Доклад начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванова В.В. на тему: «О новеллах законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
17 февраля 2022, 13:01
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванова Владимира Владимировича

 

 

 

И так наступило то время, когда участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе и хозяйствующие субъекты стали работать по принципиально новым положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Изменения, разработанные Минфином, которые ждали последние 2 года, приняты, и осталось самое основное – формирование правоприменительной практики по закону о контрактной системе.

Так, с 01.01.2022 вступили в силу новые положения Закона о контрактной системе в редакции ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие комплексную оптимизацию контрактной системы в сфере закупок, упрощение и сокращение сроков проводимых конкурентных процедур.

У нас было много разных способов закупок: открытые закрытые и аукцион, и конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, запрос котировок. Очень большое было нагромождение норм. Каждая процедура описана была по-разному и это вызвало большое недовольство, трудности во время работы как со стороны заказчиков, так стороны участников закупки.

Была некая разрозненность норм, то есть в каждом положении, в каждой статье о порядке проведения той или иной процедуры были свои особенности и свои правила, и конечно, учитывать эти правила было достаточно сложным как заказчикам, так участникам рынка. Каждый раз читать, перепроверять, а действительно ли он правильно заполнил заявку и так далее.

Теперь будет только три процедуры, а именно аукцион, конкурс и запрос котировок. (слайд 1).

То есть у нас ушли такие процедуры как запрос предложений, как конкурс ограниченным участием, двухэтапных конкурс.

Как я уже говорил у каждого способа проведения закупки в Закон о контрактной системе заложено требование к составу заявки. И очень сильно у нас запрос котировок отличался от конкурентных процедур, где-то по конкурсу естественно отличие идёт от аукциона.

Тут закон унифицировал все требования к составу «документации» (извещения о закупке), к составу заявки, и стало намного удобнее с точки зрения понимания вообще конструкции 44 закона читать норму. То есть есть отдельная статья, которая говорит о том, что должна содержать заявка вне зависимости от того какая эта процедура будет:  электронный аукцион или электронный конкурс или электронный запрос котировок. В данном случае закон выстроен немного по другому и конечно я рекомендую ознакомиться  тем кто непосредственно работает в рамках данного закона с его новой структурой.

 

Изменение доли закупок, проводимых среди СМП

Если участник закупки относится СМП и СОНКО, шансов заработать на госзакупках у участников закупок стало больше, поскольку с 2022 года обязательная доля закупок у СМП и СОНКО для каждого заказчика увеличивается с 15 до 25% совокупного годового объёма закупок.

СМП. С учетом требований действовавших положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могли выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней.

В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 рабочих дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 рабочих дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 рабочих дней, закупка для всех участников —10 рабочих дней.

Принадлежность к СМП в заявке декларировать не нужно.

На данным момент декларация о принадлежности к СМП и СОНКО со стороны участника закупки обязательна.

 

Универсальная предквалификация с 01.01.2022

 

Универсальная предквалификация по 44-ФЗ — это механизм отсева неопытных компаний в целях недопущения их участия в крупных и значимых закупках. Чем регулируется универсальная предквалификация? Федеральный закон № 44-ФЗ и издаваемые в его исполнение подзаконные акты, ориентированы на создание единой, хорошо работающей системы госзакупок. Эта система необходима для эффективного и экономного расходования бюджетных средств и одновременного оптимального обеспечения государственных органов и организаций необходимыми товарами, работами и услугами. Конкурентные процедуры по 44-ФЗ направлены, в первую очередь, на отбор лучших поставщиков, подрядчиков и исполнителей, которые за наименьшие деньги обеспечат наилучшее качество исполнения обязательств.

 Система отсева таких потенциальных контрагентов госзаказчиков постоянно совершенствуется, с 01.01.2022 в нее добавляется еще один механизм — универсальная предквалификация.

Вводимая Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ предквалификация — это новый способ отсеять неопытных участников и не допустить, чтобы они получили крупный контракт — чем крупнее контракт, тем больше потенциальный ущерб от неисполнения обязательств избранным контрагентом заказчика.

Таким образом, процедура предквалификации поставщиков позволит допустить к участию в закупке только опытных игроков, а это, в свою очередь:

позволит минимизировать количество неисполненных госконтрактов;

поможет отсечь профессиональных жалобщиков;

повысит качество покупаемых заказчиками ТРУ;

позволит эффективнее расходовать бюджетные средства.

Когда применяется предквалификация.

Применять эту процедуру заказчики могут при соблюдении двух условий:

- НМЦК закупки составляет не менее 20 млн рублей — для более дешевых закупок предварительный отсев не проводится;

-  в закупках не устанавливаются дополнительные требования в соответствии с постановлением правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Требования, которые необходимо выдвигать госзаказчикам в рамках предквалификации, следующие:

- наличие у участника исполненных контрактов по 44-ФЗ или договоров по 223-ФЗ за последние три года;

- сумма контракта или договора, предоставленного в качестве подтверждения опыта, не менее 20% от НМЦК организуемой закупки; по исполненному контракту, договору не начислялись штрафы или неустойки, а если и начислялись, участник их оплатил.

 

С кем можно заключить контракт

 

Увеличивается количество участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта. В случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки

Ранее контракт мог быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер.

 

 

Заключение контракта

 

Необходимо отметить, что изменись правила заключения контракта по результатам проведения электронной процедуры.

Так, заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позже 2 раб. дн. после дня размещения итогового протокола закупки. Под исключение попал запрос котировок — 3 часа с момента размещения итогового протокола закупки. Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее 5 раб. дн. после размещения заказчиком проекта контракта. Под исключение попал запрос котировок — один рабочий день после размещения заказчиком проекта контракта. Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение 2 раб. дн. после даты подписания контракта победителем. При запросе котировок заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение рабочего дня после дня подписания контракта победителем.

Что касается оптимизационного закона, который принят хочется отметить в общем и целом некоторые положительные стороны. Действительно упрощение и сокращение текста это несомненный плюс, его удобно читать, с ним удобно работать, удобно обрабатывать, но тем не менее сокращения сроков не всегда может привести к положительным результатам. Как правило у участников закупки есть определенные трудности с получением обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и когда речь идет о том, что необходимо еще больше сократить срок для того чтобы участник подписал контракт за 3 дня, за 2 дня это может повлечь негативные последствия.

 

 

 

Необходимо обратить Ваше внимание на следующие положения Закона о контрактной системе.

 

Так, изначально заявку участника закупки проверяет оператор электронной торговой площадки и заявка может быть возвращена в течении одного часа с момента ее получения оператором в следующих случаях:

а) подачи заявки на участие в закупке с нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (ЭЦП);

б) подачи одним участником закупки двух и более заявок на участие в закупке при условии, что поданные ранее таким участником заявки на участие в закупке не отозваны. При этом такому участнику закупки возвращаются все заявки на участие в закупке;

в) подачи заявки на участие в закупке после окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

г) подачи участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, содержащей предложение о цене контракта, о сумме цен единиц товара, работы, услуги, размер которого превышает соответственно начальную (максимальную) цену контракта, начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги либо равен нулю;

д) указания в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи иностранного государства в качестве страны происхождении товара в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств;

е) получения оператором электронной площадки от банка информации, указанной в подпункте "г" пункта 3 части 5 статьи 44 настоящего Федерального закона (нет денег на спецсчете);

ж) отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, размещенном в единой информационной системе, несоответствия идентификационного кода закупки, для обеспечения заявки на участие в которой выдана независимая гарантия, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки, приглашении, а также если сумма независимой гарантии менее размера обеспечения заявок на участие в закупке, установленного заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом;

з) наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

и) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона);

к) подачи заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

л) подачи заявки участником закупки, являющимся иностранным лицом, в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;

м) подачи заявки на участие в закупке участником закупки, которому не направлено приглашение, не представлена документация о закупке (при проведении закрытых электронных процедур);

Одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным пунктом 5 настоящей части, не допускается.

Участник закупки после возврата ему заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, вправе подать новую заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями настоящей статьи.

 

 

Заключение контракта

 

Необходимо отметить, что изменись правила заключения контракта по результатам проведения электронной процедуры.

Так, заказчик размещает проект контракта в ЕИС и на ЭТП не позже 2 раб. дн. после дня размещения итогового протокола закупки. Под исключение попал запрос котировок — 3 часа с момента размещения итогового протокола закупки. Победитель закупки подписывает проект контракта не позднее 5 раб. дн. после размещения заказчиком проекта контракта. Под исключение попал запрос котировок — один рабочий день после размещения заказчиком проекта контракта. Заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение 2 раб. дн. после даты подписания контракта победителем. При запросе котировок заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭТП в течение рабочего дня после дня подписания контракта победителем.

Что касается оптимизационного закона, который принят хочется отметить в общем и целом некоторые положительные стороны. Действительно упрощение и сокращение текста это несомненный плюс, его удобно читать, с ним удобно работать, удобно обрабатывать, но тем не менее сокращения сроков не всегда может привести к положительным результатам. Как правило у участников закупки есть определенные трудности с получением обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и когда речь идет о том, что необходимо еще больше сократить срок для того чтобы участник подписал контракт за 3 дня, за 2 дня это может повлечь негативные последствия.

 

 

С 1 января 2022 года обжалование действий заказчика, комиссий, оператора ЭТП возможно только через единую информационную систему, и уже, в том числе в контрольные органы субъекта и муниципальных образований можно будет подать жалобу.

 Хочется отметить что единая информационная система будет сама отслеживать некоторые недочеты в жалобе, то есть нельзя будет подать жалобу если она не подписана ЭЦП. Нельзя будет подать жалобу если участник хочет обжаловать положения извещения о закупке, но срок для окончания подачи заявок уже истек. То есть, такие самые как правило популярные основания для возврата будет отслеживать единая информационная система.

 

Кроме того, внесли изменения, в том числе в профильное законодательство, которое определяет, что не допускается обращение взыскания на денежные средства, которые находятся на спец счёте и заблокированы банком в части обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре. Это тоже очень важный механизм, потому что встречались случаи, когда участник подавал заявку приходила налоговая, либо служба судебных приставов и списывали какие-то 2 коп., а их и не хватало для обеспечения заявки для участия в закупке, соответственно заявка заказчику не направлялась.

 

Наверх