Доклад заместителя начальника отдела антимонопольного контроля деятельности хозяйствующих субъектов Вислобоковой Е.М. на тему: «Предупредительный антимонопольный контроль хозяйствующих субъектов на товарных рынках. Антимонопольный контроль за торгами».
16 февраля 2023, 15:00
Тип документа:
Доклады

Один из эффективных и наиболее распространенных инструментов борьбы с нарушениями АМЗ –  предупреждения. Это письменные требования о прекращении действий, отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и принятии мер по устранению последствий нарушения.

Рыночные отношения характеризуются постоянным столкновением экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности. В реалиях современной жизни важно, чтобы соперничество не перерастало в недобросовестную конкуренцию либо не создавались дискриминационные условия одними участниками рынка для других. 

Что такое недобросовестная конкуренция? 

В антимонопольном законодательстве она определена как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены:

- на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,

- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и

- причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Одними из видов недобросовестной конкуренции наиболее часто встречающимися в практике Тамбовского УФАС России является введение в заблуждение в отношении потребительских свойств товара.  

1. Первый пример пресечения, который я бы хотела привести, был рассмотрен в 1 полугодии 2022 года по обращению Банка России, указывающего на  признаки недобросовестной конкуренции индивидуальным предпринимателем  при оказании услуг ломбардов.

Установлено, что в магазине по ул. Носовской  г.Тамбова осуществляется скупка и обмен золотых украшений и вещей  от населения. В данном магазине осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель и позиционирует свое торговое предприятие как ломбард, размещая вывеску следующего содержания:   «СКУПКА ВАШ ЛОМ.БАРД».    Однако    данный магазин не имеет правового статуса ломбарда как это требуется в соответствии с действующим законодательством.  

Так, в силу норм Закона «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им   вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления,  а также  хранение вещей. 

Исходя из положений   названного закона  ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных  и информационных услуг.

В силу указанной нормы ломбарды не вправе осуществлять скупку и обмен старых золотых украшений на новые.

Юридическое лицо приобретает статус ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов. Без соблюдения данных требований   ни одно юридическое лицо в Российской Федерации,   не может использовать   слово "ломбард" или слова и словосочетания, производные от слова "ломбард".

Установлено, что магазин выявленного индивидуального предпринимателя   в государственном реестре действующих ломбардов не значится, и, следовательно,    ломбардом не является.

Следовательно, вывеска с информацией о названии магазина «СКУПКА ВАШ ЛОМ.БАРД» вводила потребителей в заблуждение относительно продавца услуги и создавала ложное представление о магазине как о ломбарде, которым он фактически не являлся, что было рассмотрено антимонопольным управлением  как  акт недобросовестной конкуренцией, запрет на которую установлен   статьей 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

В виду выявленных признаков нарушения Закона о защите конкуренции ИП     было выдано предупреждение  о прекращении:

- использования в названии данного магазина, а также  по другим адресам осуществления предпринимательской деятельности, сочетания слов «ЛОМ.БАРД» или  слов  и словосочетаний, производных от слова «ломбард», а также  демонтаж    всех вывесок (конструкций) с использованием сочетания слов «ЛОМ.БАРД», где ИП осуществляет  предпринимательскую деятельность.   

Предприниматель исполнил предупреждение Тамбовского УФАС России в установленный срок.

2. И еще один случай недобросовестной конкуренции из практики Тамбовского УФАС хочу привести в качестве примера.

При осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках было выявлено,  что магазин  «Алкобренд», осуществляющий деятельность по розничной реализации алкогольной продукции в г. Тамбове, по ул. Гоголя, д. 27 на своей витрине  магазина,   разместил вывеску со словосочетанием: «ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ».

Данная вывеска  доводит до неопределенного круга лиц информацию   о продаже в этом магазине  товаров и алкогольной продукции по оптовым ценам.  При этом,  алкогольная продукция реализуется в указанном магазине  в розницу  в соответствии с лицензией на розничную продажу алкогольной продукции.

В цену алкогольной продукции при ее розничной реализации включены издержки как оптового, так и розничного звена продажи товара, в связи с чем розничная цена в большинстве случаев при сопоставимых экономических условиях превышает оптовую цену.

Оптовая цена – цена товара, продаваемого крупными партиями (оптом), которая  ниже розничной в связи с экономией на торговых издержках.

Данное обстоятельство формирует у потребителей «привлекательность» оптовых цен, поэтому использование словосочетания «ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ» вызывает интерес потребителей к магазину путем формирования у них ошибочного мнения о реализации в нем алкоголя по оптовым ценам, которые бывают как правило ниже розничных.

Установлено, что цена реализуемого ООО «Алкобренд-М» алкоголя не является оптовой, а формируется путем начисления торговой надбавки к фактической отпускной цене производителя для реализации в ходе розничной продажи непосредственному потребителю. Фактически потребитель приобретает данный товар по розничной цене, а не по оптовой как заявлено продавцом магазина.

Посредством размещения подобных вывесок  недобросовестные продавцы   привлекают покупателей путем введения последних в заблуждение относительно цены реализуемых товаров.

У покупателей к данному магазину возникает отношение как к более доступному, дешевому. Такие действия  направлены на получение преимуществ на соответствующем товарном рынке, т.е. занятию   более выгодного положения  по отношению к иным магазинам, осуществляющим деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией.

Рассматриваемое противопоставление одного товара другому по ценовому критерию направлено на дискредитацию конкурентов, может задевать деловую репутацию конкурента, что противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Использование магазином «Алкобренд»  вывески «ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ»   может способствовать  оттоку клиентов у конкурентов – иных участников данного товарного рынка, расположенных в том числе в доступной близости. При этом отвлечение покупателей от конкурентов, ведущих добросовестную конкуренцию, приводит к тому, что у таких конкурентов создается потеря или уменьшение прибыли.

Рынок розничной продажи алкогольной продукции города Тамбова является конкурентным. Так. Розничную торговлю алкогольной продукцией осуществляет также торговые сети «Магнит», «Пятерочка», «Красное & Белое» и др. специализированные магазины.

В виду выявленных нарушений ООО «Алкобренд-М» было выдано предупреждение о прекращении   использования словосочетания «ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ» при оформлении витрин  магазинов в г. Тамбове, которые вводят в заблуждение  потребителей, в том числе необходимо было произвести демонтаж существующей вывески.

Предупреждение полностью исполнено   в установленный срок.

3. Еще один пример выявленного аналогичного нарушения антимонопольного законодательства был выявлен и пресечения Тамбовским УФАС Росси на рынке  розничной реализации цветочной продукции, который  кратко    хотелось бы привести сегодня вашему внимаю.

В рамках осуществления мониторинга за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовским УФАС России установлено, что индивидуальный предприниматель  осуществляет предпринимательскую деятельность в магазинах  по названием «ЦветТорг»   города  Тамбова. Эти магазины также являются общеизвестными среди покупателей цветочной продукции.

Основным видом деятельности данного индивидуального предпринимателя  является осуществление розничной торговли цветами и другими растениями  в специализированных магазинах. 

Осмотр магазина «ЦветТорг», расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Чичерина, д. 17, показал, что на фасаде магазина размещена неправомерно  размещается информация со словосочетанием: «ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ», которая также вводит в заблуждение относительно цен, по которым реализуются цветы рядовому потребителю.  

Установлено, что вся цветочная продукция реализуется в указанном магазине в розницу по розничным ценам.

Данному предпринимателю также было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.   Предупреждение исполнено, вывески демонтированы.

Предупреждения – это весьма «мягкий и лояльный» инструмент антимонопольного регулирования, но уже достаточно эффективный в  условиях нынешней рыночной экономики, поскольку не налагает административной финансовой нагрузки на  нарушителей АМЗ.

4. Также,  хотелось бы кратко рассказать о   деятельности  Тамбовского УФАС России в сфере регулирования торговой деятельности в прошедшем году.

Частью 1 статьи 14 Закона о торговле установлен запрет для торговых сетей на приобретение или аренду дополнительных площадей, если её доля превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в границах муниципального образования.

Тамбовское УФАС России   проверило соблюдение торговыми сетями требований Закона о торговле в части ограничения приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов и установило, что наа территории Тамбовкой области крупными торговыми сетями являются: «Европа», «АШАН», «Линия», «Пятерочка», «Магнит» и «Бегемот».

Установлено, что по итогам 2021 года торговая сеть «Пятерочка» достигла указанного предела в границах Мичуринского, Мучкапского, Моршанского, Мордовского, Ржаксинского, Токаревского и Уметского районов Тамбовской области.

Торговая сеть «Бегемот» имеет долю более 25 % в Бондарском районе Тамбовской области.

Таким образом, дальнейшее расширение деятельности в указанных муниципальных образованиях для этих торговых сетей ЗАПРЕЩЕНО!

Указанный запрет направлен на развитие конкурентной среды на рынках розничной  торговли  продовольственными товарами и находится под пристальным контролем Тамбовского УФАС России.

5.   Тамбовское УФАС России на постоянной основе осуществляет антимонопольный контроль за проведением процедур торгов, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования. 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается участие  работников заказчиков в торгах (пункт 4).

Так, в прошедшем году по обращению ООО «Гермес М» было возбуждено и рассмотрено дело   о нарушении пункта  4 части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тамбовский государственный технический университет».

Установлено, что   «ТГТУ» во исполнение   норм  Закона о закупках № 223-ФЗ и в соответствии со своим  Положением о закупке товаров, работ, услуг   провело   торги в виде конкурентного отбора  на оказание услуг по организации питания на базе отдыха «Сосновый угол» по своей правовой природе отвечающий определению  "конкурс". 

В соответствии с протоколом подведения итогов торгов  на участие в закупке было   допущено три участника, один из которых  был признан победителем закупки  и   в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции на момент проведения закупочной процедуры являлся работником Заказчика.

Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС Росси установила при рассмотрении дела заказчик в обязательном порядке должен был предоставить возможность всем участникам закупки, подавшим заявки, присутствовать при вскрытии конвертов с заявками, однако  заявителю по делу было отказано в присутствии на процедуре вскрытия конвертов.

При размещении закупок заказчики должны строго руководствоваться принципами Закона о закупках, в том числе принципом информационной открытости закупки, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках)

Обязанность Заказчика осуществлять вскрытие конвертов с заявками публично также прямо предусмотрена п. 17 раздела 1 главы 3 Положения о закупках ФГБОУ ВО «ТГТУ», что согласуется с основными принципами закупки.

При этом, обеспечение публичности подразумевает доведение информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц.

В связи с добровольной отменой ТГТУ протокола подведения итогов рассмотренных торгов  и дальнейшим отказом от проведения данной конкурентной закупки предписание ФГБОУ ВО «ТГТУ» не выдавалось.

Спасибо за внимание!

Наверх