Доклад заместителя руководителя Мазаевой Светланы Владимировны на тему: «О реализации Национального плана развития конкуренции в Тамбовской области»
05 сентября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – Национальный план)

 

Указ Президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» стал фундаментом развития конкуренции как одной из национальных задач и создал правовую основу для её реализации.

 

Национальным планом определены три ключевых показателя:

 

1) обеспечение в конкурентных сегментах присутствия не менее 3-х хозяйствующих субъектов, не менее чем 1 из которых относится к частному бизнесу;

 

2) увеличение к 2020 году заказчиками:

  • по ФЗ № 44 доли закупок среди субъектов МП и СОНО не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
  •  по ФЗ №223 закупок среди субъектов МСП до 18 % объема закупок;

 

3) снижение к 2020 году количества нарушений органами власти и местного самоуправления антимонопольного законодательства не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

 

Органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления поручено:

-  активизировать работу по развитию конкуренции, в том числе на основе Стандарта развития конкуренции;

- принять меры, направленные на создание и организацию внутреннего обеспечения соответствия требования антимонопольного законодательства деятельности органов власти субъекта РФ (комплаенс).

 

Задачами  антимонопольного комплаенса являются:

 

- выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

- управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

- контроль за соответствием деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства;

- оценка эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса.

 

Администрацией Тамбовской области принято распоряжение от 12.02.2019 № 78-р «О мерах, направленных на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти области».

Согласно данному распоряжению Комитет государственного заказа Тамбовкой области определен ответственным органом исполнительной власти (уполномоченным органом) по созданиям и организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти области.

 

26 органов исполнительной власти Тамбовской области приняли акты об антимонопольном комплаенсе, которые размещены на официальных сайтах органов, в которых утвердили положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требования антимонопольного законодательства и ответственных за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в органе.

Однако следует отметить, что акты об антимонопольном комплаенсе  должны содержать карту рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) и план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного  законодательства. На сегодняшний день органы исполнительной власти указанные документы не разработали.

Аналогичная ситуация наблюдается в органах местного самоуправления Тамбовской области. Так, органы местного самоуправления в своем большинство приняли акты  об антимонопольном комплаенсе. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков) и План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного  законодательства имеется только у администрации Ржаксинского района.

 

В методических рекомендациях по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р, достаточно подробно описано выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) и указано о необходимости разрабатывать (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Выявление и оценка рисков:

- что из антимонопольного законодательства может быть нарушено (группы антимонопольных запретов и ограничений)?

- кем это может быть нарушено (где встречается, в работе каких управлений, подразделений)?

- как (или чем) это может быть нарушено (через какой правовой механизм или процессуальное действие)?

 

Источники знаний:

  1. Анализ нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года;

2. Мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;

3. Обучение и размещение обновлений.

 

Мотивация:

  1. Выработки общей позиции и обеспечения последовательной и постоянной отдачи со стороны сотрудников  и руководства;
  2. Желание осуществлять деятельность в соответствии с установленными принципами и признание этих усилий;
  3. Стимулирование комплаенса (в рамках системы вознаграждения за труд или процесса продвижения по службе).

                                                                      

Ответственность:

1. Определить наиболее эффективный способ проведения расследования ситуаций, потенциально порождающих риски;

 2. Разработать простой, но эффективный способ воздействия на лиц, нарушающих политику антимонопольного коплаенса.

 

 

В целях оценки эффективности функционирования в органе власти антимонопольного комплаенса должны устанавливаться ключевые показатели как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для органа  власти в целом.

 

Приказом ФАС России от 05.02.2019 N 133/19  утверждена методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для федерального органа исполнительной власти в целом являются:

а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны федерального органа исполнительной власти (по сравнению с 2017 годом);

б) доля проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

в) доля нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

 

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также могут руководствоваться данной методикой.

 

Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;

б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;

в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).

Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте.

 

Что касается хозяйствующих субъектов, то прямая обязанность по внедрению антимонопольного комплаенса,  отсутствует.

В настоящее время некоторые хозяйствующие субъекты, как правило это крупные, в целях внутрикорпоративного соблюдения требований антимонпольного законодательства вводят антимонопольный комплаенс.

Соответствующие изменения планируется внести в Федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, чтобы стимулировать внедрение комплаенс-систем, при чем это касается как хозяйствующих субъектов, так и органов государственной и муниципальной власти и управления.

Спорным остается положение о возможности смягчения ответственности за нарушения в условиях внедренной комплаенс-системы. Но международный опыт показывает, что такая практика существует, и она способствует внедрению риск-ориентированного подхода в управлении компаний, создает систему предупреждения нарушений законодательства.

Просто написать бумаги по соблюдению антимонопольного законодательства, не внедряя саму систему, не проводя обучения специалистов, но при этом рассчитывать на смягчение наказания, не получится.

 

Наверх