Доклад на тему: «Соблюдение требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
15 февраля 2024, 15:54
Тип документа:
Доклады

Тема моего сегодняшнего выступления:

«Соблюдение требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Требования законодательства Российской Федерации при закупках отдельными видами юридических лиц товаров, работ, услуг регламентируются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Тамбовское УФАС России осуществляет антимонопольный контроль за проведением обязательных в силу закона торгов, в том числе и при проведении закупок в соответствии с законом 223-ФЗ.

Антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно ч. 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.

 

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

 

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

 

 Закон о закупках в части 10 статьи 3 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Жалобы по иным основаниям при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации могут быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные Главой 9 Закона о защите конкуренции.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Кроме того, частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определен круг заявителей, которые вправе подать жалобы на действия субъектов, указанных в ч. 1 данной статьи.

При обжаловании процедуры торгов и порядка заключения договоров к таким лицам относятся лица, которые подали заявки на участие в торгах. При этом жалоба может быть подана также и иными заинтересованными лицами в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, и такие нарушения могут ущемлять или нарушают права и законные интересы заявителя, в частности препятствуют подаче им заявки на участие в торгах.

В случае если жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в такой жалобе нет ссылки на нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, антимонопольный орган должен рассмотрение такой жалобы прекратить, оставить ее без рассмотрения.

 

Справочно: В 2023 году в Тамбовское УФАС России поступило в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции - 13 жалоб на действия Заказчиков при проведении торгов (в 2022 году – 22 жалобы), из которых 7 признаны обоснованными, 5 необоснованными, рассмотрение 2 жалоб прекращено.

 

При обращении в Тамбовское УФА России Заявителя жаловались на действия учреждений здравоохранения и образования, на действия акционерных обществ и иных хозяйствующих субъектов. (К примеру, были рассмотрены жалобы на ПАО «Электроприбор», АО «Газпром газораспределение Тамбов», ПАО «Россети Центр», Тамбовский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, АО «Корпорация «Росхимзащита» и т.д.).

Пример:

ООО «Электронприбор» (ранее и далее - Заявитель) обратилось в Тамбовское УФАС России с жалобой на ПАО «Россети Центр» - «Тамбовэнерго». В качестве доводов общество указало, что Закупочной комиссией некорректно применен приоритет происхождения товара и, соответственно, неправильно определен победитель запроса котировок.

Согласно извещению предметом закупки являлась  поставка товара.

Порядок предоставления преимущества установлен пунктом 2 Правил № 925: при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

ООО «ЭЛЕКТРОНПРИБОР» предложен к поставке товар производителя   производства Беларусь по цене 2 510 118,00 рублей (с учетом НДС). Таким образом, закупочная комиссия Заказчика была обязана при оценке заявок снизить цену ООО «ЭЛЕКТРОНПРИБОР» на 15%.

Не предоставив заявке подателя жалобы преимущество, предусмотренное Правилами № 925 комиссия Заказчика нарушила ч. 1 ст. 2 Закона о закупках и п 4.5.4 Положения о закупках и неправомерно определила победителя.

 

 

Наиболее частые нарушения, совершаемые заказчиками (организаторами торгов) при организации и проведении закупок по 223-ФЗ.

 

Как показывает практика наиболее частыми нарушениями в последнее время являются нарушение сроков размещения информации и нарушение порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

  1. Нарушение сроков размещения информации

Обеспечение информационной открытости закупочного процесса является одним из основополагающих принципов Федерального закона № 223‑ФЗ. Поэтому сроки размещения сведений в единой информационной системе достаточно четко регламентированы. Однако заказчики часто нарушают требование о раскрытии той или иной информации, размещая ее с опозданием либо не публикуя вовсе.

Помимо своевременной публикации положения о закупке и его изменений, а также планов закупки заказчикам следует знать:

Информация должна быть размещена именно в единой информационной системе, а, например, не на сайте заказчика или электронной торговой площадке, на которой производится закупка. Не только извещение и конкурсную документацию, но и изменения в конкурсную документацию, разъяснения данной документации, а также все протоколы, составленные в ходе закупки подлежат размещению. Иначе произойдет нарушение действующего законодательства и как следствие аннулирование торгов.

Не обеспечение размещения информации может привести к ограничению числа участников закупки и нарушению прав лиц, которые желали подать заявку на участие в закупке, но в силу несвоевременного или неполного размещения информации о такой закупке, не смогли этого сделать.

 

Кроме того, сведения о заключенных договорах должны раскрываться в полном объеме.

Согласно п. 19 ст. 4 Закона о закупках заказчику не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, необходимо разместить:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Пунктом 21 статьи 4 Закона о закупках для Заказчиков установлена обязанность размещения информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, - размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

 

За совершение нарушений порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц статьей 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

Всего за 2023 год за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) рассмотрено 26 административных дел, из них за нарушение сроков размещение или неразмещение информации о закупках – 17 дел, наложено штрафов всего на сумму 235 500 рублей.

 

 

  1. (Наиболее частое нарушение) Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Кроме того, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности запрещается создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, а также нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

 

 

Таким образом, подводя итоги можно сделать вывод, что

 

Осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ)

9.1.

Положение о закупке, изменения, вносимые в положение о закупке, размещались в ЕИС несвоевременно

Нарушение требований ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП

9.2.

Информация и документы о заключенном договоре, информация о результатах исполнения договоров в реестр договоров вносились несвоевременно либо не вносились

Нарушение требований ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП или ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП

9.3.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещался в ЕИС на период - один год либо не размещался

Нарушение требований ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП

9.4.

Протокол, составленный в ходе закупки, размещался в ЕИС несвоевременно

Нарушение требований ч. 12 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП

9.5.

Ежемесячная отчетность в ЕИС не размещалась или размещалась с нарушением установленного срока

Нарушение требований ч. 19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП или ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП

9.6.

При невыполнении обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации, либо неразмещения информации о годовом объеме закупок у СМСП, после 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, осуществлялись закупки в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ

Нарушение требований ч. 8.1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП

9.7.

Информация о годовом объеме закупки у СМСП размещалась в ЕИС несвоевременно

Нарушение требований ч. 21 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ

ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП

9.8.

Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществлялись у СМСП, в ЕИС не размещался

Нарушение требований п. 10 р. I постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Постановление N 1352)

ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП

9.9.

Годовой объем закупок у СМСП составлял менее 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок

Нарушение требований п. 5 Постановления N 1352

нет

 

 

Наверх