Доклад заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козловой Н.Е. на тему: «Обзор изменений законодательства о контрактной системе при рассмотрении обращений Заказчиков о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»
17 февраля 2022, 13:42
Тип документа:
Доклады

О Реестре недобросовестных поставщиков, об основных особенностях ведения реестра недобросовестных поставщиков, в каких случаях сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) подлежат включению в Реестр, а в каких - нет.

Реестр недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе — это своеобразный «черный список». Если компания попадает в него, то участие в закупках в течение последующих двух лет для нее становится практически невозможным, так как большинство заказчиков включ ают в закупочную документацию требование, чтобы участника не было в РНП.

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными.

Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их.

Направление информации в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Обращаю ваше внимание, что с 01.07.2021 этот порядок регламентирует постановление Правительства № 1078 от 30.06.2021 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)…».

 

1. Каковы основания для направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 44-ФЗ

 

Реестр недобросовестных поставщиков по Закону о контрактной системе содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

 В соответствии с частью 2 статьи 104 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков направляется информация:

•при уклонении участника закупки от заключения контракта

•в случае расторжения контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда

или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий исполнения контракта

По общему правилу подать обращение и остальные документы Заказчику необходимо в территориальный орган ФАС России по месту своего нахождения (п. 3 Правил N 1078).

          Обращение формируется по форме согласно приложению N 1 Правил № 1078 и направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 44 ФЗ.

 

 К обращению прилагаются следующие документы:

а) протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта в случае направления обращения при проведении закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2021 N 2151)

б) решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

г) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, протоколы, составленные при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо копии указанных документов. Предусмотренные настоящим подпунктом документы прилагаются в случае направления обращения при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона.

           Кроме того, Заказчик может самостоятельно представить дополнительные документы, которые необходимы для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств.

Мы в свою очередь всегда просим Заказчиков предоставить копию переписки, касающуюся исполнения контракта и его расторжения, сведения о направлении в адрес Исполнителя (подрядчика, поставщика) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что документы Заказчиком  нужно направить в течение трех рабочих дней:

•   с даты составления протокола об уклонении от заключения контракта;

•   с даты вступления в силу решения суда о расторжении контракта (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Узнать эту дату можно в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/);

•   с даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-03-08/70001).

Важно! С 1 апреля 2022 г. при проведении электронных процедур Заказчику  надо будет формировать обращение, подписывать и направлять с использованием ЕИС (п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, п. 9 Правил N 1078).

Обращение, направленное по Правилам N 1078, нельзя отозвать.

 

Я немного остановлюсь на дате вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Что является надлежащим уведомлением - законодателем указано в части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

 

 

 

 

Если заказчик не получил подтверждения о том, что поставщик получил уведомление или отсутствует по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления будет дата, наступившая спустя 15 дней (вместо 30 дней) с момента размещения уведомления в ЕИС.

 

Подрядчику в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении предоставлена возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по исполнению контракта.

В части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 статьи 95.

Если Заказчик пропустит срок направления обращения или не направит его, должностному лицу грозит штраф 20 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Антимонопольный орган возвращает обращение Заказчику если оно подано не по форме или отсутствуют обязательные документы и информация.

 

 

Как принять участие в заседании комиссии ФАС России

Стороны вправе участвовать в заседании комиссии контрольного органа. Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии антимонопольного органа информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

 Для участия понадобится доверенность для представителя или приказ о назначении руководителя.

Принять участие в заседаниях ФАС России, ее территориального органа можно дистанционно. Этот порядок в настоящее время является приоритетным.

По итогам рассмотрения обращения и проведения проверки комиссия антимонопольного органа включает сведения в РНП или отказывает в этом. Если выявлены нарушения, то при необходимости выдается предписание (пп. "б" п. 13 Правил N 1078).

 

В каких случаях антимонопольный орган принимает решение об отказе во включении в Реестр

Если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта, то орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки  в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:

к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;

к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.

Если основанием для направления обращения является расторжение контракта Заказчиком, то орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Для возникновения таких правовых последствий как признание поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестным контролирующий орган в сфере закупок выясняет все обстоятельства, определяет вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решает вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Исходя, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.

Сведения, направленные Заказчиком, антимонопольный орган должен рассмотреть и включить в РНП не позднее восьми рабочих дней с даты их поступления.

СЛАЙД 10

Копию принятого решения антимонопольный орган направит в адрес сторон в течение трех рабочих дней со дня, следующего за датой его вынесения (п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, пп. "а" п. 16 Правил N 1078).

Важно: С 1 апреля 2022 г. при проведении электронных закупок контрольный орган вместо направления самого решения будет публиковать в ЕИС уведомление о размещении в ней решения и предписания (при наличии) (п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, пп. "а" п. 16 Правил N 1078).

 

При принятии антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП вносится следующая информация

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают: название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым: Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.

 

(пункт 23 Правил)

Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель)

вправе направить ОБРАЩЕНИЕ в орган контроля, включивший информацию в РНП по форме согласно приложению №5 Правил 1078 на бумажном носителе приложив к нему:

• решение суда или указание на адрес страницы официального сайта суда в сети Интернет (если решение выполнено в форме эл.документа)

• информацию, подтверждающую невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

 

Орган контроля регистрирует обращение, рассматривает и принимает решение не позднее 5 раб.дней со дня следующего за днем поступления обращения.

 

 

Включение в РНП информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в РНП информация, неисполнение действий, предусмотренных ч.9 ст.104, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке в Арбитражный суд.

 

Итак, подведя итог, обращаю внимание, что Решение о включении либо невключении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Также необходимо отметить, что при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В конце своего доклада я приведу немного статистики:

За 2021 год в Тамбовское УФАС России поступило 113 обращений от Заказчиков о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).  По результатам рассмотрения указанных обращений в Реестр включены 69 участников закупок.

В 1 случае в действиях заказчика Тамбовским УФАС России были выявлены нарушения порядка одностороннего расторжения контракта.

          На сегодняшний момент в Реестре размещено 126 записей.

 

Наверх