Доклад ведущего специалиста-эксперта отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Абанкина А.А. на тему: «Соблюдение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за 2022 год»
16 февраля 2023, 15:00
Тип документа:
Доклады

«Соблюдение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Так, в рамках осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2022 году в Управление поступила 21 жалоба на действия Заказчиков при организации закупок и на действия комиссии по рассмотрению заявок, поданных на участие в таких закупках. 

По результатам рассмотрения указанных жалоб:

6 жалоб признаны, обоснованными; 

10 жалоб признаны, необоснованными;

3 жалобы возвращены, по причине несоответствия требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы, рассмотрение 2-х жалоб прекращено.

Напомню, что правила направления и содержания жалобы на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей установлены пунктом 6 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым указано, что жалоба, подается в антимонопольный орган в письменной форме и должна содержать:
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а также соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Законом о закупках Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. 
Обжалование осуществляется только в следующих только в следующих 6 случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, пунктом 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Таким образом, любые участники торгов, желающие обжаловать действия Заказчика или закупочной комиссии, должны соблюсти вышеперечисленные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

При обращении в Тамбовское УФА России Заявителя жаловались в основном на осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. 

К сравнению: в 2021 году управлением рассмотрено 16 жалоб, 7 жалоб признаны обоснованными, 9 жалоб признаны необоснованными, 3 жалобы отозваны, 7 возвращены.

Как видно из приведенных статистических показателей количество поступивших в Тамбовское УФАС России жалоб в 2022 году увеличилось по сравнению с 2021 годом.

Анализ вынесенных решений по рассмотренным жалобам показывает, что основными нарушениями при проведении закупок, по прежнему, являются действия, выразившиеся в:
- необоснованном отклонении заявки участника закупки;
- а также в предъявлении требований, не предусмотренных документацией о закупке.

Более подробно о вынесенных решениях и причинах их принятия мы с вами сейчас ознакомимся:
И так:

Пример №1.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области рассмотрена жалоба участника закупки на действия Заказчик, который опубликовал в ЕИС извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по благоустройству земельного участка, переданного в безвозмездное пользование для создания «умной» спортивной площадки, начальная цена заключения договора – 18 840 240,00 руб.
Рассматриваемая закупка осуществлена в соответствии с требованиями Закона о закупках. 
В соответствии с частью 1 статьи 2 которого установлено, что заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 вышеуказанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (т.е.- Положением о закупках). 
Во исполнение указанной нормы Заказчиком было утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг. 
В соответствии с п. 2 ч. 7.3 Положения о закупках аукцион в электронной форме относится к конкурентным закупкам. 
Пунктами 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и п. 2 и п. 3 ч. 6.3 Положения о закупках Заказчика установлена обязанность заказчика установить в документации о конкурентной закупке требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик. 
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в нарушение вышеуказанных норм и Положения о закупках в извещении содержалась только ссылка на то, что заявка заполняется в соответствии с положением, однако такая ссылка не является надлежащим выполнением требований закона, поскольку такие требования должны быть установлены именно в закупочной документации. 
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. 
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. 
Таким образом, заказчик обязан был включить в документацию о закупке сведения, предусмотренные ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, что им сделано не было. 
По итогам рассмотрения жалоба была признана обоснованной, должностное лицо утвердившее документацию привлечено к административной ответственности. Выдано предписание об аннулировании закупки и всех ее результатов. 

Это был пример жалобы признанной обоснованной.

Теперь другой пример – жалоба признана не обоснованной.

ООО обратилось в Тамбовское УФАС России с жалобой, в качестве доводов общество указало, что несогласно с отклонением поданной заявки, считает, что указало верную цену договора, как требуется в соответствии с закупочной документацией  и регламентом ЭТП.
Согласно п. 1.5.4 извещения было установлено, что Участник закупки  указывает на ЭТП сумму единиц продукции с НДС, подаваемых в файле Ценового предложения (Форма 5). Там же установлено, что при несоблюдении этих требований Заявка Участника будет отклонена. 
Закупочной документацией было установлено, и соответствующее основание  отклонения заявки участника а именно, если:
заявка участника не соответствует требованиям, установленным в извещении о закупке.
В результате рассмотрения жалобы было установлено, что участники закупки должны были посредством функционала ЭТП указывать совокупную сумму единичных расценок на поставляемую продукцию.
Вместе с тем Заявитель в своей заявке в коммерческом предложении указал сумму единичных расценок – «172 491 930,00 рублей с НДС». 
А на ЭТП сумму единичных расценок указал иную - 3 953 222,40 с НДС».
Таким образом, участник закупки указал в своей заявке и на ЭТП различные суммы единичных расценок, в связи с чем, заявка общества была правомерно отклонена закупочной комиссией на основании требований закупочной документации.
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу о необоснованности довода жалобы о неправомерном отклонении заявки Заявителя и признала жалобу необоснованной.

Вот пара примеров из правоприменительной практики Тамбовского УФАС России на этом у меня всё.

 

Наверх