Доклад государственного инспектора отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Пономаревой Ирины Александровны на тему: «Контроль и пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами власти»
05 сентября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

С начала 2019 года Тамбовское УФАС России по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Тамбовское УФАС России) выдало 7 предупреждений органам власти.

Хотелось обратить внимание на выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны следующих органов власти.

1) Так, в июне 2019 года было выдано предупреждение № 068/01/15-151/2019 администрации Тамбовской области о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что администрация Тамбовской области постановлением от 12.02.2019 № 132 «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» определила казенное предприятие «Капиталстрой» и ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» в качестве заказчика-застройщика и технического заказчика на основании инвестиционных соглашений, договоров, заключенных с государственными и муниципальными заказчиками.

Также в порядке формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 17.02.2011 № 133, установлен размер платы функций заказчика-застройщика на основании ежегодно заключаемого с государственным (муниципальным) заказчиком инвестиционного соглашения в размере до 5% от стоимости строительства (реконструкции) объекта в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Программы.

Частью 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Определение администрацией области в качестве заказчика-застройщика КПТО «Капиталстрой» и технического заказчика - ТОГУП «Водгазхоз»  за плату  создает преимущественные условия деятельности данным хозяйствующим субъектам  и лишает потенциальных претендентов получить такие права на равных условиях – торгах.

Установление в постановлении администрации области № 133 оплаты функций заказчика-застройщика в размере до 5% от стоимости строительства (реконструкции) объекта в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию Программы, противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ и может привести к созданию преимущественных условий деятельности хозяйствующим субъектам с которыми будут заключены соответствующие соглашения.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию Тамбовской области о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем исключения:

-  из постановлению администрации Тамбовской области от 06.03.2019 № 212 «О внесении изменений в постановление администрации области от 12.02.2019 № 132 «Об утверждении областной адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» казенного предприятия Тамбовской области «Капиталстрой» и ТОГУП «Водное и газовое хозяйство», определенных в качестве застройщика-заказчика и технического заказчика;

- из Положения о порядке формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 17.02.2011 №133, оплату функций заказчика-застройщика.

Предупреждение в стадии исполнения;

 

         2) в июле 2019 года было выдано предупреждение № 068/01/15-510/2019 Управлению сельского хозяйства Тамбовской области о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

         Поводом для выдачи предупреждения послужили результаты плановой выездной проверки Управления сельского хозяйства Тамбовской области на соответствие требованиям антимонопольного законодательства, проводимой в марте-мае 2019 года.

            Установлено, что Управление сельского хозяйства в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 № 75, предоставляет более 20 видов субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

При этом, Управление субъективно производит расчет показателей  результативности использования субсидии, например, исходя из стабильности поголовья скота, стабильности кормовой базы, валового производства молока и др.

Однако, от значения показателя результативности зависит как само получение субсидии, так и ее возращение в случае недостижения результативности.

Отсутствие четкого и однозначно понимаемого порядка расчета показателей результативности использования субсидий может привести к созданию дискриминационных (неравных) условий доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению субсидий.

В соответствии с предупреждением Управление должно разработать и утвердить порядок расчета показателей результативности использования субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей при получении субсидий.

Предупреждение в стадии исполнения;

 

3) в августе 2019 года было выдано предупреждение № 068/01/15-619/2019 администрации Знаменского района о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены при исполнении поручения ФАС России по контролю соблюдения антимонопольного законодательства при перевозке грузов по автодорогам.

При анализе постановления администрации Знаменского района от 26.08.2016 № 674 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения Знаменского района Тамбовской области» установлено, что временное ограничение движения в весенний период не распространяется на международные перевозки грузов.

Указанное создает дискриминационные условия деятельности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих российские перевозки, поскольку они поставлены в неравные условия по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими международные перевозки по территории Российской Федерации в период временного ограничения движения.

В соответствии с предупреждением администрация Знаменского района должна исключить из постановления дискриминационные условия перевозки грузов в весенний период.

Предупреждение в стадии исполнения;

 

4) хотелось обратить внимание еще на одно предупреждение 068/01/15-551/2019, выданное в июле 2019 года администрации города Мичуринска о прекращении признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что  на территории трех муниципальных кладбищах города Мичуринска (городской поселок, микрорайон Кочетовка-3 и Донское) установлены рекламные конструкции с информацией о ритуальных услугах, в том числе об услугах МУП «Ритуал».

Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Администрация города Мичуринска разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, содержащих информацию об услугах МУП «Ритуал», не выдавала.

Администрацией города Мичуринска не представлена информация о принятых должных мерах, установленных Законом о рекламе, по демонтажу рассматриваемых рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения.

В результате указанного бездействия администрации города Мичуринска  создаются преимущественные условия хозяйствующим субъектам, в том числе МУП «Ритуал», без надлежащего разрешения установившим рекламные конструкции, что может  повлечь негативные последствия для конкуренции.

Тамбовское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупредило администрацию Тамбовской области о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по демонтажу незаконных рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без действующих разрешений на трех муниципальных кладбищах города Мичуринска.

Из представленных во исполнение данного предупреждения документов установлено, что в настоящее время не демонтированы две рекламные конструкции, расположенные по адресу: г. Мичуринск, Рабочий поселок, принадлежащие ИП Козловой О.Б. поскольку срок предписания, выданного администрацией города Мичуринска о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без разрешения, не истек.

 

До настоящего время проблемным вопросом остается передача прав владения или пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Управление часто сталкивается с нарушениями со стороны органов при передачи объектов коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время на рассмотрение в Тамбовском УФАС России находятся три дела в отношении администрации Кулеватовского, Перксинского и Троицковихляйского сельсовета Сосновского района.

Ранее, в сентябре 2018 года данным сельсоветам были выданы предупреждения о необходимости прекращения признаков нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по устранению последствий нарушения, а именно, возвратить объекты водоснабжения и водоотведения, которые были предоставлены по концессионным соглашениям, срок которых был продлен путем заключения дополнительных соглашений, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Срок исполнения предупреждения был установлен до апреля 2019 года, который был продлен до июля 2019 года.

Однако, сельсоветы данные предупреждения не исполнили.

На основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Тамбовское УФАС России возбудило три дела в отношении данных сельсоветов в ходе которых установлено, что после окончания срока действия концессионных соглашений, заключенных с  ООО «Сосновские коммунальные сети», Общество продолжает пользование данными объектами без договорных отношений и без учета требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а именно: без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Также Тамбовское УФАС России хотело обратить внимание на внесенные изменения в постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения».

Так, постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 № 708 внесены изменения и дополнения в указанные Правила.

Пункт 2 Правил, которым определены основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, претерпел изменения, а именно пункт 2 дополнен подпунктами «е», «ж», «з», «и» следующего содержания:

«е» - выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;

«ж» - выявление в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;

«з» - вывод в течение срока реализации концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;

«и» осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в пункте 5 части 1 статьи 42 Федерального закона "О концессионных соглашениях", при соблюдении условия, предусмотренного частью 2 указанной статьи Федерального закона "О концессионных соглашениях».

Изменения также коснулись пункта 5 Правил, которым установлен перечень требуемых документов, который заявитель предоставляет в антимонопольный орган для согласования изменений условий концессионного соглашения.

Так, данный пункт дополнен подпунктом «и», который говорит, что заявитель предоставляет один или несколько договоров аренды, на основании которых у концессионера возникли права владения и (или) пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения.

Также претерпели изменения и подпункты «е» и «ж».

Теперь конкурсную документацию и конкурсное предложение концессионера необходимо предоставлять в случае заключения концессионного соглашения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, а  предложение о заключении концессионного соглашения в случае заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора.

Изменения коснулись и пункта 14 Правил, которым установлены случаи отказа антимонопольного органа в согласовании изменений условий концессионного соглашения.

Так, признан утратившим пункт «а», который устанавливал, что со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года, согласовать изменение условий вышеуказанного концессионного соглашения не представляется возможным.

Пункт 14 дополнен подпунктом «е», которым предусмотрено, что антимонопольный орган отказывает в согласовании в случае  если предлагаемые изменения не связаны с наличием оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

 

Хотелось также заострить внимание на передачу прав и пользования в отношении бесхозяйного имущества.

Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, осуществляется без проведения торгов при предоставлении указанных прав на имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787, установлено, что технологически связанные сети и (или) источники тепловой энергии - принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежным организациям тепловые сети и (или) источники тепловой энергии, имеющие взаимные точки подключения и участвующие в единой технологической системе теплоснабжения.

Таким образом, передача прав владения и (или) пользования по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предполагает наличие у лица, претендующего на получение прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, имущества на праве собственности или ином законном основании, технологически связанного с вновь передаваемым имуществом.

В силу части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» эксплуатация бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных данным федеральным законом  особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного федерального закона.

Аналогичные нормы предусмотрены соответственно частью 6 статьи 15 и частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» для объектов теплоснабжения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Соответственно, эксплуатация бесхозяйного участка сетей теплоснабжения или водоснабжения по передаточному акту в соответствии со статьей 8 Закона о водоснабжении и водоотведении и статьей 15 Закона о теплоснабжении не порождает последствий, необходимых для дальнейшей передачи этому же лицу участка сети, технологически связанного с бесхозяйным участком, поскольку орган местного самоуправления, не являясь собственником указанного имущества, не может им распорядиться, а у эксплуатирующей бесхозяйный участок сети организации не возникает законного права владения и (или) пользования таким участком.

Таким образом, государственное или муниципальное имущество, имеющее взаимные точки присоединения с бесхозяйным имуществом, не может быть передано хозяйствующему субъекту осуществляющему эксплуатацию такого бесхозяйного имущества, в порядке, установленном пунктом 8 части 1 стари 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

Судебная практика Тамбовского УФАС России по применению статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

25 февраля 2019 года Верховный Суд РФ поддержал позицию Тамбовского УФАС России и судов трех инстанций по делу № А64-8530/2017 о неправомерности переуступки прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории и продления сроков исполнения обязательств по договору и срока действия договора.

Напомним, что в 2017 году в Тамбовское УФАС России поступили материалы, указывающие на нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции со стороны администрации города Тамбова, выражающееся в согласовании переуступки прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории, заключенного 05.06.2013 с ООО «Капитал» по результатам аукциона, ООО «Стройлайн».

Впоследствии также с согласия администрации права и обязанности по договору были переуступлены ООО «Жилищно-строительная компания «Юг» и продлен срок действия договора с 31.12.2017 по 31.12.2020.

Градостроительный кодекс РФ не предусматривает возможность заключения договора о развитии застроенной территории с лицом, не участвовавшим в аукционе. Право на его заключение принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, либо его единственному участнику. Срок установленный договором при его заключении является одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории, а значит, его изменение не допустимо.

Переуступка прав и обязанностей  по договору о развитии застроенной территории, равно как и продление его срока приводит или может привести к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции и к нарушению прав неопределенного круга лиц, а также к созданию отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с чем Тамбовское УФАС России обратилось с иском в Арбитражный суд Тамбовской области о признании недействительными договоров об уступке прав и обязанностей по договору о развитии застроенной территории и дополнительного соглашения к нему, которой был удовлетворен 4 апреля 2018 года.

Решение суда первой инстанции оставлено в силе апелляционной и кассационной инстанции.

25 февраля 2019 года определением Верховный Суд РФ № 301-ЭС18-22892 поддержал позицию Тамбовского УФАС России и судов трех инстанций по делу № А64-8530/2017 тем самым указав, что «спорные договоры об уступке прав и обязанностей по договору, как и дополнительное соглашение к нему об изменении сроков его действия, фактически направлены на получение обществом «Стройлайн» и обществом «ЖСК «Юг» права на заключение договора о развитии застроенной территории вне конкурентных процедур, являются ограничивающими конкуренцию соглашениями и приводят к нарушению прав неопределенного круга лиц».

        

Тамбовское УФАС России также обращает внимание на то, что ФАС России разработаны рекомендации органам власти о реализации мер, направленных на  развитие конкуренции в сфере наружной рекламы, предотвращение и профилактику  нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере наружной рекламы.

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, состоявшемся 5 апреля 2018 года, сфера наружной рекламы включена в перечень приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации, указанных в Докладе Государственному Совету Российской Федерации.

В соответствии с Пунктом «б» части 1 Национального плана определен ключевой показатель - снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

         В связи с указанным, Тамбовское УФАС России акцентирует внимание на несколько типовых случаев нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции органами власти в сфере наружной рекламы.

Так,  наиболее распространенным нарушением является бездействие органов местного самоуправления, выраженное в не демонтаже незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (без действующих разрешений и (или) договоров) на подведомственной им территории.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истёк, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе.

При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истёк, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Неисполнение указанной обязанности органом местного самоуправления, может подпадать под признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        

Также на территории муниципальных образования имеются случаи несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе определяется схемой размещения рекламных конструкций).

Так, согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.

Таким образом, бездействие органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, выразившееся в не осуществлении действий, направленных на признание разрешений на установку и эксплуатацию указанных рекламных конструкций недействительными может повлечь за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами - владельцами рекламных конструкций, установленных на территории муниципального образования на местах, включенных в соответствующую Схему.

Учитывая изложенное, в бездействии органов местного самоуправления муниципальных районов или городских округов содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неосуществлении действий, направленных на признание разрешений на установку и эксплуатацию указанных рекламных конструкций недействительными.

 

Антимонопольными органами также фиксируются случаи установки и эксплуатации рекламных конструкций с разрешениями на установку и эксплуатацию таких конструкций на территории муниципального образования, не включенных в Схему размещения рекламных конструкций.

По мнению ФАС России, бездействие органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, выразившееся в не осуществлении действий, направленных на включение в Схему рекламных конструкций, установленных на территории муниципального района или городского округа на основании выданных разрешений может повлечь за собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами — владельцами рекламных конструкций, установленных на территории муниципального района или городского округа и включенных в Схему.

Так, владельцы рекламных конструкций, включенных в Схему, в результате указанного бездействия органов местного самоуправления муниципального района или городского округа не могут полноценно осуществлять свою хозяйственную деятельность в рыночных условиях, так как не располагают информацией о местах установки рекламных конструкций компаний-конкурентов, не включенных в Схему, установленных на землях на территории муниципального образования, об их количестве на рынке, о проводимых ими рекламных кампаниях, о ценовой политике и др., и, следовательно, не могут спланировать проведение своих рекламных кампаний, вследствие чего несут необоснованные убытки.

Владельцы рекламных конструкций, установленных на землях муниципального образования и не внесенных в Схему, получают необоснованные преимущества для осуществления своей хозяйственной деятельности на рынке.

Так, владельцы рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых в соответствии с разрешениями на территории муниципального образования и не включенных в Схему, установленные в непосредственной близости от рекламных конструкций компаний, включенных в Схему, обладают информацией об их владельцах, о ценах за размещение рекламы на таких конструкциях, что может повлечь за собой недобросовестную ценовую конкуренцию с их стороны.

Учитывая изложенное, ФАС России усматривает в бездействии органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, выразившемся в неосуществлении действий, направленных на включение в Схему рекламных конструкции, установленных в соответствии с разрешениями на землях на территории муниципального образования признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  

Также антимонопольными органами выявлялись факты заключения договоров переуступки прав победителем торгов на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на территории муниципального образования третьим лицам без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Закон о рекламе закрепляет специальный порядок возникновения у владельца рекламной конструкции права на её установку на государственном или муниципальном недвижимом имуществе.

Право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, полученное по результатам аукциона неразрывно связано с личностью победителя, и поэтому передача данного права третьему лицу невозможна.

Согласно пункту 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, вступившей в силу с 01.06.2015) если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора.

Таким образом, уступка победителем торгов прав по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на государственном или муниципальном недвижимом имуществе противоречит в целом Российскому законодательству как с учетом требований Закона о рекламе, так и общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проведение конкурентных процедур на право установки и эксплуатации рекламной конструкции на государственном или муниципальном недвижимом имуществе является обязательным условием для выхода на рынок рекламы.

Указанное право не может быть передано другому лицу вне конкурентных процедур.

Учитывая изложенное, в случае, если рекламная конструкция установлена на государственном или муниципальном имуществе, переуступка прав владельца рекламной конструкции по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недопустима, поскольку процедура торгов предусматривает исключительное право для выигравшего конкретного лица заключения договора с собственником имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Таким образом, в действиях организатора торгов, выразившихся в даче письменного согласия на заключение договоров переуступки прав (или заключении соглашений о замене лиц в договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования с победителями торгов и третьими лицами), содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        

Значительная часть нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы выявлена при выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Так, в действиях органов местного самоуправления при выдаче ими разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выявлялись следующие нарушения:

- затягивание сроков выдачи разрешения;

- требование от Заявителя при оформлении разрешения документов, не предусмотренных действующим законодательством.

Закон о рекламе содержит единые сроки направления органом местного самоуправления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.

Каких-либо изъятий или исключений из указанного требования, равно как и иных сроков направления органом местного самоуправления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, Закон о рекламе не содержит.

Таким образом, в случае если органом местного самоуправления превышен сроки направления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, заявитель вправе в течение трех месяцев обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления при выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации. В случае нарушения соответствующих требований законодательства со стороны органов местного самоуправления заинтересованные лица вправе обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры, либо суд.

Кроме того, в соответствии с частью 12 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных, связанных с выдачей разрешения действий.

Анализ действующих нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, утверждающих «Порядок выдачи разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования», показал, что указанные нормативные правовые акты могут содержать требования по предоставлению Заявителем данных о заявителе: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - сведения с указанием адреса местонахождения (юридического и фактического), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), банковских реквизитов, должностей и фамилий руководителя и главного бухгалтера, номеров их телефонов, данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в виде копии свидетельства о регистрации - для юридических лиц, свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя - для физических лиц.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о рекламе данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от владельцев рекламных конструкций предоставления указанной информации.

Учитывая изложенное, действия органов местного самоуправления, выраженные в утверждении порядка по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования», который содержит перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, не предусмотренный частью 11 статьи 19 Закона о рекламе, что противоречит части 12 статьи 19 Закона о рекламе, может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, при утверждении органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов нормативных правовых актов, определяющих порядок выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования на подведомственных им территориях, необходимо обеспечить соблюдение положений Закона о защите к

Наверх