Доклад заместителя начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобоковой Е.М. на тему: «Предупреждение и пресечение монополистической деятельности. Контроль за созданием и осуществлением деятельности унитарных предприятий».
09 июля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

1.  В статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлены запреты, которые обязаны соблюдать хозяйствующие субъекты, положение которых на товарных   рынках является доминирующим.

         Деятельность, направленная на недопущение и пресечение злоупотребления доминирующим положением, относиться к исполняемым антимонопольным органом функциям.

В рамках реализации полномочий, направленных на недопущение нарушения антимонопольного законодательства,    20 мая 2020 года Тамбовским УФАС России АО «Тамбовская сетевая компания» было выдано предупреждение о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

         Поводом для выдачи предупреждения послужило обращение индивидуального предпринимателя о навязывании АО «ТСК»  невыгодных условий договора.

        АО «Тамбовская сетевая компания» в соответствии с соглашением, заключенным между Обществом и Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области 31.08.2018, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами   на территории Тамбовской области.

         В процессе рассмотрения заявления установлено, что АО «ТСК» направило в адрес индивидуального предпринимателя проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в котором указало формулу для расчета объема ТКО только исходя из нормативов накопления ТКО, исключив возможность для потребителя на осуществление учета объема ТКО исходя из фактического определения объемов ТКО, а также не указало фиксированную цену на предоставляемую услугу, что предусмотрено типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

         Указанные действия регионального оператора свидетельствуют о навязывании невыгодных для индивидуального предпринимателя условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также могут привести к установлению различных цен на данную услугу и к созданию дискриминационных условий, что безусловно запрещено пунктами 3, 6, 8 части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         Таким образом, АО «ТСК» предупреждено о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по внесению изменений в типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, а также во все  договоры, заключенные с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов в срок до 1 июля 2020 года.

         По ходатайству регионального оператора срок исполнения Предупреждения в части внесения изменений  в договоры, заключенных с хозяйствующими субъектами, осуществляющими  деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов,  в связи с большим количеством договоров, а их боле 7 000, был продлен до 01.10.2020. 

         При условии выполнения предупреждения  дело о нарушении антимонопольного законодательства  возбуждаться не будет, а лицо, выполнившее предупреждение антимонопольного органа, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи сего устранением.

         2. Второе дело, которое было рассмотрено  Тамбовским УФАС Росси в отчетном периоде по факту нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

         18 мая  2020 года   Комиссия Тамбовского УФАС России  приняла решение № А4-7/18    о признании ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10   Закона о защите конкуренции» - злоупотребление доминирующим положением на рынке аэропортовых услуг путем применения на оказание таких аэропортовых услуг как: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности,  обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом,  хранение авиационного топлива тарифов, не установленных уполномоченным органом государственного регулирования, что может привести к ущемлению интересов авиакомпаний и пассажиров.

Поводом для возбуждения дела послужило обращение прокуратуры Тамбовского района Тамбовской области о факте самостоятельного установления тарифов на оказание услуг по хранению авиатоплива и заправке воздушных судов в аэропорту.

         ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке аэропортовых услуг в аэропорту города Тамбова.

Статьей 10 Закона о естественных монополиях определено, что органы регулирования естественных монополий, в том числе, формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» в реестр субъектов естественных монополий не включено.

При этом отсутствие хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии, поскольку включение в такой реестр носит заявительный характер. Принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 этого Закона.

Однако, ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» самостоятельно установило тарифы и оказывало по ним аэропортовые услуги, поименованные выше.

         В соответствии с действующим законодательством тарифы на аэропортовые  услуги подлежат государственному регулированию.

 В процессе рассмотрения дела установлено, что Учреждение  7 июня 2019 года обратилось в ФАС России по вопросу введения регулирования деятельности и включения в реестр субъектов естественных монополий (исх. от 07.06.2019 № 882/01).

 Приказом ФАС России от 12.08.2019 № 1081/19 принято решение о введении государственного регулирования деятельности в отношении ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» в сфере услуг в аэропортах на территории аэропорта «Тамбов».

7 октября 2019 года ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» обратилось с заявлением в управление по регулированию тарифов для установления тарифов в сфере услуг аэропорта.

Учреждению было отказано в открытии дела об установлении тарифов в связи с тем, что не представлены расчеты тарифных ставок, документы, подтверждающие экономическое обоснование расходов, учитываемых при формировании тарифов (исх. от 11.10.2019 № 06-16/8/2029).

После предоставления необходимых документов приказом от 31 марта 2020 года № 03/30  управления по регулированию Тамбовской области открыто дело об установлении тарифов на аэропортовые услуги ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов».

         19 мая 2020 ТОГБУ «Аэропорт «Тамбов» были установлены тарифы.

         9 июля текущего года должностное лицо – директор Учреждения привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

         3. Кроме того, хотела также поделиться свежей практикой Федеральной антимонопольной службы в отношении Тамбовского регионального оператора  на рынке обращения с ТКО - АО «Тамбоская сетева компания».

         Так,  в конце прошлого года ФАС России возбудило  дело в отношении     АО «Тамбовская сетевая компания»  по жалобе ООО «ТЭКО-Сервис» о злоупотреблении доминирующим положением на рынке  оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области  при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов.          

         В ходе рассмотрения дела Федеральной антимонопольной службой было установлено, что при организации и проведении Аукциона организатором торгов были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

         В соответствии с частью 1 статьи 24.6  Закон об отходах, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

         Согласно статье 1 Закона об отходах под региональным оператором понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила № 881).

         Таким образом, Законом об отходах предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов
на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

         При этом пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее — Правила № 1156), установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

         В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

         Статьей 6 Закона об отходах предусмотрено, что разработка таких схем отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

         В соответствии с Территориальной схемой   Тамбовской области зоной деятельности регионального оператора была определена вся территория Тамбовской области.

           31.08.2018 между Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области и АО «ТСК» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области.  

         Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО АО «ТСК» является единственным поставщиком услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области и, соответственно, и в зоне его деятельности образуется 100 % твердых коммунальных отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации.

         Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

         Таким образом, население и юридические лица на территории Тамбовской области в соответствии с пунктом 5 Правил № 1156, не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, так как АО «ТСК» является единственным региональным оператором на территории Тамбовской области.

         Учитывая изложенное, АО «ТСК» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность регионального оператора на территории Тамбовской области.

         В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции   положение АО «ТСК» на территории Тамбовской области   признано доминирующим на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами.

         Согласно пункту 2.1.3. Соглашения к обязанностям регионального оператора относится осуществление сбора, транспортировки ТКО как  самостоятельно, так и с привлечением операторов по сбору и транспортированию ТКО путем проведения торгов.

         При проведении региональным операторам торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО, договор, заключенный по результатам торгов должен заключаться на весь срок наделения регионального оператора данным статусом (до 2028 года).

         Следует отметить, что разделом II Правил   № 1133, определены случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов формируются по результатам торгов.

         Согласно пункту 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

         а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

         б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

         Пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

         Пунктом 10 Правил № 1133 предусмотрено, что в данном случае региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан провести аукцион.  

         На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 11.06.2019 были опубликованы извещения и документация об аукционе   на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов по трем лотам, в которых определены территории.

         Комиссии ФАС России пришла к выводу, что при формировании лотов организатором торгов созданы условия для ограничения количества потенциальных участников.

         В частности, при формировании лотов не были учтены логистические факторы, а также экономические и технические особенности деятельности лиц, осуществляющих транспортирование твердых коммунальных отходов.

         Экономически эффективное осуществление деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов предполагает максимальную централизацию обслуживаемых территорий. Места для размещения и обслуживания (хранения, ремонта, заправки) мусоровозов должны находится максимально близко к обслуживаемой территории и местам размещения отходов.

         Пунктом 9 Правил № 1133 предусмотрено, что услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В данном случае под «территорией» следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно - территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательством Российской Федерации о защите конкуренции. Данная позиция подтверждается письмом Минэкономразвития России от 04.06.2019
№ Д05и-18413.

         При формировании Лота № 1, в него было включено 5 территориально обособленных участков на окраинах Тамбовской области. При этом, доставка твердых коммунальных отходов с Первомайского района, Моршанского района и Сампурского района должна осуществляться на значительно удаленные от мест накопления полигоны. Такой лот не позволяет предпринимателю выстроить эффективную логистику.

         Также сформированный Лот № 1 не позволяет субъекту малого и среднего предпринимательства организовать одну производственную базу для размещения и обслуживания мусоровозов, поскольку расстояния между пятью территориально обособленными участками являются существенными.

         Стоит отметить, что при формировании Лота № 2 включение Токаревского района представляется Комиссии необоснованным, ввиду того, что твердые коммунальные отходы, образующиеся в указанном районе необходимо доставлять на полигон, расположенный в Жердевском районе, который входит в другой сформированный организатором торгов Лот № 1. Также в Лот № 2 был включен Ржаксинский район, с которого отходы должны транспортироваться на полигон в Уваровском районе, который включен в Лот № 3.

         При анализе территорий, включенных организатором торгов в Лот № 3, основная масса твердых коммунальных отходов образуется в г. Мичуринск и Мичуринском районе, что предполагает расположение базы для размещения и обслуживания мусоровозов в г. Мичуринске.

         Стоит отметить, что расстояние от г. Мичуринск до р.п. Сосновка составляет около 90 км, от г. Мичуриск до г. Кирсанов составляет 170 км., расстояние от г. Мичуринск до г. Уварово составляет около 190 км, что приводит к значительному увеличению транспортных затрат.

         Кроме того, в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым пункта 9 Правил № 1133, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

         Вышеуказанная норма свидетельствует о важности создания условий для развития конкуренции на рынке по транспортированию ТКО в зоне деятельности крупных региональных операторов.

           АО «ТСК» не провело аукцион, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

         Также ФАС Росси установила, что проект договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов   содержит условия, которые могут свидетельствовать об ограничении количества потенциальных участников торгов.

         Согласно пункту 3.1.2 проекта договора оператор обязан обеспечивать транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области в соответствии с территориальной схемой Тамбовской области.

Таблицей В.1. Приложения В к территориальной схеме Тамбовской области предусмотрена схема потоков твердых коммунальных отходов, отличная от схемы потоков, указанной в Аукционной документации, т. е. победитель аукциона не сможет объективно обеспечить выполнение п. 3.1.2. проекта договора.

         В пункте 3.1.18 проекта договора указано: «Оператор обязан осуществлять уборку мест погрузки ТКО путем подбора  просыпавшихся отходов  при погрузке ТКО перемещению их в мусоровоз. Осуществлять подбор ТКО на контейнерной площадке и на территории, прилегающей к ней в радиусе 5 метров. Не допускать перемещения сотрудниками Оператора ТКО, расположенных в радиусе 5 метров от контейнерной площадки, за его пределы. В случае фиксации Региональным оператором либо третьими лицами указанных действий, услуга считается не оказанной и оплате не подлежит.»

         Данное условие возлагает на оператора дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

         Так, ни Закон об отходах, ни Правила № 1156 не содержат указанных положений.

         По окончании срока подачи заявок 28.06.2019 не было подана ни одна заявка на участие в электронных аукционах. В связи с чем электронные аукционы признаны несостоявшимися.

         Таким образом, договоры, заключенные между АО «ТСК» и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, по результатам торгов, у регионального оператора отсутствуют.  

         В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

         Рынок транспортирования твердых коммунальных отходов является взаимосвязанным с рынком по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наличие у АО «ТСК» доминирующего положения на рынке по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит (может привести) к негативным последствиям на связанном рынке по транспортированию твердых коммунальных отходов.

         20 июля 2020 года ФАС России приняла решение о факте  злоупотребления АО «ТСК» своим доминирующим положением, что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на связанном товарном рынке - рынке оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создало для иных хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, препятствие доступу на товарный рынок — организациям, осуществляющим свою деятельность в области транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области.

         В случае, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, может влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

          АО «ТСК» так организовало аукцион, чтобы в последующем транспортировать ТКО самостоятельно или с привлечением иных субъектов, но по той цене и на тех условиях, которые выгодны региональному оператору.

 

         А теперь хочу рассказать о реализации полномочий Тамбовского УФАС России  в части осуществления антимонопольного  контроля  в отношении  унитарных предприятий

         27 декабря 2019 года  был принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», вносящий изменения, касающиеся государственных и муниципальных унитарных предприятий. Данные изменения устанавливают запрет на создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках за исключением ряда случаев.

         Согласно новому закону теперь запрещено создавать новые унитарные предприятия, а действующие должны быть преобразованы в полноценные субъекты рынка. Исключения составили - естественные монополии и ГУПы в области обороны и безопасности. Кроме того, они сохранятся в сфере культуры и искусства, а также в районах Крайнего Севера, где являются единственными поставщиками коммунальных услуг. Новые правила внесут прозрачность в деятельность таких организаций, повысят эффективность управления государственным и муниципальным имуществом. Чем меньше унитарных предприятий, тем лучше состояние экономики.

         По представлению высшего должностного лица субъекта РФ, по решению Правительства РФ унитарные предприятия также могут создаваться при необходимости устранения последствий ЧС, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения.

         Органы и организации, уполномоченные на создание унитарных предприятий, получают возможность направлять в ФАС России запросы о соответствии создания унитарного предприятия или изменения его деятельности.

         При выявлении случаев создания унитарного предприятия с нарушением установленных требований антимонопольный орган направляет его учредителю предписание о необходимости ликвидации предприятия. При неисполнении предписания антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о принудительной ликвидации унитарного предприятия.

         Для исполнения закона установлен переходный период - 5 лет.
 

          В целях реализации положений 485-ФЗ в Тамбовской области к 2025 году предстоит ликвидировать более 60   ГУПов и МУПов.

          Вместе с тем,  ликвидация или реорганизация унитарных предприятий -  это процесс многоэтапный и трудоемкий. Тамбовское УФАС России предложило органам   власти Тамбовской области  обеспечить подготовку или скорректировать уже имеющийся  План   мероприятий по реформированию унитарных предприятий  на период до 1 января 2025 года с учетом ряда требований. 

         В частности, Тамбовское УФАС России указало, что реализация мероприятий, предусмотренных Планом,  должна быть запланирована в 3 этапа.   Каждый этап должен   содержать указание на конкретные мероприятия, задачи, периоды  и сроки исполнения, ответственных  исполнителей, а также    ожидаемый результат.

 

         По состоянию на 01.01.2020  на территории Тамбовского региона было зарегистрировано 55  муниципальных унитарных предприятий и 8 государственных унитарных предприятий.

 

По состоянию на 1 июня 2020 года    4 унитарных предприятий прекратили свою деятельность, одно из них  ликвидировано полностью, три  реорганизованы в иную форму собственности.

 

После 01.01.2020 на территории  Тамбовской области муниципальные и государственные унитарные предприятия не создавались.

До 17 августа от органов власти ожидается уже скорректированный и утвержденный План   мероприятий по реформированию унитарных предприятий с учетом рекомендаций антимонопольного органа.  

 

 

 

Наверх