Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четвертковой Т.В. на тему: «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и основные особенности его ведения»
16 февраля 2023, 15:00
Тип документа:
Доклады

О Реестре недобросовестных поставщиков, об основных особенностях ведения реестра недобросовестных поставщиков.

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными.

Реестр недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе — это своеобразный «черный список». Если компания попадает в него, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включают в извещение о закупке требование, чтобы участника не было в реестре

Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их.

Направление информации в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Следует отметить, что с 01.07.2021 этот порядок регламентирует постановление Правительства № 1078 от 30.06.2021 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)…».

1. Какие основания для направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ

Реестр недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе содержит информацию об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

В реестр недобросовестных поставщиков направляется информация:

 - при уклонении участника закупки от заключения контракта,

- в случае расторжения контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда,

- в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий исполнения контракта.

По общему правилу подать обращение и остальные документы Заказчику необходимо в территориальный орган ФАС России по месту своего нахождения (п. 3 Правил N 1078).

Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что документы Заказчиком нужно направить в течение двух рабочих дней:

• с даты составления протокола об уклонении от заключения контракта;

• с даты вступления в силу решения суда о расторжении контракта (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Узнать эту дату можно в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/);

• с даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-03-08/70001).

При проведении электронных процедур Заказчик формирует обращение, подписывает и направляет его с использованием ЕИС (п. 4, п. 9 Правил N 1078).

Если Заказчик пропустит срок направления обращения или не направит его, должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Антимонопольный орган возвращает обращение Заказчику если оно подано не через ЕИС.

Как принять участие в заседании комиссии ФАС России

Стороны вправе участвовать в заседании комиссии контрольного органа. Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии антимонопольного органа информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

Для участия понадобится доверенность для представителя или приказ о назначении руководителя.

Принять участие в заседаниях ФАС России, ее территориального органа можно дистанционно. Этот порядок в настоящее время является приоритетным.

По итогам рассмотрения обращения и проведения проверки комиссия антимонопольного органа включает сведения в РНП или отказывает в этом. Если выявлены нарушения, то при необходимости выдается предписание (пп. "б" п. 13 Правил N 1078).

В каких случаях антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении в Реестр.

Если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта, то орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Если основанием для направления обращения является расторжение контракта Заказчиком, то орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

ненадлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Для возникновения таких правовых последствий как признание поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестным контролирующий орган в сфере закупок выясняет все обстоятельства, определяет вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Исходя, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.

Сведения, направленные Заказчиком, антимонопольный орган должен рассмотреть и включить в РНП не позднее восьми рабочих дней с даты их поступления.

Копию принятого решения антимонопольный орган направит в адрес сторон в течение трех рабочих дней со дня, следующего за датой его вынесения (п. 3 , пп. "а" п. 16 Правил N 1078).

С 1 апреля 2022 г. при проведении электронных закупок контрольный орган вместо направления самого решения публикует в ЕИС уведомление о размещении в ней решения и предписания (при наличии) (п. 4 , пп. "а" п. 16 Правил N 1078).

При принятии антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП вносится следующая информация.

Информация, которая находится в реестре недобросовестных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают: название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.

В целях исключения из реестра информации, предусмотренной частью 3 статьи 104 Федерального закона Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе направить обращение в орган контроля, включивший информацию в РНП по форме согласно приложению №5 Правил 1078 на бумажном носителе приложив к нему:

• решение суда или указание на адрес страницы официального сайта суда в сети Интернет (если решение выполнено в форме электронного документа)

• информацию, подтверждающую невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

Орган контроля регистрирует обращение, рассматривает и принимает решение не позднее 5 рабочих дней со дня следующего за днем поступления обращения.

Согласно ч. 11 ст. 104 44-ФЗ включение в РНП информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в РНП информация, неисполнение действий, предусмотренных ч. 9 ст. 104, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке в Арбитражный суд.

Следует отметить, что решение о включении либо невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Также необходимо отметить, что при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теперь немного статистики:

В 2022 году рассмотрено 126 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (2021 год – 105), из них по 79 обращениям принято решение о включении представленных заказчиками сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года, по 47 обращениям было отказано во включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с отсутствием в действиях хозяйствующих субъектов недобросовестного поведения как при заключении контракта, так и при его исполнении.

Всего по состоянию на 31 декабря 2022 года в реестре недобросовестных поставщиков содержится 143 записи о недобросовестных поставщиках, включенных по решению Тамбовского УФАС России (2021 год – 119).

Из общего количества записей, находящихся в реестре недобросовестных поставщиков: 123 записей внесено в результате одностороннего расторжения, 16 записей в связи с уклонением от заключения контракта и 4 записи по решению суда.

Особое внимание при осуществлении контрольных мероприятий Тамбовское УФАС России уделяет осуществлению закупок в рамках реализации национальных проектов. За неисполнение бюджетных закупок хозяйствующие субъекты включаются в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

21.11.2022 Тамбовское УФАС России приняло решение о включении сведений об ООО «Дон Строй Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения сведений в «чёрный список» послужило неисполнение обществом своих обязанностей по ремонту школы в Мордовском районе.

МБОУ «Новопокровская СОШ» в рамках государственной программы «Развитие образования» планировало до конца сентября 2022 года отремонтировать свой филиал в д. Центральное отделение совхоза имени Ленина.

15.04.2022 по результатам аукциона был заключен муниципальный контракт с ООО «Дон Строй Сервис» на ремонт школы на сумму 43 093 736,00 рублей. Работы по контракту предусматривали 23 этапа. На дату истечения срока исполнения работ по контракту строительная готовность объекта составила примерно 35%. Из 23 этапов полностью были выполнены только 4 этапа – отремонтированы кровля, потолок, сделано отопление и произведены демонтажные работ. Отсутствие результата работ стало основанием для направления сведений в антимонопольный орган.

Повторно сведения об Обществе включены в реестр недобросовестных поставщиков в связи с невыполнением им ремонта здания филиала МБУК «Сосновский районный Дом культуры». Данная закупка проводилась в рамках реализации национального проекта «Культура».

В реестр недобросовестных поставщиков было включено общество с ограниченной ответственностью «Тамбовский мясной двор» которое стало победителем 6 электронных аукционов на приобретение жилых помещений (квартир для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ООО «ТМД» выиграло аукционы в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», благодаря тому, что указало в заявке о наличии централизованной канализации в предлагаемых квартирах, расположенных в селе Беломестная Двойня. Однако, в указанном населенном пункте отсутствует централизованная канализация.

Учитывая, что ООО «ТМД» представлена недостоверная информация о наличии центральной канализации в предложенной квартире, управлением градостроительства и архитектуры Тамбовской области 25.11.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.09.2022 0164200003022002882 344701, заключенного с ООО «ТМД».

Обществу ограничено участие в бюджетных закупках сроком на 2 года.

В другом случае предприниматель из г. Рассказово, планировавший установить в г. Тамбове скамьи с вазонами, сорвал исполнение муниципального контракта.

Установлено, что в 2021 году в ходе народного голосования были отобраны три общественные территории, которые планировались благоустроить в 2022 году в городе Тамбове.

Подрядчиков определили в ходе аукционов, а предпринимателю из города Рассказово достались работы по благоустройству сквера в районе улицы Киквидзе.

МБУ «Дирекция благоустройства и озеленения» заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ в срок с 1 апреля до 1 июля 2022 года, стоимостью более 21 миллиона рублей.

Однако, предприниматель не спешил приступать к выполнению работ, тем самым проигнорировал обязательные для него условия договора.

Наверх