Доклад заместителя руководителя - начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзина К.И. на тему: «Обзор нарушений рекламного законодательства за 2021 год»
17 февраля 2022, 12:50
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

«Обзор нарушений рекламного законодательства за 2021 год»

 

В 2021 году возбуждено 39 дел (в 2020 году – 37 дел) по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. По результатам рассмотрения дел вынесено 37 (33) решений о признании рекламы ненадлежащей, 2 (4)дела  было прекращено.

Возбуждено 40 (35) административных дел по факту нарушения требований Закона о рекламе, вынесено 36 (30) постановлений  о привлечении к административной ответственности, из них, выдано 11 (16) предупреждений и наложено 25 (14) административных штрафов на сумму 1 344 (358) тысяч рублей.

Наиболее распространенные нарушения:

1) недостоверная реклама (18,5%);

2) спам по сетям электросвязи (26%);

3) реклама табачной продукции (18,5%);

4) реклама финансовых услуг (15%).

Следует отметить, что недостоверная реклама и спам традиционно составляют значительную долю в общем числе нарушений и, как правило, основанием к возбуждению дела по ним являются обращения граждан и юридических лиц.

Высокая доля нарушений при рекламе табачной продукции и финансовых услуг связана с усилением контроля за данной категорией рекламы, что обусловлено высокой общественной опасностью нарушений при рекламе данных товаров.

Выявление указанных нарушений является приоритетом работы антимонопольного органа в рамках рекламного контроля.

Нельзя не отметить, что ФАС России уделяет особое внимание контролю за рекламой финансовых услуг.

Среди рассмотренных дел данной категории можно выделить дело в отношении ПАО «Промсвязьбанк».

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление гражданина о распространении ПАО «Промсвязьбанк» рекламы финансовой услуги о предоставлении кредита, содержащей неполные сведения.

В помещении офиса ПАО «Промсвязьбанк» распространялись рекламные буклеты с информацией о возможности оформления кредита под 5,5%, 6,8% годовых.

Заявитель обратился в офис ПАО «Промсвязьбанк» в городе Тамбове для оформления кредита с рекламируемой процентной  ставкой, сумма по кредиту была одобрена.

Однако, полная стоимость кредита для заявителя составила 10,793% годовых.

С целью снижения процентной ставки гражданин написал заявление на заключение договора добровольного страхования.  При этом банк оказывал гражданину услугу по заключению договора страхования, за что взял комиссию более 100 тысяч рублей.

Таким образом, распространяемая реклама не предоставляла лицу, имеющему намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами, возможностью объективной оценки стоимости кредитного продукта.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о выдаче займа привело к искажению смысла рекламы и способствовала введению в заблуждение потребителя, имеющего намерение воспользоваться рекламируемым видом финансовых услуг, а именно: получить кредит под рекламируемый % годовых, и быть осведомленным о повышении размера суммы по кредиту вследствие оформления дополнительных услуг.

9 июня 2021 года Тамбовское УФАС России признала распространяемую рекламу ПАО «Промсвязьбанк» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе. В связи с тем, что ее распространение прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавалось. 

В настоящее время виновное лицо привлекается к административной ответственности по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

Реклама СПАМА

 

В июле 2021 года в Тамбовское УФАС России обратился гражданин с жалобой на SMS-рекламу, поступившую на его мобильный телефон.

Антимонопольный орган установил, что SMS-сообщение отправлено заявителю абонентом, который подменил свой номер на слово «Aliexpress». В рекламе предлагалась продукция компании «Aliexpress». В результате расследования, установлено, что заказчиком рекламы является сингапурская компания ALIEXPRESS RUSSIA HOLDING PTE LTD, которая подозревается в нарушении Закона о рекламе (распространение смс-рекламы без согласия получателя).

Рассмотрение дела назначено на 14 часов 20 декабря 2021 года.

Справка. Федеральная антимонопольная служба в настоящее время проводит работу по противодействию спам-звонкам. Так, служба подписала меморандум с крупнейшими операторами связи о разработке системы отслеживания и исключения этих звонков по согласованию с абонентом. Две компании уже запустили такой сервис, что позволило заблокировать 274 млн спам-звонков. Еще два оператора связи внедрят такой механизм в течение ближайших месяцев.

 

Табак

 

В ходе рассмотрения заявления осуществлен мониторинг наружной рекламы по результатам которого установлено, распространение рекламы: «Аренда кальяна. Smoke lime. Дымный лайм». Справа размещается информация: «Аксессуары, колбы, чаши». Также, на сделанных при мониторинге фотоснимках просматривается, что в оформлении магазина имела место и реклама конкретного товара: табака «Darkside».

Решение:  рекламирование курительных принадлежностей, в том числе кальянов, действующим законодательством запрещено.

 

Недостоверная реклама

 

В рекламе магазина «Домик мясника» содержалось утверждение: «Лучшее мясо от лучших производителей», без указаний на основании каких данных сделан вывод о преимуществе данной мясной продукции перед другими.

Решение:  использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными услугами, например, путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и который имеет объективное подтверждение

 

Приложенные файлы
Публичные_обсуждения-1645091630.pptx (2,3 МБ)
Наверх