Доклад главного специалиста-эксперта отдела контроля деятельности хозяйствующих субъектов Пономаревой И.А. на тему: «Антимонопольный контроль органов власти»
17 февраля 2022, 12:41
Тип документа:
Доклады
   

ДОКЛАД

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов - Пономаревой Ирины Александровны

 

«Антимонопольный контроль органов власти»

 

В 2021 году Тамбовское УФАС России по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдало 14 предупреждений органам власти.

Хотелось обратить внимание на выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В июле 2021 года в отношении администрации Уметского района была    проведена выездная проверка соблюдения антимонопольного законодательства администрацией Уметского района Тамбовской области.

По результатам проведенной проверки администрации Уметского района было выдано 2 предупреждения о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

1. Так, в сентябре 2021 года было выдано предупреждение № 068/01/15-728/2021 о прекращении признаков нарушения, действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что на территории Уметского района действует нормативный правовой акт - постановление администрации Уметского района от 31.12.2014 № 712 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций».

Так, данным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых для выдачи разрешения, в частности:

«- документ, удостоверяющий личность заявителя (копия);

- заверенная копия правоустанавливающих документов собственника или иного законного владельца здания, сооружения, территории (земельного участка), на котором предполагается размещение рекламной конструкции (свидетельство о праве собственности на надвижимость);

- договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется данная конструкция…;

- проектная документация, согласованная начальником отдела архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и муниципального заказа администрации района для следующих рекламных конструкций…;

- эскизный проект рекламной конструкции с указанием ее параметров;

- фотофиксация места размещения рекламной конструкции, дающая полное предоставление об объекте (задании, строении, сооружении) и месте размещения рекламной конструкции;

- фотомонтаж рекламной конструкции…».

 

 

Статьей 7 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, в том числе представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.

Однако, анализ данного Административного регламента показал, что данные принципы не соблюдены администрацией Уметского района при разработке и утверждении Административного регламента.

Предоставление вышеуказанных документов является излишним требованием, так как действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 13.03.2016 № 38 «О рекламе» не предусмотрено обязательное их наличие.

Таким образом, администрация Уметского района в Административном регламенте установила не предусмотренные федеральным законом требования, которые являются излишним административным барьером при получении данной муниципальной услуги, что прямо противоречит пункту 1 части 11 статьи 19 Закона о рекламе.

Установленное в Административном регламенте требование о предоставлении вышеуказанных документов приводит или может привести к созданию необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Тамбовской УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию Уметского района о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства, путем исключения из административного регламента неправомерно установленных излишних требований к заявителям. 

Предписание исполнено в срок.

2. Признаки нарушения антимонопольного законодательства были установлены также в действиях администрации Уметского района по предоставлению в аренду объектов жилищно-коммунального хозяйства для оказания услуг водоснабжения без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»,

Как установлено, после расторжения концессионного соглашения, в связи с ликвидацией муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Уметского района администрация Уметского района и ООО «Дорожник-Плюс» 1 февраля 2021 года заключили договор аренды объектов холодного водоснабжения на территории Уметского поссовета Уметского района Тамбовской области № 1 на те же объекты водоснабжения, сроком аренды с 01.02.2021 по 31.12.2021.

 

 

В силу норм Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязательно было проведение в данном случае исключительно конкурса, причем не на право аренды, а на право заключения концессионного соглашения.

Под исключения, когда возможно предоставление муниципального имущества во владение и (или) пользование без проведения торгов, рассматриваемый случай не подпадает.

При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду (пользование) объектов водоснабжения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения противоречит законодательству.

Таким образом, администрация Уметского района Тамбовской области допустила нарушение императивных запретов, установленных Законом о водоснабжении и водоотведения, поскольку предоставила в аренду муниципальное имущество (объекты коммунальной инфраструктуры) в целях оказания услуг водоснабжения без учета требований, установленных Законом о  водоснабжении и водоотведении и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Передача муниципального имущества хозяйствующим субъектам - ООО «Дорожник-Плюс» без учета требований, установленных действующим законодательством, создает данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия в получении указанного имущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые также могли иметь намерение приобрести вышеобозначенные права в отношении муниципального имущества для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения, что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку нарушены условия конкуренции.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию Уметского района о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по обеспечению возврата муниципальных объектов водоснабжения, неправомерно переданных ООО «Дорожник-Плюс» по договору аренды, в казну муниципального образования Уметского района (предупреждение № 068/01/15-728/2021 от 01.09.2021).

Предписание в стадии исполнения.

 

3. Аналогичное предупреждение было выдано администрации Авдеевского сельсовета Тамбовского района где установлено, что администрация Авдеевского сельсовета со 2 сентября 2019 года по 1 ноября 2020 года предоставила в пользование ООО «Никифоровское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, что противоречило действующему законодательству и нарушало условия конкуренции.

Затем, 2 ноября 2020 года администрация сельсовета в связи с признанием ООО «Никифоровское жилищно-коммунальное хозяйство» банкротом заключила новый договор аренды на то же муниципальное имущество ООО «Дмитриевский ремонтно-строительный участок» и также без проведения обязательного конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Указанными действиями администрация сельсовета создала незаконные преимущественные условия пользования муниципальным имуществом в целях оказания услуг водоснабжения и водоотведения отдельным хозяйствующим субъектам - ООО «Никифоровское жилищно-коммунальное хозяйство» и ООО «Дмитриевский ремонтно-строительный участок», что запрещено частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию  Авдеевского сельсовета о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по обеспечению возврата муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, неправомерно переданных указанных ООО «Дмитриевский ремонтно-строительный участок», в казну муниципального образования Авдеевского сельсовета (предупреждение № 068/01/15-309/2021 от 07.04.2021).

Предписание в стадии исполнения.

 

4. Хотелось обратить внимание на признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установленные в ходе проведения анализа реализуемых и внедряемых на территории Тамбовской области нормативных правовых актов, регулирующих оказание социальных услуг поставщиками социальных услуг.

Установлено, что на территории Тамбовской области действует нормативный правовой акт  - постановление администрации Тамбовской области от 05.02.2019 № 101 «Об  утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета Тамбовской области некоммерческим организациям (в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» государственной программы Тамбовской области «Социальная поддержка граждан» (далее - Порядок).

Данный Порядок устанавливает условия и механизм финансового обеспечения расходов, связанных с предоставлением услуг в сфере социального обслуживания некоммерческими организациями, зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территории области.

Согласно Порядку, субсидии предоставляются по результатам конкурсного отбора на право получения субсидий, проведенного управлением.

Одним из критериев конкурсного отбора некоммерческих организаций, имеющих право на получение субсидий, является государственная регистрация некоммерческой организации в качестве юридического лица на территории Тамбовской области.

Порядком также установлено, что некоммерческие организации должны отвечать требованиям, одним из которых является требование о государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) на территории Тамбовской области.

Исходя из вышеуказанного следует, что установленное в Порядке требование о государственной регистрации организации на территории Тамбовской области не соответствует положениям Закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в котором подобного ограничения по территориальному признаку для поставщиков социальных услуг не содержится.

Не содержится такого ограничения и в Постановлении Правительства от 18.09.2020 № 1492 «Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

Правовой статус поставщиков социальных услуг, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации и не может быть поставлен региональным законодателем в зависимость от наличия либо отсутствия факта регистрации, постановки на налоговый учет на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Иное толкование названных положений федерального законодательства привело бы к произвольному решению вопроса об отнесении одной и той же организации, индивидуального предпринимателя к категории поставщиков социальных услуг, и, как следствие, о предоставлении им мер государственной поддержки, на территории различных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, установление данного требования и критерия оценки отбора для получения субсидии из бюджета Тамбовской области может привести к созданию дискриминационных условий, исключающих возможность получения субсидий поставщикам социальных услуг, которые ведут деятельность на территории Тамбовской области, но зарегистрированы на территории иных субъектов Российской Федерации.

Также признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлены в бездействии администрации Тамбовской области, выразившихся в непринятии мер по установлению порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся поставщиками социальных услуг Тамбовской области.

В ходе анализа установлено, что на территории Тамбовской области действует постановление администрации Тамбовской области от 30.09.2020 № 774 «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание социальных услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход» в рамках реализации мероприятий пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами» (далее - Порядок предоставления грантов).

В соответствии с Порядком предоставления грантов получатели - поставщики социальных услуг - некоммерческая организация, включенная в реестр поставщиков социальных услуг Тамбовской области и не участвующая в выполнении государственного задания (заказа).

Указанный Порядок предоставления грантов не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что может привести к созданию неравных условий (для кого-то преимущественных, для кого-то препятствующих) для поставщиков социальных услуг, что, в свою очередь, приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало администрации Тамбовской области предупреждение № 068/01/15-561/2021 от 05.07.2021 о необходимости прекращения признаков нарушения, а именно:

- исключить из постановления администрации Тамбовской области от 05.02.2019 № 101 установленное ограничение по территориальному признаку для поставщиков социальных услуг;

- разработать и утвердить порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Тамбовской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на оказание социальных услуг «Присмотр и уход», «Санитарно-гигиенический уход» в рамках реализации мероприятий пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами»

Предупреждение исполнено в срок.

 

5. Хотелось обратить внимание еще на одно предупреждение 068/01/15-128/2021 выданное Управлению ТЭК и ЖКХ по Тамбовской области о прекращении признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Поводом к выдаче предупреждения послужило обращение индивидуального предпринимателя.

Установлено, что Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области установила в Приложении № 1 к приказу от 10.05.2017 № 43 «43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области» необоснованный норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объекта - «предприятия торговли», в которую входят все типы торговых предприятий (супермаркет, павильон, киоск, ларек и т.д.) и виды объектов торговли (продовольственные, непродовольственные), поскольку замеры накопления твердых коммунальных отходов проводились только по 3 магазинам в г. Тамбове розничных торговых сетей (Пятерочка и Магнит), что может привести к ущемлению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли.

В данном случае с хозяйствующего субъекта может взыматься необоснованная плат за услуги по обращению с ТКО, так как указанная плата напрямую зависит от установленного органом власти норматива, что не может не влиять на конкуренцию так как создает для предпринимателей дополнительную нагрузку, связанную с оплатой соответствующей коммунальной услуги.

В соответствии с предупреждением Управление ТЭК и ЖКХ должна была принять меры по прекращению признаков нарушения путем исключения из Приказа от 10.05.2017 № 43 категории объекта - «предприятия торговли», для которого установлены необоснованные нормативы накопления ТКО в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Во исполнение предупреждения Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области приняло приказ от 30.11.2021 № 165 «О внесении изменений в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», которым расширен круг категорий объектов, где отдельно выделен вид объекта торговли - промтоварный магазин.

 

6.  Также хотелось обратить внимание на предупреждения, выданные администрации города Тамбова и Тамбовской городской Думы, о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг г. Тамбова.

 Поводом для выдачи предупреждений послужили обращения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рыке ритуальных услуг г. Тамбова.

Так, Тамбовская городская Дума решением от 24.12.2008 № 827 «О Положении «Об организации похоронного дела и содержании мест погребения на территории городского округа - город Тамбов» на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложила функции по транспортировке тел умерших граждан для судебно-медицинской экспертизы, судебно-медицинских или патологоанатомических исследований.

Согласно постановлению администрации города Тамбова от 15.06.2009 № 4443 специализированной службой по вопросам похоронного дела г. Тамбова является МУП «Ритуал».

Исходя из положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» такая ритуальная услуга как транспортировка (перевозка) тел умерших (погибших) в места проведения патолого-анатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертиз не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой органами местного самоуправления, и может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.

Транспортирование останков и праха умерших или погибших, в том числе перевозка тел, останков умерших или погибших в места проведения патолого-анатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы, входит в основные виды ритуальных услуг (пункт 2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 32609-2014).

Таким образом, статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание услуг по транспортировке тел умерших (погибших) в морг, что в итоге приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг транспортировки тел умерших.

Специализированная служба по вопросам похоронного выполняет те функции, ради которых она создана, т.е.   обязана    предоставлять государственные гарантии при осуществлении погребения умерших во исполнение Закона о погребении. Вместе с тем, такая служба может быть полноценным участником рынка ритуальных услуг, оказывая на возмездной основе услуги похоронно-ритуального характера.

Закрепление в Положении за специализированной службой по вопросам похоронного дела услуг по транспортировке тел умерших свидетельствует о наделении ее особым положением по отношению к иным хозяйствующим субъектам - участникам рынка транспортировки тел умерших г. Тамбова, что дает ей преимущественное право,  кроме осуществления  гарантированного перечня при погребении умершего,  осуществлять еще и транспортировку тел умерших, что приводит или может привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на данном товарном рынке.

Тамбовской городской Думе выдано предупреждение № 068/01/15-795/2021 от 17.09.2021 о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем исключения пункта 2 статьи 13 решения Тамбовкой городской Думы от 24.12.2008 № 827 «О Положении «Об организации похоронного дела и содержании мест погребения на территории городского округа – город Тамбов», как нарушающего антимонопольное законодательство.

Предупреждение находится в стадии исполнения.

 

Что касается администрации города Тамбова, то администрация города Тамбова постановлением от 19.07.2017 № 6297 утвердила Порядок предоставления субсидий специализированным службам по вопросам похоронного дела на возмещение затрат, связанных с транспортировкой тел умерших граждан для судебно-медицинской экспертизы, судебно-медицинских или патологоанатомических исследований в границах городского округа - город Тамбов.

Выполнение работ по транспортировке тел умерших (погибших) в места проведения патолого-анатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертиз является муниципальной нуждой и, соответственно, исполнитель таких услуг должен определяться путем конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Предоставление субсидий отдельному хозяйствующему субъекту - МУП «Ритуал» ставит его в преимущественное положение по отношению к другим участникам рынка и приводит к ограничению конкуренции на рассматриваемом рынке.  

Администрации города Тамбова было выдано предупреждение № 068/01/15-796/2021 от 17.09.2021 об отмене указанного постановления о выделении субсидии МУП «Ритуал» на возмещение затрат, связанных с транспортировкой тел умерших граждан для судебно-медицинской экспертизы, судебно-медицинских или патологоанатомических исследований, а также обеспечении отбора исполнителя указанных услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предупреждение исполнено срок.

 

Дела о нарушении антимонопольного законодательства.

          В 2021 году Тамбовское УФАС России рассмотрело два дела по статье 16 Закона о защите конкуренции.

1.  Дело № 068/01/16-658/2020 от 03.03.2021 в отношении администрации Устьинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области и ООО «Моршанскдорстрой», по итогам рассмотрения которого указанные лица были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции - заключение   антиконкурентного соглашения на рынке выполнения дорожно-строительных работ.

Поводом для возбуждения дела явилось заявление прокуратуры Моршанского района Тамбовской области.

Установлено, что администрация сельсовета заключила с Обществом в 2019 году 21 договор на выполнение работ по обустройству пешеходных дорожек на сумму 1,7 млн. руб., а в 2020 году – 11 договоров на сумму 1,9 млн. руб. без проведения торгов как с единственным поставщиком, раздробив при этом единый предмет закупки на несколько договоров менее 100 000 руб. каждый.

Искусственное «дроблении» единой закупки подтверждается заключением договоров с разницей 1-2 дня, отсутствие в них срока выполнения работ, что свидетельствует об отсутствии срочности их выполнения, объем и перечень работ, необходимых для благоустройства территории документально не представлены, что свидетельствует об искусственной «подгонке» цены каждого договора на сумму менее 100 000 руб.; коммерческие предложения, содержащие стоимость работ, не поступали.

В результате, ООО «Моршанскдорстрой»  получило право на выполнение работ в приоритетном порядке без участия в конкурентной борьбе, лишив других хозяйствующих субъектов возможности претендовать на заключение контракта.

Участники антиконкурентного соглашения привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Штрафы оплачены.

 

2. Дело № 068/01/16-658/2020 от 22.11.2021 о признании администрации Горельского сельсовета Тамбовского района и ООО «ПрофМонтаж» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», государственной программы Тамбовской области «Формирование современной городской среды Тамбовской области» администрация Горельского сельсовета Тамбовского района в 2020 году заключила с ООО «ПрофМонтаж» как с единственным поставщиком 9 договоров на благоустройство дворовых территорий.

Указанные договоры заключены без проведения торгов, тем самым администрация Горельского сельсовета Тамбовского района и ООО «ПрофМонтаж» раздробили общую сумму закупки в целях ухода от проведения конкурентных процедур, чем необоснованно сократили число подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе, снизить цену закупки.

          В отношении участников антиконкурентного соглашения вынесены постановления по делам об административных правонарушениях.

В отношении ООО «ПрофМонтаж» и генерального директора  ООО «ПрофМонтаж» прекращены дела в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с добровольным заявлением в антимонопольный орган о заключении антиконкурентного соглашения в порядке примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ.

 

Наверх