Начало публичных слушаний начинаем с первого вопроса о последних изменениях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и практике его применения.
Отметим, что подходит к концу уже 14-й год осуществления антимонопольными органами контроля размещения государственного и муниципального заказа, и на протяжении всех этих лет стало привычным для всех участников закупочного процесса, что эта сфера законодательства подвергается постоянному и многочисленному изменению, а то и серьёзному реформированию.
Текущий год не то что не стал исключением в этой сложившейся практике, но, кажется, и превзошёл по числу изменений, уточнений и даже активного развития норм и положений законодательства о контрактной системе, в том числе в форме подзаконных актов.
Поскольку публичные слушания всё же не обучающий семинар по применению Закона о контрактной системе, да и в рамках отведённого времени невозможно осветить все нововведения этого федерального закона в 2019 году, остановимся на основных акцентах с точки зрения выявляемых нарушений, дабы предупредить повторение ошибок в будущем правоприменении с вашей стороны как представителей государственных и муниципальных заказчиков.
Сразу отмечу, что в 2019 году Федеральная антимонопольная служба на регулярной основе проводит с территориальными органами совещания в формате видеоконференцсвязи на базе студий Ростелекома по контролю в сфере закупок. Основное назначение таких мероприятий – установить единообразие наших действий как контрольных органов в сфере закупок и скорректировать отдельные моменты.
По результатам таких совместных обсуждений ФАС России принимает разъяснения и дает рекомендации по «болевым» точкам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые размещает в открытом доступе на своем сайте, а также направляет в субъекты Российской Федерации в целях их применения всеми заинтересованными лицами.
Тамбовское УФАС России старается дублировать на своём сайте такие разъяснения ФАС России, чтобы все заказчики и участники закупок были ознакомлены с ними и также могли учитывать отдельные особенности применения законодательства о контрактной системе.
Итак, что важно помнить и правильно применять:
1) введён и действует специальный так называемый «быстрый» аукцион в электронной форме, который в обязательном порядке должен применяться в случае закупок строительных работ по строительству, реконструкции и, подчеркну особо, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Это обусловлено введением новых дополнительных норм в статью 33 «описание объекта закупки», статью 66 в части особости подачи первой части заявки на участие в аукционе и статью 68 в части проведения аукциона через 4 часа после окончания подачи заявок в указанных случаях.
Подробнее эту тему и частые ошибки заказчиков изложат далее мои коллеги;
2) национальный режим закупок активно распространяется на всё большее число товаров, работ, услуг, а также в отдельных случаях изменяются предоставляемые преференции, например, для лекарственных изделий.
Соответственно, при объявлении закупок каждый раз обязательно проверяйте коды закупаемых товаров, работ, услуг в необходимых перечнях, не полагайтесь на предыдущие свои познания.
Например, условия допуска иностранных товаров теперь нужно применять при закупках детских молочных смесей. Также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 опубликован и подлежит применению, причём в рамках и 44-ФЗ, и 223-ФЗ, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, который значительно вырос в числе включенных позиций. Напомним, что госзаказчики должны применять ограничения при закупке радиоэлектронной продукции из перечня, а заказчики по 223-ФЗ – отдавать приоритет участникам, предложившим продукцию из реестра.
В целом следует сказать, что закупки с обязательным национальным режимом стали сложными из-за наличия большого количества имеющихся правовых актов по самым разным товарам, работам, услугам, что стало затруднительно отслеживать и применять заказчикам.
Нарекания по данному поводу стали многочисленными и имеют под собой объективную основу. Планируется и уже идёт работа по созданию единого правового акта с обобщёнными сведениями по применению национального режима;
3) стали проще закупки у единственного поставщика: теперь не нужно размещать извещение о закупке у единственного поставщика, а также отчёт с обоснованием выбора такого способа и существенных условий контракта, а, кроме того, не нужно проводить внешнюю экспертизу исполнения контрактов до тех пор, пока правительство не установит, при каких обстоятельствах она необходима.
Также все заметили и уже активно применяют, что закупки у единственного поставщика по пункту 4 и пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе солидно «подросли» в цене договора, что упрощает заключение таких контрактов в подобных случаях.
При этом, перечень заказчиков, установленный пунктом 5, расширен, в него включены дома и центры народного творчества и ремёсел.
Вместе с тем Тамбовское УФАС России хочет предупредить муниципальных и государственных заказчиков о некоторых аспектах закупки у единственных поставщиков по «малым» закупкам и призывает к осторожности их применения.
Во-первых, советуем по-прежнему, что возможности пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует «приберегать» для экстренных случаев и не тратить их в начале закупочной деятельности текущего года.
Во-вторых, отмечается нездоровая тенденция заказчиков нашего региона по искусственному дроблению закупок и незаконному подтягиванию указанных норм, когда один объект закупки разбивается на несколько договоров (контрактов) с целью избежать осуществления конкурентной процедуры.
Напоминаю о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, изложенного в статье 8 Закона о контрактной системе, и не нарушать способы осуществления закупки. Основное назначение Закона о контрактной системе – это эффективное размещение государственного и муниципального заказа и обеспечение конкурентного и равнодоступного участия всех заинтересованных лиц и претендентов в закупке.
В настоящее время Тамбовское УФАС России рассматривает в рамках антимонопольного законодательства действия нескольких заказчиков на предмет наличия сговора между ними и участниками закупки, то есть на предмет нарушения статьи 16 135-ФЗ «Закона о защите конкуренции»;
4) банк типовых контрактов, включенных в ЕИС и обязательных для применения всеми госзаказчиками в установленных случаях, значительно вырос и продолжает пополняться, о чём не следует забывать при составлении документации о закупке.
Напомним, в случае наличия в указанном банке типовых контрактов, заказчики исходя из кода товара, работы, услуги, начальной (максимальной) цены контракта и иных необходимых условий, если они предусмотрены соответствующим нормативным правовым актом, в обязательном и безусловном порядке применяют типовые условия контракта или типовой контракт.
Часто при этом возникает вопрос: как быть, если Закон о контрактной системе уже изменен в соответствующих моментах, а типовой контракта от него отстал?
В указанном случае типовой контракт всё равно должен применяться заказчиком, но с учётом поправок Закона о контрактной системе и его подзаконных актов.
В этой связи сообщаю, что Минздрав хочет привести типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе. Общественное обсуждение проекта завершается 1 октября.
В частности, с учетом майских поправок скорректируют положения об обеспечении исполнения контракта. Например, появится вариант условия для ситуации, когда участник закупки для СМП и СОНКО освобождается от обязанности предоставить обеспечение. Изменят положения об ответственности сторон. В них учтут новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта. Так, появится вариант условия о штрафе для контрактов, заключаемых по итогам закупки у СМП и СОНКО. Кроме того, Минздрав разработал образец заявки на получение (выборку) товара. Подать ее понадобится при закупке лекарств с неизвестным объемом. Напомним, что проводить такие закупки заказчики смогут с 1 октября.
Итак, по новым типовым контрактам даю такую инфоомацию:
- с 26 августа заказчики обязаны применять типовые условия контрактов на строительство автодорог по следующим кодам ОКПД2: 42.11.20 и 42.13.20;
- с 22 ноября заказчики обязаны применять типовой контракт на ремонт электронного и оптического оборудования по кодам 33.13 – услуги по ремонту такого оборудованию и сам ремонт;
- с 30 ноября подлежат применению восемь типовых контрактов, утверждённых приказом Минкульта, по определённым кодам и с ценой более 100 000 рублей;
- 19 октября вступает в силу приказ Минтруда от 11.03.2019 № 144н, которым утверждён типовой контракт на поставку технических средств для реабилитации инвалидов;
5) далее важно отметить новые изменения порядка ведения реестра контрактов. Так, Правительство Российской Федерации Постановлением от 05.11.2019 № 1400 скорректировало порядок направления сведений в реестр контрактов. В числе прочего изменился список сведений, которые в него нужно включать.
С 7 ноября в реестр контрактов нужно направлять сведения не только о гарантийных обязательствах, но и об их обеспечении.
В отношении исполненного контракта заказчик указывает страну происхождения товара, если были установлены условия, запреты или ограничения допуска. В противном случае вместо страны происхождения товара заказчик может привести наименование производителя и т.д.;
6) обращаю внимание на важное разъясняющее письмо Федерального казначейства от 30 сентября 2019 года № 14-00-06/20797 следующего содержания.
Федеральное казначейство рассмотрело обращение по вопросу отсутствия технической возможности в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) заключения контракта в электронной форме в случаях, предусмотренных частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), и сообщает следующее.
По вопросу, указанному в обращении, полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
При этом положения части 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливают форму заключения такого контракта и не содержат отсылки к порядку заключения контракта, предусмотренному статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Положения статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ также не определяют порядок заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае расторжения контракта с победителем электронной процедуры и не определяют сроки направления проекта контракта заказчиком такому участнику.
Одновременно обращаем внимание, что Федеральным казначейством совместно с Минфином России прорабатывается вопрос внесения изменений в положения Закона N 44-ФЗ в целях урегулирования порядка заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, в случае, установленном частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.
Дополнительно информируем, что с выходом версии ЕИС 9.3 (плановая дата выпуска 07.10.2019) функционалом ЕИС будет обеспечиваться возможность включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками, сведений о контракте, заключенном без использования ЕИС (в неэлектронной форме), в случае, установленном частью 17.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. До выхода вышеуказанной версии включение сведений в реестр контрактов, заключенных заказчиками, обеспечивается службой технической поддержки пользователей на основании обращения заказчика.