Доклад заместителя руководителя Тамбовского УФАС России Колодиной Н.Н. на тему: «Практика по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в 2019 году».
26 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Осуществление в 2019 году Тамбовским УФАС России контроля закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Сравнительные показатели деятельности за 3 последних года:

2017, 2018,  2019 годы

 

 

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

Динамика (количество)

2019 года по сравнению с 2018 годом

Поступило жалоб

446

291

322

+ 31

из них: признано обоснованными

153

82

93

 

Проведено проверок

126

169

147

- 22

из них: плановых

3

3

1

- 2

Внеплановых

123

166

146

- 20

Выявлено нарушений при осуществлении закупок по результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок

516

337

410

+73

Выдано предписаний

197

181

152

- 29

Рассмотрено обращений о включении сведений в РНП

40

82

103

+ 21

Включено в реестр недобросовестных поставщиков

32

52

38

- 14

Выдано постановлений о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе

275

274

339

+ 65

 

Сумма наложенных штрафных санкций за нарушение законодательства о контрактной системе (с учетом судебных решений)

 

3 млн. 756 тыс. руб.

 

3 млн. 349 тыс. руб.

 

4 млн. 380 тыс. руб.

 

+ 1 млн. 31 тыс. руб.

Сумма уплаченных штрафов за нарушение законодательства о контрактной системе

(на 1 января соответствующего года)

3 млн. 308 тыс. руб.

3 млн. 349 тыс. руб.

4 млн. 383,5 тыс. руб.

+ 1 млн. 34,5 тыс. руб.

 

 

 

2. Изменения законодательства о контрактной системе в 2020 году, в том числе в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19

 

            1. Тамбовское УФАС России отмечает многочисленные факты несоблюдения заказчиками в 2020 году одного важного нововведения Закона о контрактной системе в части содержания заявки на участие в конкурсах и аукционах, направленного на упрощение участия в закупке, которое многие государственные и муниципальные заказчики, можно сказать, просто «не заметили».

            Давайте поговорим об этом поподробнее.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 8 января 2020 года, существенно изменил порядок подачи заявок на участие в конкурентных закупках и содержание заявок на участие в конкурсе, в том числе конкурсе в электронной форме, аукционе, запросе котировок.

            В 2020 году по всему тексту Закона о контрактной системе слова "или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар" заменены словами ", в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг".

Это касается статей 51 (п. 2 ч. 2), 54.4 (п. 3 ч. 4), 66 (п. 2 ч. 3), 78, 83.1, которые определяют содержание заявок на участие в конкурентных закупках.

            Это означает, что в текущем году заказчики не вправе требовать от участников закупки указания ими в заявках на участие в закупках работ и услуг конкретные показатели тех товаров и материалов, которые будут применяться при исполнении контракта на выполнение работ и оказание услуг.

            Однако, Тамбовским УФАС России в ходе рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок установлено, что заказчики в подавляющем большинстве не соблюдают новые требования Закона о контрактной системе к содержанию заявок, нарушая тем самым запрет о том, что требовать от участников закупок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных Законом о контрактной системе, не допускается.

            Итак, заказчики не должны включать в закупочные документации на выполнение работ и оказание услуг требования к указанию участниками закупки сведений о применяемых или используемых материалах, например, показателей и характеристик в отношении песка, растворов, красок, досок, гвоздей, болтов и тому подобное.   

В своих заявках на участие в конкурентных закупках на выполнение работ и оказание услуг их участники должны представлять сведения и конкретные показатели  только в отношении того товара, который будет поставляться при выполнении работ и оказании услуг.

Разъяснений, что подразумевается под поставкой товара при выполнении работ и оказании услуг, Закон о контрактной системе не содержит. Подробные разъяснения федеральных органов исполнительной власти по данному вопросу также отсутствуют, как и судебная практика.

При этом можно предположить, что поставка товара при выполнении работ и оказании услуг должна осуществляться по акту приема-передачи товара, а также ставиться на баланс заказчика, то есть это какое-то самостоятельное изделие и (или) оборудование, не относящееся к результату выполненной работы или оказанной услуги.

В иных случаях требовать от участников закупки указывать в заявках показатели, характеристики, свойства тех товаров и материалов, которые будут применяться, использоваться при выполнении работ и оказании услуг недопустимо, так как они не поставляются как таковые, а относятся исключительно к выполненной работе, оказанной услуге как результат исполнения контракта.

Таким образом, рассмотренное изменение Закона о контрактной системе продолжает тренд последнего времени на упрощение участия в закупке, что наилучшим образом обеспечивает условия конкуренции. Заявки должны быть компактными, чтобы исключить необоснованные риски их отклонения, по сути, они должны содержать только согласие на исполнение контракта на объявленных условиях, как и при закупке строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Если заказчику важно при закупке работ или услуг оговорить качество и характеристики применяемых товаров и материалов, то он должен включать требования к ним в проект контракта при формировании закупочной документации, значит, участник закупки, подавая заявку, выражает свое согласие с условиями контракта.

При этом следует отметить, что такие требования заказчиков к используемым при выполнении работ и оказании услуг, включенные в проект контракта, должны быть обоснованными, не нарушающими принцип обеспечения конкуренции и не допускающими неправомерного ограничения количества участников закупки.    

 

2. Тамбовское УФАС России обращает внимание государственных и муниципальных заказчиков на нижеследующие документы, которые регулируют правоотношения в сфере законодательства о контрактной системе в сфере закупок:

1) Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", который вступил в силу 01.04.2020.

Статьёй 11 указанного федерального закона с 01.04.2020 внесены важные изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые уже действуют и подлежат обязательному применению;

2) Федеральный закон от 04.04.2020 N 107-ФЗ "О внесении изменений в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивший в силу с 04.04.2020, вносит изменения в Закон о контрактной системе в части осуществления отдельных закупок для государственных и муниципальных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

3) Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 443 "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции".

Указанное Постановление № 443 принято в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и в соответствии со статьей 111 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Правительство Российской Федерации в Постановлении № 443 определило новый порядок исчисления сроков по государственным и муниципальным закупкам;

4) совместное письмо от 03 апреля 2020 года  Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

Наверх