонов, шапки, платки».

В рекламе магазина содержится следующее утверждение: «Лучшая цена».

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, для утверждения в рекламе «самый», «лучший», «первый» необходимо наличие оснований, позволяющих судить о данном превосходстве.

Рассматриваемая реклама создает впечатление, что указание в рекламе сравнительной характеристики, путем употребления слова «лучшая цена» обладает более высокими достоинствами и преимуществами по отношению к другим ценам конкурентов.

Вместе с тем, указанная реклама не содержит критерия, по которому осуществлялось сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Таким образом Комиссия Тамбовского УФАС России приняла решение, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, поскольку нарушает пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Хозяйствующий субъект привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 4 (четырех) тысяч рублей. Штраф оплачен в полном объеме.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Так, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление о рекламном смс-сообщении магазина «Пятерочка», содержащего недостоверные сведения.

В период с 4 июля 2023 года по 10 июля 2023 года ООО «Агроторг» в соответствии с правилами программы лояльности «Х5 Клуб» запустило акцию, направленную на формирование и увеличение лояльности участников (держателей карт «Х5 Клуб») к программе, а именно: за покупку любого сыра Sveza до 10.07.2023, начислялись 400 баллов на карту лояльности Участника.

4 июля 2023 года при приобретении заявителем в акционный период творожного сыра Sveza в магазине «Пятерочка» ему не были начислены 400 баллов, начислено было только 11 баллов.

Поскольку данная рекламная информация не соответствовала действительности о начислении 400 баллов за покупку сыра Sveza в магазине «Пятерочка», рассматриваемая реклама являлась недостоверной.

11 октября 2023 года Тамбовского УФАС России признала незаконным распространение рекламы магазина «Пятерочка». Нарушение прекращено.

ООО «Агроторг» привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 100 (ста) тысяч рублей. Штраф оплачен в полном размере. ООО «Агроторг» решение и постановление Тамбовского УФАС России не обжаловало.

Рис. 7 Реклама в информационно-коммуникационной сети «Интернет»

 

С 01.09.2022 в Федеральном законе «О рекламе» появилась статья 18.1, установившая требования к порядку размещения рекламы в сети «Интернет». Статья 18.1 Федерального закона «О рекламе» посвящена вопросам учета рекламы в сети «Интернет», а также определенным требованиям к порядку размещения рекламы в сети «Интернет» и порядку передачи сведений в систему учета рекламы в сети «Интернет».

Компетенция антимонопольных органов по контролю за соблюдением статьи
18.1 Федерального закона «О рекламе» относительно порядка размещения рекламы в сети «Интернет» ограничена частью 16 данной статьи.

Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама».

При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой.

Кроме того, согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» в любой рекламе в сети «Интернет» также должно быть также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы. Такое указание может быть выполнено или в виде наименования юридического лица — рекламодателя (фамилии, имени, отчества физического лица), или в виде ссылки на сайт (страницу сайта) с данными о рекламодателе, также в рекламе могут быть размещены оба вида таких сведений.

Рассмотрим следующее рекламное дело.

В Тамбовское УФАС России поступило обращение гражданина по поводу рекламы, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в телеграмм-канале содержащей признаки нарушения Закона о рекламе.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя. Так же стоит отметит, что информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемым лицом, является рекламой.

В рассматриваемой рекламе дано описание мероприятия с указанием конкретного лица, что позволяет выделить конкретные мероприятия и их организаторов, сформировать к ним интерес с целью их продвижения на рынке, информация обладает распознаваемостью для потребителя. Кроме того, по своему содержанию рассматриваемая реклама, размещенная в телеграмм-канале, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, в связи с тем, что телеграмм-канал является открытым каналом и информацию видят не только подписчики данного канала, но и любые другие пользователи информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, рассматриваемая информация попадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками — распространена в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны посетителей сети «Интернет» к услуге бесплатного вебинара для похудения.

Соответственно, размещение рекламы в сети "Интернет" должно сопровождаться пометкой "реклама". При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети "Интернет" не предусмотрено данной нормой.

В рассматриваемой рекламе в телеграмм-канале, отсутствует пометка "реклама", что не соответствует требованиям ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе.

Что не будет рекламой в интернете?

  • Информация о своих товарах, акциях новостях компании на своем сайте и в социальных сетях в обычном едином стиле;
  • Информация, не содержащая объект рекламирования*, не направленная на продвижение товара на рынке и не формирующая интереса к товару;
  • Информация о спонсорах и партнерах в виде обычных логотипов в специальном разделе сайта в обычном, едином стиле;
  • Отзывы о товаре в специальном разделе сайта;
Наверх