Доклад заместителя начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокой Е.М. на тему: «НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО»
04 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

ДОКЛАД заместителя начальника ОАКХС Вислобоковой Е.М.

 

 

«НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО»

 

С 1 января 2019 года в России стартовала реформа мусорной отрасли.

 

Сегодня в рамках реформирования системы управления отходами соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)   заключаются на конкурентной основе, а именно по итогам проведения торгов.  

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881.

По результатам  конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Тамбовской области присвоен АО «Тамбовская сетевая компания», которое начало осуществлять свою деятельность на   данном товарном рынке    с 1 января текущего года.

31.08.2018 между АО «ТСК» и Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области было подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тамбовской области. Срок реализации данного соглашения 10 лет.

Таким образом,  уже с 01.09.2018 на территории Тамбовской области был фактически определен региональный оператор  по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО - АО «ТСК». 

 Соглашением определено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств  в полном объеме не позднее 01.01.2019 при условии утверждения   до указанной даты тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Тариф утвержден.

Исходя из комплексного трактования норм федерального законодательства в области обращения с отходами,    региональный оператор обеспечивает комплексную услугу: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение твердых коммунальных отходов   в зоне  его деятельности  на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор может работать как самостоятельно, так и  с привлечением  иных лиц.

          Порядок заключения региональным оператором договоров на транспортировку урегулирован Правилами проведения торгов,   утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133.

Указанные  Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами,  в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

 

С учетом того, что соглашение между АО «ТСК» и Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области было подписано 31.08.2018, а фактически приступить к поставленным в соглашении задачам  региональный оператор обязан был  до 1 января 2019 года, то  провести торги в целях  установления тарифа АО «ТСК» должно  было также до указанного срока.

 

В соответствии с Законом об отходах (ст. 24.6)   условия проведения торгов на осуществление транспортирования ТКО устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Заключенным соглашением    условия  проведения торгов на осуществление сбора и транспортирование твердых коммунальных отходов  на дату осуществления деятельности рег.оператора  предусмотрены не были.

Отсутствовал так же и порядок и условия проведения торгов на  законодательном уровне Тамбовской области.

 

Такой закон был  принят Тамбовской областной Думой только 27.02.2019 – это Закон Тамбовской области  № 332-З «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Тамбовской области».

Статьей 8 названного закона  предусмотрены и определены  условия проведения региональным оператором торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области.

 

 

 

До этого времени региональный оператор при   отборе контрагентов  для осуществления транспортирования ТКО обязан был руководствоваться Правилами № 1133, которыми предусмотрено, что  «уполномоченный  орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет оценку представленных региональным оператором условий проведения торгов  с целью определения  соответствия  этих условий соглашению с субъектом Российской Федерации, территориальной схеме обращения с отходами…».

 

АО «ТСК» с учетом требований Правил   дважды обращалось  в управление  ТЭК и ЖКХ Тамбовской области (30.10.2018   и    21.11.2018) по вопросу согласования  документации об аукционе на право  заключения договоров на осуществление транспортирования ТКО.

Однако, в  соответствии с  Соглашением    АО «ТСК» обязано было не позднее  60 календарных дней со дня заключения соглашения (т.е. до 31.10.2018) разработать, утвердить и разместить извещение  и документацию о проведении торгов, по результатам которых  формируются  цены на услуги  по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, на официальном сайте в сети «Интернет», а Общество лишь на 60 день обратилось в Управление  ТЭК и ЖКХ Тамбовской области по вопросу согласования аукционной документации.  

Управление  ТЭК и ЖКХ Тамбовской области в обоих случаях обращений  отказало АО «ТСК» в согласовании условий проведения торгов,   мотивируя это тем, что плановые объемы транспортирования отходов не соответствуют территориальной схеме.

 Тем не менее, в декабре 2018 года - январе 2019 года АО «ТСК» все таки заключило 14 договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО в Тамбовской области у единственного поставщика (без проведения торгов)  в соответствии с   Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «ТСК». 

В связи с данными обстоятельствами в Тамбовское УФАС России пожаловалось ООО «ТЭКО-Сервис», которое   имело намерение  работать на  данном товарном рынке, но не получило такую возможность ввиду отсутствия публичных конкурентных процедур.

АО «ТСК», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в  силу закона об отходах  и соглашения от 31.08.2018 является единственным оператором на рынке обращения с ТКО на всей территории Тамбовской области, поскольку согласно  территориальной схеме Тамбовской области, в регионе сформирована «единая зона» деятельности регионального оператора,   соответственно, его положение является доминирующим с долей 100%.

Проверив все  доводы  и материалы жалобы ООО «ТЭКО-Сервис»,  Тамбовское УФАС России пришло к выводу, что  при отсутствии  порядка и условий проведения торгов, установленных на законодательном уровне  субъектом федерации, АО «ТСК» обязано было  заключать договоры на транспортировку ТКО путем проведения торгов в форме электронного аукциона, руководствуясь Правилами проведения торгов  № 1133.

Несоблюдение сетевой компанией конкурентного порядка отбора поставщиков для заключение договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО   ограничивает конкуренцию на рынке услуг по транспортированию ТКО и создает дискриминационные (неравные) условия доступа на данный товарный рынок потенциальным участникам, в том числе ООО «ТЭКО-Сервис», которые были лишены возможности принять участие в отборе поставщиков, что запрещено пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Данные действия регионального оператора были расценены антимонопольным органом как признаки злоупотребления  своим доминирующим положением на рынке и Обществу выдано   предупреждение о необходимости   принять меры, направленные на проведение аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО, а также  заключить дополнительные соглашения к вышеуказанным 14 договорам с условием, что договоры действуют до определения победителя по результатам проведения аукциона.  

Срок исполнения Предупреждения  установлен  до 20 июня 2019 года. 

В случае если сетевая компания  выполнит предупреждение в указанные сроки, Общество  избежит процедуры возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и как следствие – привлечение к административной ответственности.

Наверх