Доклад начальника контрольно-аналитического отдела управления по регулированию тарифов Сутормина Михаила Владимировича на тему: «ОБЗОР обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности управления по регулированию тарифов Тамбовской области за 2018 год»
22 апреля 2019, 11:17
Тип документа:
Доклады

Доклад начальника контрольно-аналитического отдела управления по регулированию тарифов Сутормина Михаила Владимировича на тему: «ОБЗОР обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности управления по регулированию тарифов Тамбовской области за 2018 год»

 

Раздел 1. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

         Управление по регулированию тарифов Тамбовской области осуществляет региональный государственный контроль в области регулируемых цен (тарифов), надбавок и контроль по соблюдению юридическими и физическими лицами обязательных требований к осуществлению регулируемой деятельности в соответствии с действующим законодательством.

  В рамках реализации основного направления стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (далее – Управление) на постоянной основе осуществляется анализ нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.

  Управлением проведена работа по систематизации обязательных требований в области тарифного регулирования, по результатам которой установлен исчерпывающий Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного регионального контроля в области тарифного регулирования, утвержденный приказом Управления от 24.10.2018 № 03/217.

Нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регламентирующие контрольную деятельность опубликованы на официальном сайте Управления по адресу http://www.kt.tambov.gov.ru в разделе «Об управлении» подраздел «Контрольная деятельность» вкладка «Перечень обязательных требований».

         При осуществлении государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов) управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее – Управление) руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012         № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»

постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013        № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016         № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010        № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011              № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995              № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009            № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (вместе с «Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008            № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» (вместе с «Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015            № 1517 «О государственном регулировании цен на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» (вместе с «Правилами государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», «Правилами ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», «Методикой определения предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на указанные медицинские изделия»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2011            № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011            № 1240 «О проведении технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта» (вместе с «Правилами проведения технического осмотра транспортных средств городского наземного электрического транспорта»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010      № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» (вместе с «Правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2014        № 452 «Об утверждении Правил определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г.        № 340»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004                    № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009         № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (вместе с «Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики», «Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2011        № 877 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012              № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004        № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2016       № 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016           № 424 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ» (вместе с «Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также осуществления контроля за их реализацией», «Правилами определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001      № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000       № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013           № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014        № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» (вместе с «Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2018           № 860 «Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения» (вместе с «Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения сторонами соглашения об исполнении схемы теплоснабжения размера коэффициента к предельному уровню цены на тепловую энергию (мощность) и срока его применения»)

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010           № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013      № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013           № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013         № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009           № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018             № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения», «Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя»);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013        № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающий организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов»;

приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»;

приказом Минстроя России от 07.11.2014 № 689/пр «Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике»;

приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты»;

приказом ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении»;

приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»;

приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки»;

приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»;

приказом ФСТ России от 16.09.2014 № 1442-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей»;

приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э «Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и от 30.03.2012 № 228-э»;

приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала»;

приказом ФСТ России от 20.02.2014 № 202-э «Об утверждении формы отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения»;

приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»;

приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов»;

приказом Минэнерго России от 24.03.2010 № 114 «Об утверждении формы инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций»;

приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»;

приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»;

приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;

приказом Минстроя России от 25.01.2014 № 22/пр «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат»;

приказом ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования»;

постановлением администрации Тамбовской области от 23.12.2013         № 1524 «Об утверждении порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов)»;

законом Тамбовской области от 06.04.2012 № 135-З «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств»;

постановлением администрации Тамбовской области от 25.01.2010           № 47 «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования»;

постановлением администрации Тамбовской области от 28.09.2012          № 1174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации программы газификации Тамбовской области, финансируемой за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями»;

постановлением администрации Тамбовской области от 15.06.2012           № 722 «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств»;

постановлением администрации Тамбовской области от 27.08.2010          № 1026 «Об утверждении предельных размеров надбавок к ценам на лекарственные препараты»;

Нормативная правовая база для осуществления контрольных мероприятий, проводимых Управлением, является достаточной для выполнения возложенных функций по контролю.

Все исполняемые управлением контрольно-надзорные функции регламентированы. Утвержденные приказами Управления административные регламенты исполнения государственных функций по контролю прошли антикоррупционную экспертизу, официально опубликованы в газете «Тамбовская жизнь», размещены на Интернет-сайте управления в разделе «Об управлении» подраздел «Административная реформа» и на внутреннем стенде в помещении управления. Исполнение положений административных регламентов закреплено в должностных регламентах государственных гражданских служащих управления.

Основные контрольные функции Управления закреплены в Положении об Управлении по регулированию тарифов Тамбовской области, утвержденном постановлением главы администрации Тамбовской области от 06.11.2012 № 110.

         В соответствии с задачами Управление осуществляет:

         1.1. региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Предметом проверки при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) является:

  в сферах деятельности субъектов естественных монополий - соблюдение субъектом естественной монополии в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом «О естественных монополиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

  в области газоснабжения - соблюдение юридическими лицами в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения требований Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Тамбовской области в части целевого использования средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации области;

в электроэнергетике - соблюдение субъектами электроэнергетики в процессе осуществления деятельности требований, установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, применения платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в электроэнергетике, а также соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике;

  в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения требований, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере теплоснабжения;

  в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры, требований, установленных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, в сфере водоснабжения и водоотведения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также требований к соблюдению стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения;

  в области обращения с твердыми коммунальными отходами - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований порядка ценообразования и применения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также соблюдение стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

  в области обращения лекарственных средств - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, субъектами обращения лекарственных средств требований, установленных Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность;

  в области технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части соблюдения предельных размеров платы за проведение технического осмотра и платы за выдачу дубликата диагностической карты;

  в области применения предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, в части применения регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также предельных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования;

  в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в части соблюдения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Управлением, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемым Управлением применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.

         1.2. производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частью 10 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьями 14.6, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 5 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.1, частью 1 статьи 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями), частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 17.01.2011 № 11 должностные лица Управления наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.

         1.3. принимает решения и объявляет в пределах своих полномочий, установленных действующим законодательством, предостережения о недопустимости нарушения требований действующего законодательства.

         1.4. в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований законодательства Российской Федерации, Управление выдает предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также осуществляет контроль за их исполнением.

Кроме того, Управлением осуществляются следующие дополнительные функции:

проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и в области обращения с твердыми коммунальными отходами в целях безубыточности работы организаций жилищно-коммунальной сферы Тамбовской области; 

обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принятие решений по ним и направление ответов заявителям в установленный законодательством РФ срок;

направление в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов отчетных данных о результатах контрольной работы в области регулируемых цен (тарифов).

Порядок исполнения контрольных функций регламентируется:

административным регламентом исполнения государственной функции «проведение проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых цен (тарифов)», утвержденным приказом управления по регулированию тарифов области от 10.05.2011                    № 64-р;

административным регламентом исполнения государственной функции «осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации», утвержденным приказом управления по регулированию тарифов области от 29.06.2012 № 60-р.

  В соответствии с п.п. 6, 7 ст.9, ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), в срок до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Управление направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации проект ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

  Приказом Управления от 24.10.2017 № 03/181 утвержден план проведения плановых проверок на 2018 год в соответствии с которым, должно было быть проведено 4 проверки хозяйствующих субъектов.

         За отчетный период выполнение утвержденного ежегодного плана проведения проверок составило 100%., из них:

в 1 полугодии 2018 года – 3;

во 2 полугодии 2018 года - 1.

         Общее время проведения проверок в рабочих днях составило 80 дней, что на 33% меньше по сравнению с предыдущим годом (120 дней).

         В соответствие с административными регламентами процедура - проведение проверок при осуществлении регионального государственного контроля включает в себя следующие административные действия:

  принятие решения о проведении проверки;

  подготовка к проверке;

  проведение проверки;

  составление акта проверки и ознакомление с его содержанием руководителя, иного должностного лица (уполномоченного представителя) субъекта ценообразования.

  С 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.9 ст.9              Закона № 294-ФЗ.

  При подготовке к плановой проверке специалист направляет копию приказа о проведении проверки в адрес субъекта ценообразования (его филиала (представительства) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным, или иным доступным способом не позднее чем за три рабочих дня до даты начала проведения проверки.

  По результатам проверки должностными лицами Управления, проводящими проверку, непосредственно после ее завершения, оформляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Результаты проведенных проверок учитываются при регулировании тарифов на очередной период регулирования.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» Управление в пределах своей компетенции, рассматривает поступившие в устной и письменной форме обращения граждан по вопросам государственного регулирования тарифов и нормативам потребления коммунальных услуг.

За 2018 г. в Управление поступило 99 письменных обращений.

Все вопросы, затронутые в 86 обращениях, разъяснены заявителям, в том числе по:

размеру и росту тарифов на коммунальные услуги – 23;

расчету размера платы за коммунальные услуги – 36;

нормативам потребления коммунальных услуг -5;

тарифу на проезд в городском общественном транспорте – 2;

плате за техосмотр -1;

порядку формирования тарифов на ЖКУ – 14;

вывозу ТКО – 3;

качеству коммунальных услуг – 1;

вывозу ЖБО – 1.

Управлением в 2018 году было перенаправлено для рассмотрения по принадлежности и организации ответа в другие органы государственной власти 13 обращений граждан (большая часть обращений направлена в управление государственного жилищного надзора области, в целях устранения нарушений действующего законодательства, инициирования проверок правильности начисления платы за коммунальные ресурсы в жилом помещении, в том числе ненадлежащего качества, и на содержание общедомового имущества и понуждения к исполнению этих требований).

 

Раздел 2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства

 

За 2018 год материалы по фактам нарушений в сфере тарифообразования в правоохранительные органы Управлением не направлялись.

За 2018 год случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не выявлены.

Проверки были проведены в отношении 4 юридических лиц, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (МУП «Тамбовтеплосервис», ООО «Тамбовская теплоэнергетическая компания, АО «Тамбовские коммунальные системы», АО «Тамбовская сетевая компания»).     В ходе проведения выездной проверки МУП «Тамбовтеплосервис» выявлено нарушение п.9 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказа Федеральной службы по тарифам от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» в части ведения раздельного учета расходов в целях формирования себестоимости регулируемых и прочих видов деятельности.

По результатам проведенных мероприятий по контролю МУП «Тамбовтеплосервис» выдано предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Предписание исполнено в срок в полном объеме.

В ходе проведения выездной проверки АО «Тамбовские коммунальные системы» выявлено нарушение ч.13 ст.31 Федерального закона от 07.12.2011      № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пп.19-21 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, Порядка ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.01.2014         № 22/пр, в части ведения раздельного учета расходов в целях формирования себестоимости регулируемых и прочих видов деятельности.

По результатам проведенных мероприятий по контролю АО «Тамбовские коммунальные системы» выдано предписание об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Предписание исполнено в срок в полном объеме.

Результаты проведенных проверок МУП «Тамбовтеплосервис», ООО «Тамбовская теплоэнергетическая компания», АО «Тамбовские коммунальные системы», АО «Тамбовская сетевая компания» учтены при установлении тарифов на 2019 год.

По итогам проведенных проверок при установлении тарифов на 2019 год исключены экономически необоснованные затраты в сумме 153533,98 тыс. руб., в том числе АО «Тамбовские коммунальные системы» – 9623,8 тыс. руб., МУП «Тамбовтеплосервис» - 74045,56 тыс. руб., ООО «Тамбовская теплоэнергетическая компания» - 2598,49 тыс. руб.; АО «ТСК» - 67266,13.

В 2018 году совместно с прокуратурой Тамбовской области, специалисты Управления принимали участие в проверке исполнения инвестиционной программы АО «ТСК» за 2017 год. Выполнение инвестиционной программы составило 100,02%.

         В 2018 году Управлением рассмотрено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ (нарушение порядка, способа, сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации) в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «Рекон» Сычевой Е.Г. Наложенный административный штраф в размере 5,0 тыс. руб. оплачен в полном объеме.

  Управлением возбуждено 3 дела об административных правонарушениях по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования) в отношении должностных лиц – директора ООО «Русагро-Тамбов» - филиала «Никифоровский» Посохова А.В., генерального директора МУП «Тамбовтеплосервис» Писарогло М.В., директора ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» Михайлюка И.Н. Производство по делу в отношении должностного лица – генерального директора МУП «Тамбовтеплосервис» Писарогло М.В. прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. На должностные лица - директора ООО «Русагро-Тамбов» - филиала «Никифоровский» Посохова А.В., директора ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» Михайлюка И.Н. - наложены административные штрафы в размере 25,0 тыс. руб., которые оплачены в полном объеме.

В ходе проведения анализа документов, необходимых для установления тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения выявлены факты непредставления сведений в Управление, когда обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов. По данным фактам возбуждено 13 дел об административных правонарушениях по ч.1 ст. 19.7.1 КоАП РФ в отношении должностных лиц ООО «Исток», ООО «Коммунальник», ООО «УК «Развитие», ОАО «Котовский лакокрасочный завод», МУ «Лысогорская коммунальная служба», МУП «Малиновское», МУП «Орловское», ООО «Райжилкомхоз», МУ «Шехманское», МУ «Первомайское», МУ ЖКХ «Спутник», ООО «Строймастер», ООО «Рекон». По указанным административным делам проведены административные расследования.

         В связи с отсутствием события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица МУП «Малиновское» прекращено.

         В связи с отсутствием состава административного правонарушения производство по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц МУ «Шехманское», МУ «Первомайское» прекращены.

         На должностные лица ООО «Исток», ООО «Коммунальник», ООО «УК «Развитие», ОАО «Котовский лакокрасочный завод», МУ «Лысогорская коммунальная служба», МУП «Орловское», ООО «Райжилкомхоз», МУ ЖКХ «Спутник», ООО «Строймастер», ООО «Рекон» наложены административные штрафы в размере 3,0 тыс. руб. (общая сумма 30,0 тыс. руб.), которые оплачены в полном объеме.

Приказом Управления от 28.05.2018 № 03/145 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям управления по регулированию тарифов области на 2018 год (далее – Программа).

В целях предупреждения и предотвращения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов) на официальном сайте Управления (http://www.kt.tambov.gov.ru/):

размещена информация об установленных Управлением ценах, тарифах, надбавках;

размещена Программа профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых Управлением цен (тарифов).

Для граждан размещен информационный инструмент, позволяющий обеспечить онлайн – проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.

Также обеспечено информирование населения об уполномоченном органе исполнительной власти области, осуществляющем государственный региональный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) путем организации постоянно действующей «Горячей линии».

В целях исполнения Программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области регулируемых Управлением цен (тарифов) обеспечена открытость обязательных требований законодательства, соблюдение которых оценивается в ходе проведения государственного регионального контроля:

на официальном сайте Управления в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» размещен Перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), утвержденный приказом Управления от 24.10.2018 № 03/217;

на официальном сайте Управления постоянно в течение года актуализируется перечень нормативных правовых актов, содержащий обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного регионального контроля;

в целях информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в области государственного регулирования и контроля за тарифами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности и стандартов раскрытия информации ресурсоснабжающими организациями на сайте Управления размещено 7 новостных сообщений;

на сайте Управления размещено 14 комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования и внесенных изменениях в действующее законодательство.

         В целях обеспечения открытости контрольно-надзорной деятельности, руководствуясь статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подконтрольные субъекты осведомлены о проведении публичного мероприятия, а также обеспечен их доступ к участию в указанном мероприятии путем опубликования на официальном сайте Управления в разделе «Контрольно-надзорная деятельность»:

         анонса о проведении публичного мероприятия;

         Обзора обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления за 2017 год.

         На сайте Управления реализована возможность оставить замечания и внести предложения по Перечню нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), Обзору правоприменительной практики.

         На постоянной основе проводится разъяснительная работа с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований в ходе проведения личного приема, телефонных переговоров, электронной почты.

         Нарушение обязательных требований законодательства влечет за собой наступление административной ответственности. Вместе с тем, часть 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает возможность органам государственного контроля (надзора) ограничиться предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований. Однако вынесение предостережения возможно лишь в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан и если юридическое лицо ранее не привлекалось к ответственности за нарушение соответствующих требований

  В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Управление выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

  За 2018 год выявлено 79 признаков нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. По всем выявленным фактам Управлением объявлено 79 предостережений юридическим лицам о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Все предостережения исполнены в полном объеме, и информация размещена в системе ФГИС ЕИАС с использованием единых форматов информационного взаимодействия.

         В целях минимизации возможных рисков нарушения обязательных требований:

         проведено 2 семинара по вопросам проблем и основных задач тарифного регулирования на 2019 год;

         проведена разъяснительная работа в средствах массовой информации – 8 раз.

         Показатель качества проведенных профилактических мероприятий в 2018 году (в 2017 году - 39/6=6,5, в 2018 году - 79/4=19,75) составил 19,75/6,5*100%=303%. Следовательно, поскольку увеличение более чем на 10% показатель качества проведенных профилактических мероприятий достигнут.

         В 2017 году было проведено 41 профилактическое мероприятие, в 2018 – 102.

         В 2018 году в 56,4% от общего количества подконтрольных субъектов (140), осуществляющих регулируемую деятельность в сфере поставки коммунальных ресурсов, были выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Следовательно, целевой показатель «доля субъектов в отношении которых проведены профилактические мероприятия» - достигнут (в 2018 году этот показатель не должен быть меньше 50%).

Остальными профилактическими мероприятиями были охвачены все подконтрольные субъекты.

В ходе проведенного анализа выявлено, что наибольшую долю допущенных подконтрольными субъектами правонарушений составляют нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, (непредставление сведений в Управление, когда обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов) и нарушение стандартов раскрытия информации.

В 2018 году юридические лица не оспаривали в суде основания и результаты проведения в отношении их мероприятий по контролю.

В соответствии с распоряжением администрации области от 18.12.2018 № 754-р «Об утверждении Порядка оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» Управлением проанализированы фактически достигнутые значения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации за 2018 год. По итогам проведенного анализа контрольная деятельность Управления отнесена к высокому уровню.

         Необходимо отметить, что большая часть времени органами регулирования тарифов уделяется изучению и проверке предложений организаций по утверждению необходимой валовой выручки при установлении тарифов. В ходе анализа представленных документов на установление тарифов на коммунальные ресурсы, при проведении тарифной кампании 2019 года экономический эффект от исключения экономически необоснованных и документально неподтвержденных расходов регулируемых предприятий составил 3852,47 млн. руб.

 

 

Наверх