Доклад аместителя начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Поповой Н.В. на тему: «Практика контроля соблюдения законодательства субъектами естественных монополий»
16 февраля 2023, 15:00
Тип документа:
Доклады

В 2022 году Тамбовское УФАС России по статье 10 Закона о защите конкуренции рассмотрело дело в отношении ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» о нарушении антимонопольного законодательства которое было возбуждено по заявлению Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области и жителя п. Строитель.

Было установлено, что ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» необоснованно выставило потребителям в платежно-расчетных документах задолженность за услугу «горячее водоснабжение», мотивировав это истечением сроков поверки приборов учета.

При этом, фактически общество осуществило перерасчет по предыдущим периодам, обосновывая это тем, что показания приборов учета от граждан были приняты по ошибке.

В результате граждане не были своевременно информированы о выводе из учета установленных у них счетчиков. При этом, доводы граждан о работоспособности установленных счетчиков (что подтверждалось результатами поверки) ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» отклонило.

Указанными действиями ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» ущемило права и законные интересы неопределенного круга лиц, чем нарушило запрет ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольный орган выдал ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» за нарушение антимонопольного законодательства привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 498 514 рублей.

Решение и предписание антимонопольного органа было обжаловано в арбитражный суд и в настоящее время судебное разбирательство еще продолжается.

В 2022 году Тамбовское УФАС России доказало в суде правомерность принятых решений и штрафов в отношении и АО «Газпром газораспределение Тамбов» и АО «Тамбовские коммунальные системы».

1. В рамках дела в отношении АО «Газпром газораспределение Тамбов» Тамбовским УФАС России рассмотрена деятельность газораспределительной организации при оказании услуг по техническому обслуживанию газопроводов, не являющихся внутридомовыми.

Были установлены допускаемые обществом злоупотребления, а именно: установление монопольно высоких цен на свои услуги, а также технологически необоснованное навязывание избыточного объема оказанных услуг.

Анализ действий АО «Газпром газораспределение Тамбов» показал, что оно в договорах с потребителями устанавливало частоту осмотра состояния надземных газопроводов значительно чаще, чем минимально необходимо по ГОСТу, при этом никаких обоснований такой необходимости антимонопольному органу не представлено.

У Общества не было единого порядка (регламента) установления периодичности технического обслуживания объектов (систем) газораспределения и газопотребления, учитывающего степень износа, вид прокладки, степень опасности объектов и другие существенные факторы, связанные с техническим состоянием газового оборудования.

Также было установлено, что АО «Газпром газораспределение Тамбов» применяло практику направления потребителям для подписания акта приемки оказанных услуг до фактического оказания услуг.

Подобная практика (преждевременное направление документов о приемке работ) являлась общепринятой и применялась в отношении всех клиентов общества.  

Указанные действия ущемляли права и законные интересы потребителей, возлагая обязанности по реагированию на получение данных документов, а в случае их подписания лишали фактической возможности контролировать факт и качество оказанных услуг.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчику было выдано предупреждение о прекращении навязывания потребителям невыгодных условий договора на техническое обслуживание газового оборудования.

Предупреждение выполнено ответчиком в ходе рассмотрения дела, частота осмотра газопроводов отдельных потребителей снижена в 2 раза, что позволило снизить необоснованные расходы хозяйствующих субъектов и граждан на обслуживание принадлежащих им газопроводов, не относящихся к внутридомовым.

АО «Газпром газораспределение Тамбов» по результатам дела разработан единый порядок установления периодичности технического обслуживания объектов (систем) газораспределения и газопотребления, также снижена стоимость услуг по обходу газопровода, а плата за услугу по оформлению результатов обхода перестала взиматься.  

По результатам рассмотрения дела АО «Газпром газораспределение Тамбов» выдано предписание, которое оно исполнило. За допущенное нарушение АО «Газпром газораспределение Тамбов» было оштрафовано на 475 000 рублей. Штраф уплачен.

Суды трех инстанций признали законность и обоснованность решение антимонопольного органа в рамках дела А64-3185/2020.

2. Дело в отношении АО «Тамбовские коммунальные системы» о нарушении части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившееся в ущемлении интересов потребителей г. Тамбова на рынке водоснабжения и водоотведения действиями по необоснованному завышению начислений в квитанциях на оплату за услуги по водоснабжению, водоотведению.

Жители частного сектора г. Тамбова получили квитанции, содержащие необоснованные завышения платы за воду и водоотведение.

Было установлено, что АО «ТКС» в марте отказалось от услуг агента ("ЕРЦ") и приступило к самостоятельному выпуску платежных документов. В квитанциях за март не были учтены платежи, осуществленные потребителями за февраль, данные суммы были выставлены в квитанциях как задолженность, а потребителям, имеющим приборы учета воды, выставлены счета на оплату по нормативам.

Кроме того, гражданам, проживающим в индивидуальных домах, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения, АО «ТКС» выставило счета за оплату услуг водоотведения.

Указанными действиями АО «ТКС» ущемило права неопределенного круга лиц, чем нарушило запрет ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

АО «ТКС» выдано предписание о прекращении нарушения и устранении последствий его совершения.

АО «ТКС» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 11 594 881,88 рублей.

Суды трех инстанций признали законность и обоснованность решение антимонопольного органа в рамках дела А64-9681/2020.

Наверх